О мифотворчестве

Oct 15, 2014 19:01

Наткнулась у Иры Любарской (в связи с обсуждением утомленных "Солнечным ударом") на отсылку к известной фразе: "Пастернака не читал, но осуждаю".

Вспомнила, что хотела написать о ней. По-моему, это такой же исторический казус, как и знаменитое "В СССР секса нет". Да и как фраза о последнем прибежище негодяя. То есть, фразы, неловко сказанные или вырванные из контекста.

Я подумала, что короткую реплику о Пастернаке, видимо, следует читать совсем иначе. "Пастернака я не читал, не знаю, какой он поэт и писатель, может быть, гений, а вот его гражданскую позицию я осуждаю - оставив его заслуги за скобками".

Полезла искать первоисточник - и верно, чутье не подвело. Нигде фраза "не читал, но осуждаю" не встречается. Нет такого варианта. Есть близкие, но все они никак не отностятся к формуле "книгу не читал, но ее содержание осуждаю". Нет, осуждается поступок Пастернака (публикация романа на Западе) - отдельно от художественных достоинств. "Народное возмущение" в газетах - такое же осуждение "антисоветских взглядов" автора, без привязки к роману.

Надо сказать, что история с Пастернаком безобразна сама по себе. От начала до конца. Запад использовал роман Бориса Леонидовича в качестве ударного орудия пропаганды (о чем нам как-то не особо рассказывали, да?), публикацией и распространением романа занималось ЦРУ. Это рассматривалось как отдельная спецоперация, экземпляры романа раздавали советским туристам на международной ярмарке в Брюсселе. Роман активно переводили на разные языки, он был рекомендован к распространению в странах Восточного блока. (Теперь расскажите мне о теории заговора, ага).

Советская идеологическая машина вынуждена была отвечать, само собой. О судьбе самого Пастернака при этом уже никто не думал. Собственно, если бы советские идеологи были чуть разумнее, если бы роман был сразу напечатан в СССР, то и скандала бы не было, но и Нобелевки, скорее всего.

Но даже на фоне всего этого конфликта фраза "не читал, но осуждаю" остается вишенкой на тортике. Не могли наши освободители даже тут не передернуть, не приписать оппонентам лживую глупость. Мемы работали уже тогда.

А сейчас все как закольцевалось. Теперь уже сами освободители, как у Иры и сказано, фильма Михалкова смотреть не хотят, но осуждают его по рецензиям, только треск стоит.

история, литература, общество

Previous post Next post
Up