Пока тема всё еще относительно актуальна, запостю-ка я ежегодный пост про мои альбомы года.
С каждым разом все меньше и меньше волнует объективность, но взаимодействие и резонанс с людьми, играющими на записи. Проще говоря, слушая музыку, я всегда думаю, с кем из музыкантов я бы затусил.
Список достаточно длинный, хотя я до сих пор не слушал слишком много из того, что, по идее, послушать стоило (типа Май Блади Валентайн, Джона Хопкинса, Найф, Дарксайд, Аппарат и т.д.), зато послушал много того, что можно было, в принципе, проигнорировать (CHVRCHES, Jesu, Fall Out Boy). Несмотря на некоторое количество дисков (папок), которые не принесли ничего, кроме горького разочарования (в первую очередь Гласвегас и Бритни Спирс), надо сказать, что в этом году прекрасной музыки навыходило абсолютно нереальное количество. Я, пожалуй, не буду концентрироваться на мысли о том, что даже при очень большом желании переслушать все физически невозможно (это очень депрессивно, на самом деле), и перейду сразу к перечислению, как всегда - по алфавиту:
Arcade Fire Reflektor
Честно сказать - один из трех моих "альбомов года". В нем все круто, даже не знаю с чего начать.
Формально это ретро/хиппи-рок с кучей цитат. На деле же вся технология и механика этого альбома - это обман, игра со слушателем и попытка (крайне удачная в моем случае) сломать четвертую стену (напоминает в этом смысле Hail to the Thief Радиохедов). От песне к песне к песне тебя проводят по лабиринту из зеркал, и несмотря на все возникающие на пути иллюзии, ты чувствуешь, что ты в надежных руках - явление крайне редкое. Практически экзистенциалистская рок-симфония.
Группа делает упор на тексты - в них, разумеется, вся соль. Там Кьеркегор, там леший бродит, и всяких отсылок столько, что сайт Rap Genius аж дымится. И, конечно, если еще не ходили, то сходите на
justareflektor.com - очень помогает прочувствовать глубину замысла.
Arctic Monkeys AM
Уж насколько я всегда со скепсисом относился к Арктик Манкиз, но тут даже я не могу не согласиться с тем, что этот альбом - офигенный. Удивительна метаморфоза - начинали играть подростковый говнорок, основной посыл которого сводился ко фразе "да мне поебать!", а закончилось все торжественным, в духе британских рыцарских романов, принятием классических, британских же, рокенрольных традиций и посвящением в новые Лед Зеппелин. Они, я бы сказал, даже круче Лед Зеппелин, но жаль время уже не то.
Avicii True
Хаус-герой, который изрядно встряхнул застоявшуюся, однообразную электронную сцену, во многом испорченную топами Битпорта. Танцевальная музыка, которая звучит живо и, так и быть подыграю, - правдиво.
Единственная форма в которой я могу воспринимать кантри. А еще у него на Ютуб Эвордс было одно из самых классных выступлений.
То есть как вы не смотрели Ютуб Эвордс?
Daft Punk Random Access Memories
Мой второй из трех лучших альбомов, кто бы сомневался. Машина времени, которая переносит назад в те года, когда будущее еще казалось чарующим и оптимистическим (а не как сегодня), роботы еще были символом торжества человека над природой (а не апокалипсиса), а аббревиатура RAM вызывала ассоциации только с компьютерами (а не с человеческим мышлением). После Мородера, но до Throbbing Gristle, когда уже все накрылось. А уж как это все записано я вообще молчу - ничего дороже и искуснее в жизни не слыхал. Эталонное производство. Рекомендую посмотреть серию документалок о создании. Вообще весь промоушен не менее сильный, чем альбом, то есть это еще одна его грань.
Emika Dva
Дураки мыслят одинаково Эээ, интересно как абсолютно разные люди воплощают одни и те же, витающие в воздухе, идеи. Это тоже попытка запечатлеть Zeitgeist, как и у Daft Punk.
Эмика резко рванула с поля цифрового глитч-хопа в ретрофутуризм. Пока слушал, все казалось, что альбом сильно навеян саундтреками к советской фантастике, типа Планеты Бурь. Думал, - вряд ли же она где-то насмотрелась отечественной научной фантастики. Потом выяснил, что она Чешка, и что по-русски говорит, и что у альбома есть расширенное издание, специально для России. Меня не проведешь.)
