К ВОПРОСУ О ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКАМИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ И ИНГУШЕТИЯ

Jul 03, 2014 16:43

Оригинал взят у maga_gorec в К ВОПРОСУ О ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКАМИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ И ИНГУШЕТИЯ
ЧАСТЬ 1.

Книга «К ВОПРОСУ О ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ И РЕСПУБЛИКОЙ ИНГУШЕТИЯ»,
автор Фёдор Павлович Боков, 2012 год (Глазами очевидца. 20 лет спустя.)

I. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

1. Некоторые факты из истории Северной Осетии и Ингушетии.

История, по утверждению великого Гегеля, имеет обыкновение повторяться. Проявившись однажды в качестве фарса, она затем повторится в качестве трагедии. Возможен, очевидно, и иной ход её проявления: сначала в качестве трагедии, а затем в качестве фарса. Что имеется в виду? Уж очень походит «переговорный процесс», о котором мы намерены высказать свои соображения на переговорный процесс, прошедший в Мюнхене в 1938 году. Разница между ними может состоять лишь в том, что тот прошёл в течение 2-х дней. Этот же продолжается 20 лет. И конца ему не видно. И ещё. Там сначала был фарс, а затем - трагедия. Здесь наоборот: сначала была трагедия - осень 1992 года, а затем - фарс. Суть же его по существу одна и та же: удовлетворение фашистских территориальных притязаний. Там - гитлеровской Германии, тут - галазовской Северной Осетии-Алании. Ну, и ещё, конечно, есть отличие. Там в качестве «миротворцев» выступали лидеры европейских государств, надеясь, отдав Чехословакию на растерзание фашизму, избежать её же участи. Чем закончилось это «миротворчество» истории известно. Здесь же в качестве «миротворцев» выступают один за другим президенты Российской Федерации, полагаясь, очевидно, на вечное верноподданство лидеров «форпоста». Однако в основе отношений Федеральной власти к мнимому форпосту лежит не более чем великодержавная самонадеянность. Этой власти, очевидно, неведома мера коварства лидеров «форпоста». Об этом чуть позже. И никто не в состоянии указать хотя бы приблизительно время окончания этого «переговорного» процесса. Можно лишь не сомневаться в том, что конец ему будет. Ибо, сколько верёвочке не виться - конец наступит.

В ночь с 30 на 31 октября 2012 года исполнится 20 лет с момента начала беспрецедентной в цивилизованном мире физической расправе над мирными жителями Пригородного района Северной Осетии ингушской национальности и прямому участию в этой расправе высшего руководства России, именующей себя демократической, федеративной. Этим событиям посвящено уже немало работ, как, с ингушской, так, особенно, с осетинской сторон. Однако и через 20 лет эта тема, не стала менее актуальной. Обратиться к ней, двадцать лет спустя после совершённого злодеяния, автора данной работы побудили, случайно оказавшиеся в его распоряжении работы Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия В.А.Каламанова (1) и работы Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия А.В.Кулаковского и В.А.Соловьёва.(2). При этом следует, очевидно, отметить, что В.А.Соловьёв в качестве советника служил и у В.А.Каламанова. Но тот за участие в подготовке его книги выразил ему благодарность, сохранив при этом авторское лицо. А.В.Кулаковский же привлёк его уже в качестве соавтора. Отсюда в работе более чётко просматривается творческое участие соавтора. Мы же будем обращаться к А.В.Кулаковскому, Полномочному представителю Президента Российской Федерации.

Что касается работ, посвященных событиям осени 1992 года в данном регионе с ингушской стороны, назовём лишь некоторые из них. Это: «Правда осени 1992 года». Сборник статей. Составитель - Б.Арсамаков; «Россия и ингушский вопрос. (КАК ЭТО БЫЛО» - Б.Богатырёв; «Кавказский меридиан» - Б.Костоев; «Яд криминала» и «А это и есть фашизм»- Ф.Боков».

