С начала отсюда Прогулявшись по раскопкам и остаткам Иерусалима до нашей эры, мы вошли в старый город через Яффские ворота. На запад от Иерусалима порт Яффа на Средиземном море. На севере ворота Дамасские, там Сирия и Дамаск. На юге Мусорные ворота, так как мусор обычно выкидывают вниз, а сток тут на юг. На востоке, со стороны Масличной горы, ворота Львиные.
На воротах вот такие львы. Это вроде бы символ султана Бейбарса, а может просто так, и вообще неясно, они старые или им всего 100 лет. Проблема в том, что Иерусалим - священный город сразу трёх живых религий, да ещё разделённый на многие ветви, толки, конфессии, секты и схизмы. И у каждой веры тут своё представление о святости, красоте и исторической достоверности.
Старый город исторически разделён на четыре части: мусульманскую, христианскую, еврейскую и армянскую. При этом, например, священный для христиан путь Христа (Via Dolorosa) проходит через мусульманскую часть, храм Гроба Господня соседствует с мечетью Омара, а самое святое для евреев место, Храмовую гору, принадлежащую мусульманам, евреям посещать запрещено. Не арабами, кстати, запрещено, а раввинами.
Комната Тайной вечери (готическая постройка на 1100 лет минимум позже Христа) расположена прямо над почитаемой евреями могилой царя Давида. Во всей этой путанице от города 1 века почти ничего нет. Даже плиты мостовой положены римлянами во 2 веке, Христос по ним точно не ходил.
Но это не значит, что там нет ничего интересного. Вот, например, какая стильная мозаика с терновым венцом. Это церковь на месте бичевания Христа построена в начале 20 века. Витраж в начале поста оттуда же.
Эту арку называют Esse homo. Якобы тут Пилат сказал про Иисуса "Се человек". На самом деле это остаток триумфальной арки Адриана, 2 век, сто лет спустя после истории с Пилатом.
А если зайти в здание слева, то там внутри окажется продолжение той же арки, её проход, используемый теперь как церковный алтарь.
Опытный гид, знающий человек для туриста в Иерусалиме полезен в первую очередь тем, что знает выходы на крыши. Ну откуда мы могли бы узнать, что скромный вход в заведение с мрачным названием "австрийский хоспис" ведёт в шикарный ретро-отель с вкусным кофе в садике и великолепным видом с крыши.
Вид на Храмовыю гору. Золотой Купол скалы и серый купол мечети Аль Акса.
Ну вот дошли и до площади перед входом в храм Гроба Господня. Апофеоз конфликтов и компромиссов, с этой замурованной дверью и загадочной деревянной лесенкой на карнизе.
Сразу у входа "камень миропомазания", самая доступная из святынь, к прочим - в очередь.
Направо вверх по лесенке вроде как второй этаж. Оказывается, это и есть Голгофа. Народ стоит в очередь сунуть руку в дырку от креста.
Это вид с Голгофы вниз. Не высоко.
В кувуклию, собственно место погребения и воскрешения Христа, стоять в очереди не стали, решили вернуться утром, когда народу мало.
В этом великом храме, почитаемом миллиардами христиан, есть очень запущенные места. Всё дело в запутанных правах собственности. Эта часть принадлежит бедной эфиопской церкви. Этот придел интересен тем, что из него есть входы в настоящие пещерные гробницы 1-2 веков до нашей эры. А раз гробницы тут были, могла быть и та самая, и это место было за городской стеной.
Ребята развлекаются паркуром на очередной крыше с видовой площадкой, которую просто так не найдёшь.
Кусок римской улицы, раскопанный в еврейском квартале. Рядом ещё два объекта, не зрелищных, но любопытных своей историей. Это синагога, построенная мусульманами, рядом с мечетью, построенной евреями. Но не по доброте. Синагогу строили евреи на деньги, занятые у арабов в долг. Когда оказалось, что платить нечем, арабы синагогу разломали. Дело было ещё при османах. Евреи пожаловались властям, те распорядились, чтобы виновные в разрушении синагогу восстановили. С мечетью другая история. Хозяйка дома, еврейка, поссорившись со всеми соседями в качестве мести продала свой дом арабам, а те сделали в нём мечеть. Тут всё так запутано...
Продолжение тут