Everything Everything Arc
Я больше всего обожаю, когда вдруг из ниоткуда появляется группа, которая, используя стандартный набор "три лопаты и Вася на барабане", выдает что-то свежее, какой-то новый взгляд. Это как раз такой случай. Если в двух словах - они базируют своё гитарное хуинди на мощнейших академических влияниях, - кто-то там в составе очень образованный. Возможно и продюсер, но это неважно. Сыграно крайне бодро и энергично, может быть даже живьём. Прелесть, конечно, в исполнении и отношении.
FKA Twigs EP2
Третий из трех релизов года. Больше всего я жду в 2014-ом именно её альбом, потому что EP2 - лучшее, что я слышал в электронике за последние лет пять. Твигс крайне брутально расправляется с традиционной ритмикой и структурой, что придает песням ощущение прямо какой-то инопланетной новизны. Ей вообще как-будто наплевать на форму. Когда музыканта искренне (а не для позы) не волнует, чего о ней подумают - это всегда прекрасно. Такая современная инкарнация Бьорк.
Мадам находится в феминистском дискурсе, и одно это уже располагает, правда, ирония в том, что поднимая тему объективизации женщин, она доводит сексуальность до самых пределов (хотя в этом нет противоречия, даже наоборот). Я говорю, конечно, про видео, которые, опять-таки, являются неотъемлемой частью высказывания, и которые сделаны - отвал башки.
Futurecop! Hopes, Dreams & Alienation
Самая крутая и удачная попытка кристаллизации синт-попа конца-середины восьмидесятых на моей памяти. Альбом работает прекрасно, и настроение такое, как надо - танцевально-лирическое.
Как будто посмотрел все фильмы с Майклом Джей Фоксом на перемотке за час. На кассетах.
Ghostpoet Some Say I So I Say Light
Я, в целом, не большой знаток британской электроники, но в моем понимании, она, собирательно, выглядит как-то так. Отражение стремных и опасных ночных переулков Лондона. Потерянность, одиночество и мрак. В клипах музыкант общается со зрителями знаками, которые использовали в тридцатые американские бомжи. По-моему, очень недооцененная работа.
James Blake Overgrown
Фактически контемпорари джаз-бэнд, который вполне заслуженно отхватил Меркьюри Прайз (за умелое позиционирование, не иначе). Второй диск сложнее, малопонятнее, и, по-мне, немного атмосфернее предыдущего. Музыка все так же сложна и джазова / соулова.
В прошлом году удалось попасть на его концерт, где он, помимо исполнения страндартных хитов, демонстрировал любовь еще и к техно, как ни странно. Разносторонний парень, идол задротства (в хорошем смысле). Сам он, судя по всему, очень скромный и стеснительный, что, конечно, только красит.
Kyary Pamyu Pamyu Nanda Collection
Вообще, изначально, я хотел поместить сюда Леди Гагу, но когда послушал Кьяри, впал в раздумья и, в конечном итоге, Гагу кильнул. Я так и не могу примириться с её претенциозностью и пафосом, особенно когда её артпоп, в сравнении с таким вот мегаофигенным поп-артом, оказывается беспомощным. У Гаги самопровозглашенное мессианство, а Кьяри просто прётся, и это импонирует намного больше. По крайней мере мне. Nanda Collection, кстати, напоминает Fame Monster, и сама Кьяри, конечно, сильно вдохновлялась ранней Гагой - это видно, особенно по наличию издевательских интонаций в музыке и видео. Но механизмы воровства в Японии работают совсем не так как на западе, - не по принципу коллажирования, а скорее безумной мутации. Как в фильме Супермен 4 - давайте возьмем волос супермена, поместим в ядерную ракету, запустим на солнце, и родится существо, которое будет сильнее самого супермена. И оно рождается, и выглядит как стриптизер с накладными серебряными ногтями.
Lorn Debris EP
Это не альбом, а всего лишь четырехпесенная EP, но она настолько крутая, что не упомянуть её не мог.
