Первое масштабное из серии моих винных жертвоприношений в Ливане пришлось, понятное дело, на Баальбекский храмовый комплекс (кто именно был самым главным божеством для финикийских жителей древнего
Баальбека, вполне прозрачно просматривается в самом его названии ;)). Это уж потом великий храм
на трилитоне был посвящён Юпитеру, а так-то.. видели эти места в свои времена очччень всякие жертвы - и здешние камни окрашивались багровыми оттенками не только вин и крови животных (не только животных, да). Но на заглавной картинке в этом посте о встрече всё равно - восхождение к Дионису (он же Вакх - но мне претит именовать его на древнеримский манер, уж пардон), которому посвящён второй большой храм.
О нём (и, в частности, о некоторых противоричевых версиях его культовой принадлежности, из-за которых у нас с моей чудесной спутницей-проводницей даже вышел некий мягкий спор) напишу отдельно, чуть позже. А пока..
Пресловутая Встреча случилась ещё на подходе к основному комплексу: ну не могли гении этого места не проявить его Гелиопольскую суть (в "город Солнца" Баальбек переименовал Александр Македонский, в честь египетского "первообраза",
Иуну), даже сквозь дымно-тревожное пасмурное небо - и наверх к пропилеям мне повезло восходить под таким вот мерцающим покровом:
И при самом входе уже - такое ностальгически знакомое: асуанский красный гранит, из которого, собственно, и возведены колонны вступительной галереи (и многие другие дальше). Один оттенок уже упомянутого спектра. Rousseure, ржавая рыжизна древних стен - второй.. Третий-четвёртый-пятый. Всё, что за этими стенами, несмотря на кажущуюся каменную нейтральность - именно в этих тонах: от жертвенных винно-кровяных до солнечных рассветно-закатных. И ещё на первой лестнице (восстановленной, в отличие от всех последующих изначальных) сквозь быстрые речи моей ливанской спутницы я слышу из-за стен с колоннадой - молчание. Такое.. узнаваемое и такое ждущее. И иду, тоже немо. К Нему. Прямо в Него.
Так примерно выглядит большая часть этого сакрального пространства с последней ступени лестницы самого храма Юпитера:
(при клике на картинку открывается в больший размер)
Почти по центру - Большой Алтарь (метров, наверное, 5 в высоту), за ним есть ещё и Малый, подальше от входа в главный храм. Естественно, что оба были щедро окроплены ) - и на главный, опять же, всходила по "родной" лестничке под некоторую тревогу моей провожатой. Вот он с другой стороны - непосредственно перед восхождением:
Конечно, нынче нет треножника, нет огня - но.. Там, наверху, полуджинн-недопифия с флягой вина - тоже ничего. И ей самой - в том числе )
Там.. О, я хорошо представила, как выглядел с этой точки Храм, ещё не обрушенный временем и землетрясениями. Храм Юпитера с точки зрения жреца и - жертвы.
Собственно, телепаясь наверху и лия вино, мелкими брызгами которого меня потчевал сильный ветер, на некий миг я именно так и увидела: весь величественный периптер, коринфские капители, торжественный многослойный фриз.. Ну и всё такое )
Так-то от главного храма нынче, помимо основания, осталось лишь шесть колонн подряд, всё ещё соединённых поверху фрагментом антаблемента. Впрочем, даже они могучи и прекрасны - но здесь я их не покажу, поскольку нынче все они, увы, в металлических лесах. А покажу лучше атриум с чудесным деревом в нём:
И множество живописнейших обломков, узорных, меандровых носителей древней резбы, местами изощрённо тонкой.. А, и кстати - вот, к слову об обрушившихся антамблементах, а также о фрагментах фризов-карнизов, портиков и прочая-прочая - один из любимейших меандров, свастичный:
Можно подойти вплотную - и вести одновременно вдоль двух линий двумя указательными пальцами: главное не сбиваться с ритма (это не так просто, как кажется) - и тогда получается натурально эдакий мистериальный танец. Ну, недолго, правда, его потанцуешь - иначе пальцы онемеют и отвалятся на пронзительном ветру ) Да, было холодно и пасмурно (что видно на любой из картинок). Но Баальбеку это идёт.
В его каменных нагромождениях нет ничего лишнего - и даже ничего случайного. И лица - ну совершенно повсюду. Хотя и не исключено, что столь явны и очевидны (и даже местами по два в одном, как на левой картинке) они лишь для меня ) Но тем лучше - тем более, стало быть, мне как всегда везёт - легко, прозрачно и понимающе соприкасаться с тем, что для "базового" восприятия вовсе не существует. Эдакий сладострастный привет моему собственному несуществованию )
Все жертвы, так или иначе - в эту честь, и все, так или иначе - принимаются. Это прекрасно.
Закономерно, дальше - про Диониса. Во второй баальбекской части, сиречь в следующем посте.