Про Джордже Кадиевича

Jun 25, 2012 15:13

Посмотрел я два ключевых для понимания творчества Кадиевича (теле)фильма - "Бабочка" (1974) и "Девическая песнь" (1973). Спасибо русским торрент-трекерам, ибо, как уже отмечалось, на лицензионных носителях этого режиссера практически не издавали, главные его фильмы доступны в виде кривых тв-рипов, да и те еще фиг найдешь.

По сути: полюбившаяся многим обитателям рунета "Бабочка" это практически идеальный перенос гоголевских миргородских крестьянских ужастиков на балканскую почву. Смесь грубоватого юморка, прямолинейных пугалок и упоенного любования природными красотами. Кадиевич очень удачно взял на ключевые роли в фильме непрофессионалов, фактически тех же крестьян. Это не позволяет воспринять фильм как лубок, а переводит его, скорее, в неореалистическую плоскость. Захоти Де Сика экранизировать Гоголя, у него, вероятнее всего, нечто подобное и получилось бы... Развязка действительно неожиданна. То есть зритель вполне понимает, от кого из персонажей можно ожидать вампирских штучек, но то, какую форму нападение вампирши принимает (и как это снято), совершенно выбивает из колеи. В целом все хорошо, но больше твердой четверки по пятибалльной шкале я бы этому фильму не дал.

"Девическая песнь" это совсем другая песня. тот фильм цветной, этот черно-белый. Там были непрофессиональные актеры, тут умопомрачительная Оливера Вучо. Там весь фильм проходил на пленэре, тут чисто салонная, камерная история. Этакая австро-венгерская провинциальная готика, с загадочной и прекрасной "черной графиней", заманивающей в свой замок молодых мужчин... Кадиевич явно смотрел много итальянской готики, прежде всего "Маску сатаны" Марио Бавы и его же "Деревню проклятых". Оба фильма он охотно цитирует. Но плагиатом я бы фильм не назвал. Работа Кадиевича менее сюжетно ориентирована и более чувственна, за что спасибо феерическому декольте Оливеры Вучо. Также отметим огромную важность звука в этом фильме, не столько даже музыки, сколько всяких зловещих шумов. Здесь вспоминается уже не итальянская жанровая продукция, а, скажем, творческие искания Ежи Сколимовского... Но и этому фильму я бы больше четырех баллов из пяти не дал.

А вот кумулятивный эффект обоих фильмов просто разрушителен. Два крепких жанровых середнячка настолько различны меж собой, что в совокупности дают не 4*4, а 4*4*4 балла. Человек, которому подвластен и простонародный комедийный ужастик и чувственная салонная хорроор-драма, безусловно заслуживает место в жанровом пантеоне, причем не рядом с Бавой даже, а рядом с Жоржом Франжу, Анри-Жоржем Клузо и другими небожителями.

В связи с чем Дядя Жора заказал доставку из Сербии еще четырех фильмов Кадиевича на ДВД. В основном это, правда, исторические фильмы, а не хоррор. С другой стороны, от такого деятеля как Кадиевич никогда не знаешь, чего ждать...

И дай Бог Кадиевичу долгих лет жизни! Ему уже крепко за 80, а творческих планов много... Что характерно, деньги, вроде бы, под его проекты продюсеры готовы выделить - спасибо рекламе от авторов "Сербского фильма". Будет обидно, если Джордже Кадиевич покинет нас, не сумев перенести свое уникальное видение в новое тысячелетие...     

Оливера Вучо. сиськи, Джордже Кадиевич, юго-кино, абразивные свойства, этно-хоррор, югославское кино, кумулятивный эффект, плотоядные слизни

Previous post Next post
Up