Dodge. Прошлое и настоящее.

Dec 13, 2008 01:00

Информация и фотографии взяты мной из следующих источников:
- www.dodge.ru
- www.drive.ru
- auto.mail.ru
- ru.wikipedia.org

Dodge - это отделение американской корпорации Chrysler, специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости. Штаб-квартира находится в Хайленд-Парке (пригород Детройта).
Официальный сайт Dodge. 


Dodge. 1910 - 1920:

Одна из старейших в истории американского автомобилестроения марка Dodge была основана двумя братьями из штата Мичигана, Джоном и Горацием Додж. (John and Horace Dodge). В 1899 году братья совместно с промышленником из Детройта Фредом Эвансом открыли фирму по конструированию и производству велосипедов. Так началась история бренда, ставшего для Америки предметом национальной гордости.

Джон и Гораций Додж обратились к производству автомобилей, заключив соглашение с Генри Фордом на изготовление деталей для новой модели Ford. Вместе с архитектором Альбертом Канном братья Додж строят в пригороде Детройта собственный машиностроительный завод на площади 24 акра.

Компания братьев Додж в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Ford и Olds Motor, впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем, без успеха). 


Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали Старушка Бетси, покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на радиаторе красовалась фирменная эмблема компании - земной шар, помещенный в центр звезды Давида.

Цена Old Betsy составляла $795. «Говорит сам за себя» - таким был лозунг первой рекламной компании Dodge. Дебют удался, первое время производство не поспевало за спросом, хотя в 1915 году под маркой Dodge было выпущено 45053 автомобилей.

Вскоре Вооруженные Силы США заказали компании Dodge автомобили для использования в военной кампании против мексиканского генерала Панчо Вилья (Pancho Villa). В 1916 году компания Dodge Brothers Incorporated уже могла похвастаться прочными взаимоотношениями с американской армией, снабжая ее своими автомобилями.

В 1917 году Dodge Brothers Incorporated приступила к выпуску грузовиков и фургонов. Первым опытом в этом направлении стала военная санитарная машина и ее гражданская версия стоимостью $885. Продажи росли год за годом: в 1916 году компания Dodge реализовала 71,400 автомобилей, в 1917 году - более 90 тысяч, а в 1920 году количество проданных автомобилей превысило отметку в 141 000.

Dodge. 1920-1930:

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным - по 20 с лишним миллионов долларов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и дела компани пошли на спад.

В 1921 году компания выпускает Dodge Tourung Car. Первый в мире автомобиль с цельнометаллическим закрытым кузовом - он стоил 980 долларов.

В 1924 году увидел свет Dodge Roadster с двухместным кузовом и складной мягкой крышей, положивший начало спортивной славе марки.


Тем временем Dodge становится первой американской компанией, вышедшей на европейский рынок. В 1922 году в Парк-Роял на северо-западе Лондона основано сборочное предприятие Dodge Brothers (первый американский завод в Старом Свете). Грузовики Dodge стали продаваться в Европе под маркой Graham.

В 1928 году Dodge была продана корпорации Chrysler.

Dodge. 1930-1940:

Dodge расширяет поставки деталей и узлов в Европу для сборки на месте. Появляются новые технологии и стандарты. Dodge начинает собственное производство дизельных двигателей.

В 1932 году выпускается кабриолет Dodge серии DL. Капот этого изящного автомобиля в модной стилистике ар-деко украшает фигурка барана. Согласно одной из версий, выпускной коллектор одной из моделей Dodge того времени напоминал рога этого животного, и с тех пор голова барана становится эмблемой автомобилей Dodge.

Грузовики Dodge становятся популярными на европейском рынке, и их производство передислоцируется на завод Chrysler в Великобритании.

В 1939 году, отмечая свой 25-летний юбилей, компания Dodge провела рестайлинг всех своих моделей. Новая линия Dodge стала настолько успешной, что владельцы Dodge по праву называли свои автомобили «роскошными лайнерами» (Luxury Liners). Один из представителей этого семейства - седан представительского класса D-ll Deluxe с гидравлическими стеклоподъемниками и фарами, интегрированными в передние крылья.

Dodge. 1940-1950:

В годы Второй Мировой войны компания Dodge производит авиационные двигатели для ВВС США. В Чикаго был построен огромный завод, площадью в 450 акров по производству 18-цилиндровых моторов «Циклон» для легендарных бомбардировщиков Boeing B-29. Численность сотрудников завода составляла более 16000 человек. 