Я уже истосковался, если честно, по нормальному эмбиенту, и поэтому этот релиз я буквально заслушал. Все нарочито аналоговое, убитое и раздолбанное. Замогильный даб. При некоторой относительной мультяшности, нельзя не респектануть товарищу за серьезность, с которой он эту музыку написал.
Miley Cyrus Bangerz
Когда все вокруг заговорили о Майли Сайрус, тверкингах и Ханна Монтанах, я вообще не понимал о чем идет речь. Знакомство началось с клипа We Can't Stop, и он мне сразу понравился. Я люблю тонкий троллинг и провокацию, а у Майли отлично это получается. Те, кого не смутило лизание кувалд, и кто-таки добрался до прослушивания альбома, обнаружит на нем достаточно лирическую музыку, которую, в целом, не ждешь от такой исполнительницы. Очень хорошо записано, очень красиво стилизовано, мне она намного больше понравилась, чем Скай Феррера, например, хоть Скай и лучше, на мой взгляд, понимает, чем занимается. Больше всего нравится, конечно, образ падшей Диснеевской принцессы, его неотъемлемость и тотальность. В этом, собственно, и смысл.
Naughty Boy Hotel Cabana
Типичный представитель (вместе с Майли Сайрус, кстати) новомодного жанра сипанк, то есть очередная дорогущая стилизация под хип-хоп и аренби начала девяностых, с непременной тропической атрибутикой. Как уже сказал, - умопомрачительно дорого, стильно, зажигательно и одновременно неуловимо печально и ностальгично. Вот прямо пишу и хочется переслушать La La La. Значит точно хороший.)
The Naked and Famous In Rolling Waves
Одно слово - Эпик. Предыдущий альбом был такой весь попсово-индустриальный, как розовый Найн Инч Нейлс, и очень успешно жахнул, я их песню даже однажды услышал в рекламе какой-то то ли зубной пасты, то ли жвачки по телеку. Второй - серьезнее, и больше напоминает U2, в том смысле, что он написан явно с расчетом на стадионное исполнение. Не у всех, правда, получается с таким подходом попасть на стадион, но вангую, что они, скорее всего, уже там. Песни кинематографичны и созерцательно растянуты во времени, много контрастных переходов, в общем собрано все то, что особенно хорошо работает на большом звуке. Опять же, записано - ураган. Слушая такие пластинки, хочется бросить инженерить.
The National Trouble Will Find Me
Это интеллигентный, рефлексирующий, грустный, но безнадежно оптимистичный, так скажем, фолк-рок (типа Бон Айвер). Всегда испытывал слабость именно к такому. Это пластинка, после прослушивания которой (особенно после первого раза), песни абсолютно не запоминаются, зато очень запоминается эмоция музыкантов, которая, не успеешь оглянуться, становится твоей собственной. И вот ты уже ходишь и как дурак поешь про I should live in salt неделю. Записано не особенно богато, но оно и надо - работа ценна именно народностью. Кстати, сами участники - просто какие-то чуваки, выглядят очень естественно и не производят впечатления сильно профессиональных музыкантов. Тем, считаю, сильнее эффект.
Tricky False Idols
Взрыв из прошлого (всегда, кстати, было интересно, что именно взорвалось). Персонифицированные золотые годы трип-хопа созерцают сами себя в ретроспективе. Мне показалось, и до сих пор кажется, что музыка специально раздета, и все спецэффекты октлючены, чтобы не затмить содержание и авторский тезис. Он, разумеется, прежний - all you need is love. И пускай просветление наркотическое, а откровение получено под кайфом - тут уж как получилось.
Vampire Weekend Modern Vampires of the City
Альбом года по мнению нескольких изданий, типа Питчфорк и Роллинг Стоун, и оно, в принципе, понятно. В основном успех связан с их супер-мастерством написания текстов, в которых они холистически собирают из обрывков собственного опыта современную жизнь в мегаполисе. Слова некоторых песен практически целиком состоят из цитат и отсылок (к другим песням, фильмам итд). Музыка тоже стала более стильной, сходила в парикмахерскую, нарядно приоделась. Мне, правда, нравилась больше Контра, но спорить с тем, что это один из самых продуманных (и в музыкальном плане тоже) альбомов в году, будет только тот, кто его не слушал внимательно.
