Совсем недавно открылось алмаатинское метро и я тут же принял решение его посетить. Оказавшись по случаю командировке в южной столице Казахстана, я почти что намеренно поселился в 50 метрах от входа на самую глубокую (70 метров) станцию:
Поездка на медленном эскалаторе Hyundai на этой станции занимает почти 3 минуты. У народонаселения нет привычки стоять справа, поэтому обойти не всегда представляется возможным:
Все станции имеют один вход и выход. В конце обязательно присутствует тематическое оформление:
Интервалы между поездами 12-15 минут, часов на станции нет, людей тоже. Изучив правила пользования метрополитеном досконально и обнаружив, что запрета на фотосъёмку нет, я продолжил снимать открыто. Первым делом снял схему линий и перспективу строительства:
Красным обозначены действующие сейчас 7 станций. Зелёным вторая очередь (5 станций), синим третья (6 станций). Это ближайшая перспектива и всё одна линия. Вторая линия по плану будет содержать 12 станций, третья 8. Сроков нет, но на стенах оставили место под две станции второй очереди первой линии. Стало быть, станции строятся прямо сейчас.
А тем временем почти бесшумно подкрался поезд опять же фирмы Hyundai:
Станции по длине приблизительно равны нашим, поэтому там тоже ходят 4-вагонки, но внутри поезда можно проходить от начала до конца, благодаря системе "гармошек".
Новое метро пока не воспринимается местными жителями, как скоростной транспорт, несмотря на то, что город почти всегда стоит в пробках. Во-первых, местным не нравится идея пересадки, а из отдалённых районов без неё никак, метро пока проложено под центральными улицами. Кроме этого, стоимость проезда выше, чем в любом другом транспорте, да и даже выше, чем у нас - 80 тенге (16 рублей).
По этим причинам, в утренний час-пик даже есть сидячие места:
; Всю дорогу до следующей станции на табло висит её название, что наверняка будет удобно, когда метро разрастётся:
Схему линий пока разместили над дверями:
Станция "Байконыр". Посвящена космодрому, благодаря чему в конце станции на составном экране крутят ролики стартов ракет и прочего интересного космического видео:
Самая красивая, на мой взгляд, станция - Жибек Жолы. Выходом выходит на задворки одноимённой улицы, служащей ан небольшом отрезке местным Арбатом. Я там был и летом и весной и теперь зимой. Всегда одинаково приятно.
Однако, сейчас я рассказываю про метро.
Отдельного внимания заслуживают медленные и по-умолчанию закрытые турникеты:
На входе, пока я опускал жетон, створки ещё успевали открыться, но на выходе, когда я вылетал из метро со средненовосибирской скоростью, постоянно натыкался на недооткрытые оргалитовые дверцы.
Но потом даже привык:)
На этой станции мы побывали всего 2 или 3 раза, в выходной день и вечерами. А жаль. Там я бы с большим удовольствием проводил те 10-15 минут ежедневного ожидания:
Даже дочь приобщилась к прекрасному и попозировала на фоне барельефов:
Но самым увлекательным в алмаатинском метро явлением оказалась система оплаты. Жетон действует ровно один день. Размером он такой же как наш, только пластиковый и имеет внутри RFID. К слову сказать, на продажу одного жетона кассир тратит от 20 до 30 секунд, что при большом потоке приведёт к жутким очередям. Если вы не успеете потратить жетон на поездку, то потом им воспользоваться можно будет только в ближайшую субботу:
Ещё одна симпатичная станция - драмтеатр им. Ауэзова:
Не пожабились даже на оформление туннеля от станции до эскалаторов:
Турникеты покрупнее:
Ну и ещё одна особенность. В тех местах, где нет эскалатора, а есть просто лестница, смонтированы подъёмники для инвалидов. Но пока все они стоят зачехлёнными, и непонятно, будут ли запущены:
В общем, как и все метрополитены, алмаатинский уникален, имеет свои характерные черты. Доставляет кроме всего прочего и эстетическое удовольствие, что сегодня на постсоветском пространстве является редкостью. Хотя, сравнивать я могу только с новосибирским, московским, питерским и минским метро.