Ещё стулья

Dec 01, 2020 17:19



Отремонтировал ещё два стула и семи, купленных в состоянии "дрова". Ещё один в работе.







Напоминаю, как они выглядели до того как.



Узнать трудно, но они тут первый и третий справа. Тот, что между ними, уже разобран, отчищен, частично зашпатлёван и оснащён фанерным сидением. Осталось собрать, вклеить пробки, скрывающие шурупы, стесать выступы напильником, шпатлевать. Когда шпатлёвка застынет, зачистить шкуркой. Далее покраска. Морилка, пока не решил, какого цвета. Лак в три слоя. Первый - разбавленный глянцевый лак, второй и третий - полуматовый яхтенный лак.
Левый стул на первых фото это всем стульям стул. Это знаменитая модель №14 фирмы Братья Тонет. Наверно это самый тиражируемый стул в истории. Этот стул его автор, Михаэль Тонет, сбрасывал с Эйфелевой башни. И стул не сломался. Он встречается постоянно на старых фото и картинах.



Владимир Маковский, "Вечеринка", 1875 год.
На какой стул девушка оперлась? Тонет №14, вариант без локотников.



Чердак сарая в Разливе, где Ленин скрывался.
На чём они там с Зиновьевым сидели? Тонет №14 с локотниками, как у меня на фото слева.



А это мои прапрадедушка с прапрабабушкой чай пьют в Нижнем Новгороде около 1900 года. Тонет №14, куда без него.

Есть фото Прокудина-Горского. Зал в загородном дворце эмира Бухарского. И что за стулья там вдоль стенки стоят? Узнаёте?

Модель с локотниками крепче. Эти небольшие детали обеспечивают дополнительную жёсткость конструкции, но создают проблему коммерческого свойства. Дело в том, что стул в исходном варианте, без этих локотников, собирается при помощи 8 шурупов из всего пяти деталей: спинки с задними ножками, сиденья, кольца и пары передних ножек. Все эти детали изготавливали и красили заранее. В несобранном виде такие стулья можно было перевозить очень компактно упакованными, а сборку мог выполнить неквалифицированный рабочий.
Локотники крепятся шурупами, которые потом надо закрыть пробками. Поэтому такой стул можно красить только в собранном виде. Кроме магазина, требуется ещё и мастерская дополнительные площади для покраски и хранения. Сборочные заводы и мастерские, работавшие на Тонета, существовали и в России, и по всей Европе, и за океаном.
Другие фирмы позже решали эту проблему, крепя локотники декоративными шурупами, не требующими пробок. Но и они выпускали вариант без локотников.
Тот стул, что у меня справа, сделан фирмой Войцехов. Это предприятие существовало с 1872 года в российской части Польши. Официально действие патента Тонета на гнутую паром мебель закончилось в 1869 году, и многие предприниматели стали делать такую же мебель, начиная, конечно, с простого копирования.
Разбирая стулья разных фирм я не могу не заметить конструктивные и технологические различия. Например, обод сиденья у Тонета сделан из двух частей, а у всех остальных из одной детали, склеенной по спиральной линии. Линия склейки обода у Тонета идёт по хорде и имеет две плоскости соединения.
У моего Тонет №14 больше всего пострадала передняя правая ножка. Её пытались прикрепить болтом, оставившим на ножке большое отверстие. Для того, чтобы делать вставки, я купил пару буковых скалок и небольшую разделочную доску. Фрагмент одной скалки пошёл на вставку на ножке этого стула, другой скалкой с нарастил ножку следующего стула, сильно поеденную жучком. Мебельный жучок обычно не есть бук. Даже не понятно, где и как хранились эти стулья, что до такого дошло.
Стул Войцехов был в худшем состоянии. Его пытались скрепить шестью болтами М6, а передние ножки усилили железными кронштейнами из прутка 5 мм. Но это не помогло. Трудно представить, что с этим стулом вытворяли, если три болта оказались погнуты, а один кронштейн треснул на сгибе от усталости металла.
В отверстия пришлось вклеить заглушки из разделочной доски и собрать стул на современных мебельных шурупах - конфирматах.
Осталось ещё 4 стула. В работе опять Войцехов. На сей раз №47 по их каталогу. Третий слева в нижнем ряду. Очень красивый стул.



Основные проблемы и с ним уже решил.
Дальше есть ещё один Тонет, модель №54. Простая, но милая. Сверху слева. 37 рублей за дюжину в 1909 году. Почему-то на 5 рублей дороже, чем №14.



Вы представляете, что такое 37 рублей 1909 года? Это 7 золотых пятёрок или 28.6 грамм чистого золота. Примерно 1500 долларов сегодня. Если серебром, то 666 грамм чистого, примерно 500 долларов. Выходит, что новым это стул стоил от 40 до 120 современных долларов. Сейчас стулья так и стоят.
Ещё один очень похожий на №54 стул, но без марки, точно не Тонет, и на вид грубоват.
И напоследок дубовый гнутый стул типа Тонет №168, скорее всего фирмы Курбатова.
Дойдут руки и до них.

стулья

Previous post Next post
Up