Во время войны грузовики Dodge, отличающиеся особой прочностью и надежностью, пользовались огромным спросом. Число экспортированных грузовиков достигло 40000 единиц.

Отдельного внимания заслуживают полноприводные пикапы Fargo Powerwagons. Эта модель была настолько удачной, что выпускалась как для военного, так и гражданского назначения, оставаясь в производстве и в послевоенный период вплоть до 1970 года.

Dodge. 1950-1960:

В 1953 году проходит презентация автомобиля Dodge с двигателем HEMI V8 и автоматической коробкой передач. Позднее этот мотор был признан самым экономичным в потреблении масла.


Изначально в 1951 году двигатель HEMI (названный так из-за полусферических камер сгорания), разрабатывался как мотор для военных самолетов. Но уже в том же году Бриггс Каннингем начинает устанавливать его на спортивные автомобили, участвующие в гонках Ле Ман. Через 2 года, в1953-м, Ли Петти на Dodge с двигателем HEMI выигрывает пять этапов чемпионата NASCAR и занимает второе место в общем зачете. Автомобиль Каннингема C-4R с двигателем HEMI выигрывает 12-часовую гонку Себринг и финиширует третьим в Ле Мане, а Dodge с двигателем HEMI V8 побивает 196 рекордов адаптированных серийных автомобилей на соляных равнинах в Бонневилле.

Dodge. 1960-1970:

В 1966 году спортивное купе Dodge Charger с двигателем V8 открывает для марки дорогу в пантеон muscle cars. Этот автомобиль наряду с «корветом» и «мустангом» становится легендой Америки.

В 1960-х годах также появились такие модели, как Dart, Coronet, Polara...


Но всё же на появление Charger стоит обратить особое внимание.
В середине 1960-х Dodge конкурировал в основном с бюджетными Ford, Chevrolet и Plymouth, что решительно не устраивало крайслеровских боссов: они хотели превратить марку в соперника более престижного и спортивного Pontiac. Вполне логично - у Крайслера уже была «доступная» марка Plymouth, а вот дорогого спортивного бренда - нет. Именно для цели потеснить Pontiac в своей рыночной нише и был создан Charger.

Первый прототип представили публике в 1965 году. Это был среднеразмерный автомобиль с модным тогда кузовом фастбэк (нечто среднее между хэтчбэком и купе), как у Ford Mustang и Plymouth Barracuda. Необычен был интерьер - вместо двух диванов спереди и сзади стояли «одинарные» кресла, разделённые высоким центральным туннелем. И автомобиль, пошедший в серию на следующий год, практически не отличался от прототипа - разве что широченная решётка радиатора была немного другой. Даже интерьер остался тем же. Ну, а поскольку Charger с самого начала был масл-каром, то одной внешности ему было мало - нужны и мощные двигатели. Вот с чем-чем, а с моторами проблем не было - на автомобиль ставились только двигатели V8 мощностью 230, 260, 335 и 425 л.с. Последний - легендарный Hemi, без сомнения самый известный мотор эпохи масл-каров. Который, кстати, на деле развивал почти 500 л.с., намного больше заявленной цифры. Конкуренты о таком и мечтать не могли. Правда, и стоил он немало - к базовой цене в $3122 он добавлял ещё тысячу, но позже появился не намного менее мощный, но куда более дешёвый мотор 440 Magnum.

И в 1968-м была представлена новая версия с обновлённым внешним видом. «Пасть» решётки радиатора стала ещё шире и агрессивнее, обводы кузова - динамичнее. От кузова фастбэк отказались в пользу более традиционного хардтопа. Но Charger от этого нисколько не потерял, даже скорее наоборот... А поскольку задние стойки остались очень сильно наклонёнными, со стороны сложно было заметить, что машина - никакой не фастбэк. Американцы посоветовались и решили, что машина им нравится - продажи увеличились в 6 раз. И это притом, что непобедимые моторы Hemi помогали Чарджеру побеждать только на дрэг-рейсинге. А в NASCAR с ним сыграла злую шутку аэродинамика -  машине банально не хватало скорости из-за сильного сопротивления воздуха.