Являясь непосредственным свидетелем указанных событий и в некоторой мере участником этого «переговорного процесса», автор данной работы счёл необходимым, в связи с этим, высказать некоторые соображения. При этом значительное место в работе будет уделено «Предисловию». С тем, чтобы уже в нём попытаться увидеть, в каком направлении пойдёт переговорный процесс, и кто его в этом направлении поведёт. При этом всевозможным измышлениям и инсинуациям полномочных представителей Президентов Российской Федерации относительно ингушского народа будут противопоставлены факты и документы.

Первую главу своей работы В.А.Каламанов назвал: «Республика Северная Осетия-Алания», вторую - «Республика Ингушетия». Уже при первом простом сопоставлении отношения автора к краткому освещению важнейших этапов истории той и другой республики возникает необходимость остановиться на некоторых моментах. Так, скажем, Северная Осетия-Алания представлена читателю со времён Алании. При этом, отметив, что «с VII в. до н. э. скифы, а потом сарматы, надолго приходят на Северный Кавказ», - автор затем продолжает: - «Две тысячи лет назад на юго-востоке Европы происходит возвышение алан, объединивших все скифские и сарматские племена, проживавшими (так в тексте - Ф.Б.) на территории Северного Кавказа. По мнению некоторых учёных, осетины, наряду с иными представителями автохтонного населения Северного Кавказа, имеют аланские истрические корни. В письменных источниках по истории Северного Кавказа аланы появляются около середины 1 в. н.э. …». (1. С. 7-8. Всё подчёркнуто и выделено мною - Ф.Б.). Отсюда некоторые размышления.

И так. У В.А.Каламанова читаем, что ещё в седьмом веке до новой эры на Северный Кавказ приходят и надолго обосновываются скифы, а затем на их месте - сарматы. И только в начале новой эры, и не только на Северном Кавказе, но и на всём Юго-Востоке Европы происходит возвышение алан. При этом следует, очевидно, понимать не иначе, как возвыситься и объединить все скифские и сарматские племена аланам удалось только лишь потому, что они возросли на благодатной скифско-сарматской почве. А где же, в таком случае, логика ?

Тут же далее читаем: ссылаясь на «мнение некоторых учёных» г-н Каламанов В.А. утверждает, что «осетины, наряду с иными представителями населения Северного Кавказа» не только имеют аланские исторические корни, но и являются автохтонным. А на каком основании? Ведь если проследить цепочку, выстроенную г-ном Каламановым, в обратном порядке, то получится: осетины имеют аланские корни; аланы имеют скифско-сарматские корни; сарматы заняли место скифов примерно во втором веке до н. э.; скифы же, как утверждает автор, в VII-м веке до н. э. неизвестно откуда приходят на Северный Кавказ. А возвышение-то алан происходит лишь в начале новой эры. Так что? Г-ну Каламанову В.А. неизвестно, что следует понимать под автохтонностью населения? Или что-то иное? Мы к этому сейчас же возвратимся.

Здесь же, невозможно не обратить внимания, на следующий момент. Если осетины, наряду с иными представителями населения Северного Кавказа имеют аланские исторические корни, то на каком основании они к исторически сложившемуся названию «Северная Осетия» присовокупили ещё и - «Алания»? На каком основании? Ни у одного из проосетинских авторов ответа на этот вопрос мы не найдём. А мы на него ответим. Это сделано с явной, откровенной претензией Осетии (пока только Северной) на особое положение среди народов Северного Кавказа современной России, в которой в новых исторических условиях, на новой социально-экономической основе, явно возрождаются имперские начала в межнациональных отношениях, несущим стержнем которых является разработанный ещё в Древнем Риме принцип: «Разделяй и властвуй».

