(
дальше...)
Среди множества мелких
притоков Нищенки есть небольшой ручеек с почти незаметным расходом воды, заключенный в трубу диаметром
чуть больше метра. Его можно было бы принять за дренажку или вывод уличного водостока, но на некоторых
старых картах видно, что в той местности когда-то протекал какой-то ручей. В самом этом факте не было бы
ничего интересного, если бы ручей не пересекал железную дорогу. Конечно пересечение с железной дорогой
тоже еще ни о чем не говорило, но по крайней мере позволяло надеяться, что под путями сохранился
какой-нибудь старый водопропускной тоннель. Впрочем, особых иллюзий я не испытывал, надеясь в лучшем
случае на ракоход необычной формы, но место всё же было занесено в список "надо проверить". Разумеется,
я не собирался ползти по узкой трубе от самого устья до железной дороги, а планировал поискать люки в
точке предполагаемого пересечения. Первый раз мы с
mitia_baban приехали туда прошлой зимой, но
искать люк под снегом, не зная точно, где он находится и существует ли вообще, было весьма неэффективно
:) Более того, несколько найденых люков примерзли и категорически отказывались открываться -
безрезультатно подергав их, мы уехали ни с чем. В следующий раз мы с
hatever вспомнили про это
место в начале лета, катаясь ночью по Москве. Подъехав к железной дороге, мы увидели неподалеку от того
места, где зимой безуспешно открывали люк, аварийную машину "Мосводостока" и группу монтеров,
совершающих "танцы с бубном" около другого люка, ранее не замеченного нами под снегом. Монтеры явно не
планировали завершать свою деятельность в ближайшее время, поэтому, немного постояв и посмотрев, мы
поехали к следующей локации. Вторая попытка оказалась хоть и безрезультатной, но всё же не совсем
напрасной - монтеры невольно спалили нам нужный люк, по крайней мере я был уверен, что ничего другого
они там проверять просто не могли.
"Дважды пытались, но бог любит
троицу, ладно, придется ему подыграть" - поется в известной песне, и вот наконец мы с
mitia_baban предприняли третью попытку раскрыть тайну ручья и посмотреть, что же там все-таки
находится под железной дорогой. Приехав на место и открыв спаленный монтерами люк, мы спустились в
небольшую современную камеру. В сторону от железной дороги уходила бетонная труба диаметром не больше
метра с мизерным расходом воды, а в направлении путей стояла перегородка с бетонным кольцом внизу, в
которое вполне можно было пролезть. За перегородкой продолжался старый водопропускной тоннель, с
белокаменным основанием и кирпичным сводом, высотой в полный рост. Это оказалась очень неожиданная и
приятная находка - я конечно надеялся на какую-нибудь историчку, но не ожидал, что в верховьях такого
маленького ручейка будет полноценный высокий тоннель длиной около ста метров. Свод тоннеля оштукатурен,
но местами штукатурка отвалилась, и кирпичную кладку видно очень хорошо. В целом тоннель напоминает
старый коллектор Неглинки, уменьшенный раза в полтора, а в конце там есть даже наносы в виже "пляжей",
такие же, какие были и в Неглинке, только в миниатюре.
1. Вид из
современной камеры в сторону тоннеля.
2. Вид
из тоннеля в сторону камеры, в торце забутовка и бетонное кольцо, через которое протекает
вода.
3.
Чуть подальше - участок с отвалившейся штукатуркой, вид вниз по течению.
4. Там
же, вид в противоположную сторону.
5. Еще
вот такой вариант.
6.
"Пляжи".
7. В
верхней части высота тоннеля из-за наносов становится немного меньше.
8.
Заканчивается тоннель вот такой камерой, в которую выводится непролазная труба уличного водостока с
другой стороны железной дороги.
Кстати говоря, это не единственный такой
приток Нищенки - есть еще один похожий, устье которого выглядит как небольшая ливневка, а за ним
продолжается коллектор полноценного диаметра, с участком под железной дорогой. Когда-то я возлагал на
него большие надежды, но участок под путями оказался бетонным и неинтересным. Я даже не стал там ничего
снимать, но когда-нибудь, когда будет нечем заняться, может и восполню этот пробел.