Поскольку победа в NASCAR была очень престижным трофеем, и заполучить его очень хотелось, в Dodge решили делать для гонок совсем другие автомобили. Сначала подумали ограничиться небольшими переделками и сделали Charger 500 с более обтекаемым передком и большим наклоном заднего стекла. Чтобы машину допустили до гонок, пришлось сделать 500 таких же дорожных автомобилей, которые безнадёжно растворились в десятках тысяч общих продаж. Но это было только начало - поняв, что таким образом можно выставить на старт всё что угодно, в Dodge совершенно обнаглели. И сделали настоящего монстра - Dodge Charger Daytona. Это был Charger 500, которому спереди приделали огромный обтекаемый нос, а сзади - не менее огромное антикрыло. И опять, чтобы автомобиль получил омологацию для гонок, необходимо было выпустить 500 дорожных машин. За счёт аэродинамического «обвеса» они были заметно тяжелее и медленнее при разгоне, зато на скоростной трассе им не было равных. Они первыми в NASCAR развили скорость 200 миль в час (320 км/ч). В 1969 году Charger Daytona доминировали на трассе, а их пилоты постоянно оккупировали весь подиум. А на следующий год к ним присоединились пилоты «братской» компании Plymouth на аналогичной модели Superbird. За 1970 год автомобили Mopar (Dodge и Plymouth) выиграли 80% гонок. Такая наглость, правда, не сошла им с рук, и на следующий же год чиновники NASCAR «наградили» их настольно серьёзными ограничениями по мощности двигателей, что претендовать на что-либо они уже не могли. И тогда Dodge и Plymouth сосредоточились на гонках Trans-Am с их новыми моделями Challenger и Barracuda. Но это уже другая история.

Dodge. 1970-1980:

На территории США Dodge, отвечая на коньюнктуру рынка, начал производство стильных пикапов. Они были способны перевозить небольшие грузы, и в то же самое время отличались особым спортивным стилем. Примером может служить серия Dodge Sweptline, а именно, модель D100, которая оснащалась спортивными дисками, хромированными бамперами, виниловой крышей и спортивными сиденьями.

Кроме того, появились на свет вышеупомянутый Dodge Challenger и Plymouth Barracuda. Жаль, но прожили эти два масл-кара недолго. Вспыхнув в 1970 году, их звезда закатилась уже через пару лет.
В 1972-м в связи с ужесточением экологических требований руководство решило отказаться от мотора Hemi, а остальные моторы были серьёзно дефорсированы. А после этого грянул топливный кризис, и уже к 1974 году Challenger и Barracuda (как и все остальные масл-кары) представляли собой довольно жалкое зрелище. Например, базовый мотор развивал всего 150 лошадиных сил, а самый мощный довольствовался 245...

Эра масл-каров, а вместе с ней и процветание американского автопрома, кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям экономичный, компактный автомобиль. В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (а с 1979 года - Mitsubishi Mirage). Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978-1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984-1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991-1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987-1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979-1983) также производства Mitsubishi.

Dodge. 1980-1990:

Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка (Lee Iacocca), который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.

В конце десятилетия, идя навстречу требованиям покупателей, дан «зеленый свет» производству автомобиля на базе концепт-кара Dodge Viper. С самого начала своего появления в качестве концептуального автомобиля в 1989 г. на Североамериканском международном автосалоне в Детройте Dodge Viper завладел сердцами и мыслями любителей быстрой езды по всему миру. В концепт-каре Dodge Viper Coupe воплощен весь богатейший опыт компании Dodge по созданию «крутых» и выносливых автомобилей.


Dodge. 1990-2000:

Для любителей пикапов выпущен Ram в спортивном исполнении, а также начато производство Quad Cab первой модели с задними дверями на петлях.

Продолжается успешный выпуск Dodge Viper, который стал одним из самых удачных автомобилей в своем классе.

Dodge. Now:

В последнее время в России можно встретить Dodge RAM, Viper, а так же относительно недавно появившиеся модели Avenger, Nitro, Caliber, ни одна из которых не снискала большой популярности из-за достаточно высокой цены при посредственном качестве.

В заключение, нужно сказать, что Dodge, последовав примеру Ford с их Ford Mustang, выпустили "наследников" своих знаменитых масл-каров - Dodge Challenger и Charger, а также универсал в стиле Charger - Dodge Magnum.  Cерийное производство Dodge Challenger началось только в 2008 году.  А Charger и Magnum уже продаются в США несколько лет. И, что обидно, в США все эти модели стоят раза в полтора дешевле, чем у нас. Например цена на Dodge Challenger начинается с 22,545$, т.е. где-то за 25,000$ можно купить очень приятный автомобиль. Тот же автомобиль можно заказать и у нас. Но когда его привезут (а это тоже стоит денег), цена домножится на 1.3, а то и на 1.5 из-за таможенных сборов и прочих "бонусов".

to everybody, dodge, auto

Next post
Up