Что же касается автохтонности различных народов Северного Кавказа, то мы не можем обойти во многих отношениях замечательную работу Тины Дзокаевой «ОСЕТИНЫ В ПЛЕНУ У АЛАНОВ». По нашему мнению, работа не может не вызвать восхищения глубиной исследования, а её втор - не менее глубокого уважения. Как подлинная патриотка своего народа, она стремится доказать его автохтонность среди других народов Северного Кавказа. Однако объективно ей приходится доказывать эту его автохтонность по существу на той территории, которой её народ овладел уже в XX веке, в условиях Советской власти, и откровенно претендует на её расширение, уже в условиях иной власти. В этом, по нашему глубокому убеждению, суть непреодолимого противоречия, заключённого в данной работе. И, тем не менее, вот данное автором определение автохтонности любого народа.

«Автохтоны - кость человеческой истории. Они ни откуда не пришли. Они родились вместе с землёй, на которой они взошли, когда природа предоставила им такую возможность. Сняла панцирь оледенения, напоила реки водой, озеленила степи, многократно формируя навыки людей, позволила им жить в горах». (3.-С.100). Насколько ёмко, настолько и чудесно - только и можно сказать. Однако тут, как бы неожиданно, явно даёт о себе знать ирония истории.

Один из крупнейших советских кавказоведов, профессор Е.И.Крупнов писал: «Если же интересующий нас вопрос о происхождении ингушей, а в целом и происхождение всего вайнахского народа не отрывать от общей проблемы происхождения иберийско-кавказского массива, то с ещё с большей долей уверенности можно говорить о местном, автохтонном развитии всего этого массива на Кавказе уже с III тысячелетия до н.э.». (4.- С. 57. Подчёркнуто мною. - Ф.Б.). И далее: «По археологическим, этнографическим, антропологическим данным ингуши также могут рассматриваться как представители населения Кавказа, ощутимые сведения о которых уходят в глубь веков, вплоть до новокаменного века». (4.- С. 202.). Вот что такое - автохтонность. Ни у одного из тьмы осетиноведов хотя бы подобного этому утверждению автохтонности осетин на Северном Кавказе нет. Более того, одну из глав работы автор назвала: «АЛАНЫ», а подзаголовок - «Загадка для историков». У ингушей же никаких загадок для историков нет. Всё просто и ясно, как Божий день. И работу свою автор назвала с некоей загадочностью: «Осетины в плену у аланов». Но ведь плен и в прямом и в переносном смысле ассоциируется с насилием. А разве, присовокупляя к своему исторически сложившемуся названию еще и «Алания», осетины подвергались какому-то насилию? Отнюдь нет! Они отдались аланам по собственной инициативе, с превеликим удовольствием, перед всем честным народом демонстрируя при этом, высокое чувство собственного превосходства.

Тут же далее В.А.Каламанов указывает: «В конце XIV века нашествие Тимура оказалось трагическим для алан - очень многие погибли, а оставшиеся в живых ушли в горы Центрального Кавказа. Периодом возрождения для осетин, - тут же продолжат автор, - становится XVIII век. В это время вновь налаживаются связи с могущественной российской империей, осетины постепенно возвращаются на равнину, возрождается торговля и, наконец, в 1774 году Осетия официально входит в состав России. Так открывается новая страница в жизни осетинского народа». ( 1.-С. 8. Подчёркнуто мною - Ф.Б.). От себя добавим: народа, ставшего форпостом Великой Российской империи ХХ и ХХI веков.

Приведённая же цитата даёт вполне достаточно оснований полагать, что у кандидата исторических наук Полномочного представителя Президента Российской Федерации явные нелады с принципом историзма. В самом деле. Разгромленные Тимуром в ХIV веке, чудом уцелевшие аланы, уходят в горы Центрального Кавказа. А в ХVIII веке возвращаются уже осетинами. Такая вот метаморфоза произошла с аланами в горах Центрального Кавказа.