White Lies Big TV
До сих пор неизменные (и слава богу) Вайт Лайз - это самая похожая на Джой Дивижен музыка, которая у нас есть. Они это понимают, что важно. Никто же не будет спорить с тем, что JD это круто, и что мы без них никак не можем?) Песня Love Will Tear Us Apart растянулась уже на третий альбом, и я не могу найти причин, почему это может быть плохо. Еще классно, как альбом тематически и обложкой перекликается с вышедшей в этом же году Гравитацией Куарона. Опять-таки, к вопросу об общем информационном поле.
Serebro Мало Тебя
Это вообще даже не ипи, а сингл. По-моему, важность группы Серебро существенно недооценена. Смысл в том, что это первая на моей памяти российская группа, музыка и язык которой не уступает западным аналогам, без каких-либо оговорок. У них, как минимум, есть этот язык (прошу понять меня правильно). В ситуации, когда российская поп-сцена принадлежит, и вполне заслуженно, украинским динозаврам типа Дорна и Потапу с Настей Каменских (я абсолютно без каких-либо националистических подтекстов сейчас, если что), такие песни - бальзам на душу. Особенно сильно воздействие в совокупности с видеорядом (поэтому я и выложил промо-картинку, а не обложку, которая, откровенно говоря, ужасна), который ничем не уступает клипам какой-нибудь Ники Минаж.
Альтернативная, темная и порочная, ВИА Гра, - редкая, если не единственная, российская поп-группа, которая смотрит на себя со стороны и задает вопросы.
Всё, но еще не всё.
В традициях американских блоггеров-критиков, еще один список - поощрительные премии.
Эти альбомы мне понравились, но не настолько, чтобы переслушивать их по десять раз.
Парой предложений про каждый.
30 Seconds to Mars Love Lust Faith + Dreams
В конец не помню ни одной песни, но помню что было вроде неплохо. Как всегда у них, наверное, - подростковый пафос, стадионные кричалки уже заранее записаны.
Atoms For Peace AMOK
Давай уже новый Радиохед, задолбал диджеить.
Boards of Canada Tomorrow's Harvest
Искусство без оглядки на публику, то есть совсем. Еще один диск, слушая который хочется уйти из профессии.
Cut Copy Free Your Mind
Это вообще круто - отвязная восьмидесятческая психоделическая шизня. На удивление, при этом, глубокая.
Death Grips Government Plates
Зомбаки внезапно, как Бейонсе прямо, выдали очередной альбом. Он злой и хлесткий. Короткий еще.
Dido Girl Who Got Away
Мне нравится Дайдо, - нежность песен и скромность рекламных кампаний. Знает, что все равно всем понравится как она поет.
Hiatus Parklands
Первая песня на ней (We Can Be Ghosts Now) просто убой.
Jai Paul Jai Paul
Коллекция украденных у музыканта демо-записей звучит покруче, чем большинство так называемых "альбомов года". Спасибо тебе за запоротый релиз, неизвестный засранец.
Justin Timberlake The 20/20 Experience
Ну без него нельзя, он лапуля, хоть и нудный маленько, чего греха таить. Особенно вторая часть.
Kosheen Solitude
Трипхопово. Стабильность - признак мастерства.
Lady Gaga ARTPOP
Ладно уж, чтоб не обижалась. Не говно все-таки, как предыдущий альбом, даже хороший.
Lorde Pure Heroine
Lorde Witch Salem. По-хорошему, должна была быть в верхнем списке, но она страшная, и выглядит на сорок лет.
Lulu Rouge The Song is In the Drum
Как-будто полностью проигнорированный коллектив (не любит поп-сцена диджеев) с саундом уровня Мэссив Аттак.
Poliça Shulamith
Открытие года. Сильно клёвые инди-рокеры со стилизацией под 80-е. Оба альбома мощные.
Travis Where You Stand
Как и со всеми альбомами тревиса, я не могу вспомнить после прослушивания ни одной песни, что, в общем, странно, учитывая их жанр. Но они стабильно очень хорошие.
Yo La Tengo Fade
Типа такой буддистский рок, для медитаций. Это камбэк классической группы из восьмидесятых, но я про такую не слышал никогда. Но музыка отличная.
Теперь всё. Если возникли замечания, особенно из серии "а где же_________?", то смело комментируйте.