Какнал "Культура" неожиданно порадовал, показав фильм Энки Билаля "Бункер "Палас Отель"" 1989 года. В фильме снимались Жан-Луи Трентиньян, Кароль Буке, Мария Шнайдер и Жан-Пьер Лео. Людям, хоть сколько-то знакомым с историей французского кино, эти имена расшифровывать не надо. Собственно, именно ради Буке, Трентиньяна и иже с ними я и стал смотреть данное кино. Потому как к товарищу Энки Билалю особого пиитета я не испытывал - видел года три назад его фильм "Бессмертные: война миров" и не очень, честно говоря, в него врубился. Еще я знал, что этот самый Билаль заслуженный автор фантастических комиксов, но к комиксам я совершенно равнодушен. И тут - ТАКОЕ.
С первых же кадров я понимаю, что фильм снят в Белграде. Причем не на обычных туристических локациях, а в полузаброшенном районе вокруг железнодорожного вокзала, где зияют пустыми окнами шикарные дома эпохи ар-нуво. Ну и ну, думаю. Потом вижу в эпизодах любимых мною характерных сербских актеров, типа Светозара Цветковича. Это меня еще больше радует. Потом вижу в одной из главных ролей Миру Фурлан (без грима!). Потом слышу потрясающую музыку, этно-балканскую, но совершенно не отдающую отвратительно приторным бреговичевским душком... И понимаю, что это - особенный фильм.
Первое впечатление оказалось совершенно оправданным. Стиль "Палас Отеля" определению поддается сложно, это нечто на стыке Терри Гильяма и Алена Рене, с ярко выраженным налетом балканскости. Сюжет: ближайшее будущее, распад великой империи, элита прячется в бункере, где морально разлагается и плетет друг против друга интириги. Всякие футуристические штучки, типа обслуживающих элиту андроидов, прекрасно уживаются с досками почета и прочей советской атрибутикой. Прекрасный сумасшедший фильм, одним словом!
Но - я категорически не понимаю, почему вообще Белград и откуда у этого французика с алжирской фамилией в 1989 году было такое четкое понимание обреченности Югославии... Как он мог прочувствовать и предвидеть всю ту боль, которая захлестнула Балканы в 1991?
Лезу в сеть и узнаю, что ЭНКИ БИЛАЛЬ РОДИЛСЯ В БЕЛГРАДЕ. Его настоящее имя Энеш Билалевич. Мать его чешка, а отец - боснийский мусульманин, бывший одно время ЛИЧНЫМ ПОРТНЫМ ТИТО (вот откуда все эти бункеры и великие диктаторы!). В 1960 году семья перебралась во Францию, но связь с родиной Билаль-Билалевич никогда не терял, считая себя сербско-мусульманско-чешским югославом.
Таким образом, Энки Билаль - еще один сумасшедший балканский варваро-гений, в одном ряду с Макавеевым, Кустурицей, Ковачевичем и Миличем од Мачве. Нашего полку прибыло.
P.S. Ниже имеют место быть постеры фильма "Бункер "Палас Отель"". Один из них почему-то на японском.