Ну, как тут не отметить, может быть, не столько исторический, сколько литературно-художественный факт. Состояние, начавших в ХVIII веке спускаться с гор на равнину уже не алан, а осетин, в середине ХIХ века со всей силой своего могучего таланта в «Герое нашего времени» описал М.Ю.Лермонтов. За что, возведённый ему в советское время памятник в центре Владикавказа, был низвергнут современными аланами-галазовцами. Надо полагать, что далеко не каждый читатель станет искать М.Ю.Лермонтова и то, что им написано об этом самом состоянии. А поэтому приведём это мы, разумеется, со своими комментариями. Автору приводимых цитат, по пути из Тифлиса на Северный Кавказ, необходимо было перевалить через Крестовый перевал главного Кавказского хребта. «Вся поклажа моей тележки, - пишет он, - состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии». «Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана». «Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору». «…Я нанял шесть быков и несколько осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан (то есть единственную поклажу - Ф.Б.), другие стали помогать быкам (тянуть пустую тележку - Ф.Б.) почти одним криком.

За моей тележкою четвёрка быков тащила другую как ни в чём не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.

- Скажите, пожалуйста, - обратился автор к попутчику, - отчего это вашу тяжёлую тележку четыре быка тащат шутя, а мою пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?».

«Ужасные бестии эти азиаты! - отвечает попутчик. - Вы думаете, они помогают, что кричат? А чёрт их разберёт, что они кричат? Быки-то их понимают; запрягите хоть двадцать, так коли они крикнут по-своему, быки все ни с места».

«Ужасные плуты! А что с них возьмёшь? Любят деньги драть с проезжающих… Избаловали мошенников! Увидите, они ещё с вас возьмут на водку. Уж я их знаю, меня не проведут».

Поднявшись до намеченной точки, продолжает далее автор: «Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину…» «Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг разбежались.

- Ведь этакий народ! - сказал он, - и хлеба по-русски назвать не умеет, а выучил: «Офицер дай на водку!». Уж татары (кабардинцы - Ф.Б.) по мне лучше, те хоть непьющие…».

И, наконец. Внезапно настигнутые надвинувшейся непогодой, не успев добраться до почтовой станции, они вынуждены были остановиться на ночлег в убогой, дымной сакле. «Жалкие люди! - сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.

- Преглупый народ! - отвечал он. - Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины». (Подчёркнуто мною - Ф.Б.).

Всё приведённое из «Героя нашего времени», приведено отнюдь не для того, чтобы оскорбить национальные чувства, прочитавшего это, осетина, если таковой объявится. Приведено исключительно для того, чтобы сопоставить с современным материалом, подаваемым, в частности, Полномочными представителями Президентов Российской Федерации и другими её чиновниками. А также осетинскими учёными и иными адептами и апологетами идеи Великой Алании. И поразмышлять над всем этим.

«Периодом возрождения для осетин, - как утверждает В.А.Каламанов, становится XVIII век”. Факты, приведённые М.Ю.Лермонтовым, относятся к середине XIX века. И факты эти с достаточной красноречивостью говорят о «возрождении» алан-осетин, оставшихся в горах Центрального Кавказа. Ничего вразумительного не могут сказать учёные-осетины и Полномочные представители Президентов России о «возрождении» осетин в период до 1917 года. Подлинное возрождение и расцвет осетин наступил с установлением Советской власти, против которой они самоотверженно, насколько способны, боролись, и которую они, с присущими им способностями, ныне обливают грязью, получив из рук этой власти областную Автономию. Какой стала Республика Северная Осетия-Алания к моменту начала переговорного процесса, с откровенной восторженностью повествует Полномочный представитель Президента России В.А.Каламанов. При этом он ничего нового не открывает. Он в 1998 году лишь шире раскрывает то, что одним из ведущих идеологов и практиков осетинского фашизма А.Галазовым было публично высказано ещё в 1994 году. Так в интервью «Литературной газете» он, в частности, заявил: «У нас огромный промышленный потенциал, уникальные природные богатства, такого интеллектуального потенциала нет ни у какой другой республики». (5). (Подчёркнуто мною - Ф.Б.).

