Мое поколение

Mar 28, 2013 19:45

Всякий раз, когда в сети начинается травля очередного человека, я вспоминаю дело Владимира Макарова. Да я вообще о нем часто вспоминаю. Помните такое дело? Ну, мужика из-за двух дохлых сперматазоидов и подлой психологини сначала упекли на тринадцать лет, а потом скостили до пяти. Кампания в его защиту шла несколько месяцев. Отписались многократно все крупнейшие издания. Все федеральные каналы отметились. А уж интернет просто заходился в истерике. Само собой, чтобы оправдать невиновного с точки зрения интернет-пользователя человека, надо было угандошить виновного. Ну, ту самую даму, которая проводила психологические тесты для судебной экспертизы. Как уж над ней издевались! Как тыкали всем подряд рисунком кошки с "фаллосообразным" хвостом.

Правда, потом выяснилось, что суд, вынося приговор, практически не принял во внимание никакие психологические тесты. Что кошка появилась не просто так. Что психолог в своих выводах была весьма осторожна. Кого волнует? Девушку с работы погнали. Весь интернет был облеплен ее фотографиями в кожаном белье. Ах! Ах! Она позирует в таком виде! Как же она может быть психологом!

Прошло время. Макаров сидит. Все его защитники, которые рубашку на груди рвали и клялись отстаивать невинно осужденного до последнего, куда-то делись. Вдруг. Как-будто крантик перекрыли. Хорошая работа защиты, чего. Скостили с тринадцати до пяти. Видимо, это всех устроило.

Так вот. Я много писала о том деле. Я даже первая выложила приговор в сети. И я до сих пор не знаю, правильно ли я тогда поступила. Я до сих пор не знаю, виновен Макаров или нет. Я до сих пор не знаю, как бы я голосовала, если бы я была присяжной (это дело суд присяжных не рассматривал, не цепляйтесь). Меня считали сторонницей обвинения, потому что я подвергала критике многие тезисы защиты. Ловила защиту на прямом вранье. Однако мне действительно хотелось разобраться. Не только с этим делом, а со всей этой системой. Как это происходит? Почему тысячи людей заведомо принимают одну из сторон в тех делах, в которых они совершенно не разбираются? Откуда вот этот моральный угар?

В этом отношении дело Макарова показательно и характерно. Или ты сажаешь за решетку невиновного человека, или ты отпускаешь виновного обратно к его жертве, оставляя ту совсем без защиты. Есть хлесткая фраза: "Лучше отпустить десять виновных, чем посадить одного невиновного". Фраза красивая, не спорю. И постулат вроде бы верный. Если полагать, что виновные, когда их отпустят вдруг все осознают, перестанут заниматься своими прежними делами. А так ты отпустил десять виновных, и, быть может, получил тысячу новых жертв и трагедий.

О чем тут речь? Об ответственности за то, что ты делаешь. За то, что мы творим.

Я ничего не знаю о сегодняшней молодежи. У меня две взрослых дочери, но я ничего не знаю об их поколении. Мне иногда кажется, что я их понимаю, но это, скорее всего, самообман.

Зато я знаю все о себе. И о своих ровесниках многое. И вот наше поколение теперь вдруг ставит меня в тупик. Как такое происходит? Ко мне приходит человек, которого я знаю лет двадцать (может, больше, может, меньше -- уж и не упомнишь), и на голубом глазу говорит, что ему нечего стыдиться. Меня такие люди всегда пугали. Вот это вот: "мне не в чем себя упрекнуть". У любого в жизни есть те моменты, которых стыдиться стоило бы.

И тут я понимаю, что это всех накрывает какая-то современная западная парадигма. Почему такое гонение на христианство в современном мире? Может быть, потому, что современный мир ничего не хочет слышать о самом понятии греха? Христианство прямо упрекают в том, что оно навязывает комплекс вины. В Штатах родители, изжарившие своих деток в машинах, собираются в группы терапии и объясняют друг другу, что случившееся - это не их вина. Это оно само. "Не надо себя грызть".

Казалось бы, это мир, в котором все дозволено. Пусть цветут сто цветов, "не мы такие - жизнь такая". Но на деле-то нет. Это мир, в котором человека с легкостью могут затравить за одну запись в твиттере. Мир, в котором молодого футболиста могут отлучить от карьеры на всю жизнь за один неловкий жест, похожий на нацистское приветствие. Мир, который даже и не подозревает, что все это и есть новый нацизм, а вовсе не жест футболиста.

Это мир, в котором нет прощения. Тебя добьют до конца светлые и добрые люди. В христианстве есть грех, но есть и прощение. Есть грешники, но есть и раскаявшиеся. Христианство вообще отделяет грех от грешника.

В новом дивном мире каяться бесполезно. Не простят. Никогда. "А потому что ты раньше должен был думать!"

И вот этот мир построило мое поколение. Это ошеломительное открытие, между прочим. Уж нам бы сидеть ровно и не отсвечивать. Особенно тут, в России. Это же мы были креативным классом 80-х годов. Чего сейчас глазки прятать? Мы помогли развалить страну. Мы на ее обломках построили то убожество, которое сейчас имеем. И мы еще радуемся, что это гораздо лучше 90-х.

Лучше, ага. У нас даже достойнее получилось, чем у многих соседей. "Есть ведь и достижения". Это мы создали новую литературу, состоящую из пяти имен (максимум шести), новый кинематограф, в фильмотеке которого насчитывается аж фильма три или четыре. И т.д., и т.п. Плоды свободы в полный рост.

Ну да ладно. Бывает и холостое семя. Что ж теперь. Но я все равно не могу понять, как люди, которые носили фенечки и ходили стопом, которых исключали из комсомола, которые пили по-черному и спали со всем, что шевелится, теперь лупают круглыми глазами и говорят: "Мне ни за что не стыдно". А вот той, молодой, в короткой юбке, ей должно быть стыдно очень. Как она могла? Она ж должна была думать. С горшка к будущей карьере готовиться.

Мне интересно, как же это самые отвратительные образчики комсомольского секретарства 80-х влезли в мозги моих бывших друзей и пожрали их напрочь? Как у них язык-то поворачивается? Развожу руками.

Тут в комментариях сказали, что нет больших ханжей, чем бывшие проститутки. Я не знаю. Библия говорит иные вещи. Но некоторым людям, по-моему, нельзя даже кусочка денег и власти давать. А уж о медных трубах я совсем промолчу.

просто текст, мы, общество

Previous post Next post
Up