В качестве небольшого отступления нельзя не отметить - в своём печально-знаменитом докладе «О вероломной агрессии ингушских национал-экстремистов…» тот же А.Галазов, в частности, заявил: «…На протяжении короткого исторического времени в 75 лет волею неразумных властителей судеб людей и народов на этой маленькой земле человеку искусственно создали невыносимые условия для существования». Естественно, возникает вопрос: «А возможно ли в принципе создание «огромного промышленного» и, несравнимого ни с какой другой республикой, «интеллектуального потенциала» в невыносимых условиях для существования? Это, между прочим.

Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание могучий интеллектуальный потенциал потомков средневековой Алании. Что может скрываться за этим заявлением лидера осетинского народа, если не шовинистическая спесь зарвавшегося фашиста? По Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, в Федерации, кроме Республики Северная Осетия-Алания, состояло ещё 20 республик. Республику Ингушетия он мог игнорировать, третировать, что с беспредельным цинизмом и делал. Скептически мог отнестись к Чеченской Республике. Что и делал. Но помимо этих двух, не менее полномочных, чем представляемая им республика, было ещё - восемнадцать. Так, какими критериями руководствовался сей господин, заявляя, что ни одна из них не обладает тем интеллектуальным потенциалом, каким обладают его соплеменники? А ведь это было заявлено в государстве, лидеры которого уже заявляли, что они строят правовое, демократическое государство.

Память подсказывает: в 1907-908 годах один из прогрессивных журналов царской России давал прогноз - для преодоления отсталости в области народного образования России понадобится не менее 200-250 лет. В условиях Советской власти, несмотря на грубейшее извращение Сталиным её сущности, эта отсталость была ликвидирована буквально в течение 25-30 лет. В республиках Средней Азии, со сплошной неграмотностью до революции, были открыты Академии Наук. Поэтому вовсе не удивительно, что потомки осетин, описанных М.Ю.Лермонтовым, стали интеллектуалами. Стал же им кандидат педагогических наук, при этом профессор, Председатель Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алания, Председатель Комитета Обороны Республики, идеолог и организатор этой обороны от «ингушской агрессии» А.Галазов.

«У нас уникальные природные богатства», витийствует сей господин, не подумывая даже о том, что неизбежно придёт время, когда представители Кабардино-Балкарии и Ингушетии предъявят счёт Республике Северная Осетия-Алания, хотя вполне возможно, что к тому времени уже к «Объединённой Осетии-Алании», за те богатства, которые были выкачаны с отторгнутой у них территории.

«У нас огромный промышленный потенциал», бахвалится интервьюер, не задумываясь, очевидно, о том, что за этим следует вопрос: «А кто субсидировал развитие этого огромного промышленного потенциала?». В порядке ответа на этот вопрос мы можем привести два факта. Так, кандидат экономических наук Б.Б.Богатырёв утверждает: «В текущем столетии Северная Осетия ограбила Ингушетию шесть раз на общую сумму в 89 миллиардов рублей в ценах 1985 года. Поэтому Северная Осетия должна по правилам международных отношений не только вернуть не только оккупированные ею ингушские земли, но и компенсировать стоимость награбленного имущества. Пока Северная Осетия не пойдёт на удовлетворение справедливых требований ингушей, мир между этими народами невозможен и напряжённое положение на Северном Кавказе будет сохраняться».(6) (Выделено мною - Ф.Б.) В порядке комментария можно лишь с величайшим сожалением констатировать, что ни один из уже трех Президентов Ингушетии даже подумать не мог о том, чтобы поставить вопрос так, как его поставил Б.Б.Богатырёв. Не сможет его так поставить и ни один из будущих руководителей Ингушетии, пока они будут назначаться Москвой.

Факт второй. Тогда, политический обозреватель газеты «Известия», замечательная русская женщина, И.А.Дементьева, в своей работе: «ВОЙНА И МИР Пригородного района», в частности, писала: «В одном из июньских номеров прошлого года (1993 года - Ф.Б.) газета «Сегодня» опубликовала любопытную таблицу разницы между суммой федеральных налогов и суммой дотаций регионам в расчёте на душу населения. За исключением республики Коми Северная Осетия (ещё не Алания - Ф.Б.) в прошлом году больше всех получила из общей казны и меньше всех вложила в неё. Чтобы понятнее было, насколько велика эта дыра в федеральном кармане, нужно ещё сказать, что все вместе - Тува, Татарстан, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Бурятия, Саха-Якутия, Марий-Эл, Кабардино-Балкария, Башкирия, Чечня и Ингушетия да ещё Камчатка и Иркутская область наделали меньше проторей России, чем одна эта маленькая Северо-Кавказская республика. В каком-то смысле это мы с вами, российские налогоплательщики, вооружаем этот регион так, что по количеству военного метала на душу населения нет ему равных в мире. Это мы с вами оплатили убийство каждого осетина и каждого ингуша, погибшего в бессмысленном и исторически бесперспективном конфликте».(7).

Таковы вот источники получения средств, для создания этого огромного промышленного потенциала Северной Осетии-Алании. Мощный же её интеллектуальный потенциал направлен на то, чтобы разрабатывать и, не останавливаясь ни перед какими моральными, нравственными и иными нормами, качать из этих источников всё, что можно из них выкачать, при сложившихся в обществе условиях. Задача же Полномочных представителей Президентов России заключается не в том, чтобы вскрыть, а в том, чтобы скрыть от общественности наличие этих грязных источников. Оставим на этом осетин, современников М.Ю.Лермонтова и возвратимся к осетинам XVIII века.

Самое интересное, пожалуй, состоит здесь в том, что, как утверждает автор, в ХVIII веке у осетин «вновь налаживаются связи с могущественной российской империей». А раз «вновь налаживаются», стало быть, эти связи были прерваны Тимуром триста с лишним лет назад, в ХIV веке. Весь секрет, однако, состоит в том, что в период нашествия Тимура не только «могущественной российской империи», но Русского государства, как такового ещё не существовало. Русь переживала мучительный период феодальной раздробленности. ХIV век был лишь веком складывания предпосылок для создания единого Русского государства. Могущественной же российской империей это государство стало, как известно, в результате деятельности Петра 1 и проведённых им реформ.

И, конечно, невозможно пройти мимо последнего предложения из приведённой цитаты: «Так открывается новая страница в жизни осетинского народа». Страничку эту, как мы видим, В.А.Каламанов связывает с 1774 годом, и этим самым раскрывает все странички своей жизненной позиции и указывает на то, какую позицию он будет занимать в переговорном процессе. Подтверждением такого вывода может служить, прямо следующая за предыдущей, цитата. Она длинновата. Но и мимо неё не пройти.

«За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняла свой статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года стала автономной областью, в декабре 1936 года - автономной республикой. 12 ноября 1994 года на сессии Верховного Совета РСО-А приняты новая Конституция и Постановление о переименовании республики в Республику Северная Осетия-Алания». Некоторые комментарии.

В.А.Каламанов конспективно изложил то, что он видит за словами: «несколько раз меняла свой статус». Нам же за этими же словами видится следующее. Так же конспективно. Превращённая после 1774 года царским правительством в форпост России на Северном Кавказе, Северная Осетия, после Октября 1917 года стала очагом контрреволюции на Северном Кавказе. Она явилась активной участницей контрреволюционного мятежа Г.Бичерахова - по национальности осетина. Она всеми мерами поддерживала наступление генерала Деникина, в связи с чем, к сведению кандидата исторических наук В.А.Каламанова, вошла в историю гражданской войны как «Белая Осетия». В противовес «Красной Ингушетии». И, тем не менее, буквально через несколько месяцев после разгрома Деникина, ещё не смыв белый окрас, она, как справедливо указывает автор, вошла в состав Горской Автономной Советской Социалистической Республики.

Однако здесь нелишне будет, пожалуй, отметить небольшой казус господина В.А.Каламанова. «В ноябре 1920 года, - пишет он, - она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года стала автономной областью» (1. С. 8) и т. д. Но всё дело в том, что Горская Республика, как составная часть Российской Федерации, была образована Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 20 января 1921 года. Декрет «Об Автономной Горской Социалистической Советской Республике» предусматривал включение в её состав территории, на которых проживали в то время чеченцы, ингуши осетины, кабардинцы, балкарцы и карачаевцы, а также казаки и иногородние. Соответственно этому Горская Республика делилась на шесть административных округов. После тщательной подготовки 16 апреля 1921 года во Владикавказе открылся Учредительный Съезд Советов Горской Республики. Все даты выделены нами с тем, чтобы выделить и подчеркнуть ещё одну, для нашей темы весьма и весьма интересную дату.

Уже 8 марта 1921 года, то есть, буквально через полтора месяца после провозглашения Горской Республики и за месяц до её Учредительного съезда из земельного отдела Владикавказского окружного Ревкома на имя уполномоченного ВЦИК Невского пошла «Докладная записка Исполкома Владикавказского округа», в которой ставится вопрос о безотлагательном наделении землёй осетин-горцев, ожидающих (ингуши не ждали - Ф.Б.) «того счастливого момента, когда они получат возможность бросить свои звериные условия жизни и спуститься на землю». При этом авторы Докладной записки вовсе не намерены ждать. Они тут же подсказывают: «… для разрешения земельного вопроса в Осетии надо добыть землю где-то извне… Количество земли, которое нужно добыть для более или менее справедливого разрешения земельного вопроса в Осетии, - подсчитали авторы Записки, - исчисляется в 120 тысяч десятин… Прежде всего, надо остановиться на землях казачьих (читай - ингушских. - Ф.Б.) В округе тесно. Кому-то надо встать и уйти из пределов округа, чтобы дать оставшимся (читай - осетинам. - Ф.Б.) вздохнуть свободно. Не может быть двух мнений о том, что уйти из округа должны казаки. (8)

Подходя к вопросу переселения с практической стороны, - указывают авторы Докладной, - ясно, что переселиться легче хозяйствам, более мощным экономически, более обеспеченным живым и мёртвым инвентарём. (Авторами записки всё предусмотрено, всё подсчитано. - Ф.Б.). Станицы Змейская, Николаевская, Ардонская, Архонская, Владикавказская должны уйти за Терек. С их уходом освободится 53 000 десятин земли. Где найти остальные 67 тыс. десятин? Рядом с Владикавказским округом - Кабарда, раскинувшаяся на громадном пространстве - 588 145 десятин на 112 800 душ… Ответ напрашивается сам собой. Землю надо искать в Кабарде, короче говоря, надо освободить всю Малую Кабарду в пользу Осетинского округа. С переселением аулов в Большую Кабарду освободится около 62 тыс. десятин. Кроме того, в районе Малой Кабарды имеется частновладельческой земли в общей сложности около 20 000 десятин, которые также должны отойти к осетинскому округу. Итак, - подводят итог авторы Докладной, - казачьи и малокабардинские земли составляют в сумме 135 000 десятин, т. е. как раз то количество земли, которое необходимо для удовлетворения земельного голода в Осетии».

Причём авторы Докладной не предлагают, не просят - они требуют, настаивают на том, чтобы переселение казаков провести в течение буквально одного месяца, до 1 мая, а некоторые станицы и до 1 апреля. Явно шантажируя только что утвердившуюся Советскую власть, авторы записки напоминают ей: «оттяжка решения может вызвать столкновения горской бедноты с казаками при захвате революционным путём указанных земель». (8. С. 68-71). (Всё выделено и подчёркнуто мною - Ф.Б.). Вот теперь они - революционеры!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

http://www.ia-maximum.hut2.ru/1203.htm

кавказцы, осетино-ингушский конфликт, ингуши в России, революция, осетины, архивные материалы

Previous post Next post
Up