Фурсенко мне враг. Я, конечно, понимаю, что врагов надо выбирать даже еще разборчивее, чем друзей. Но тут уже дальше просто некуда. Хотя я ни в коей мере не хочу ставить на равную планку с собой человека, внедрившего систему образования для рабов[1] в России, который сам прилюдно отказался пройти тест по русскому языку.
Это не значит, что я прямо таки буду применять какие-то радикальные меры. Просто признаюсь себе, что не знаю, как буду выкручиваться из этой ситуации, когда придет время задуматься над образованием своих детей. Отдавать их в лапы своего врага - не лучшее из решений.
А теперь, почему я пришёл к такому выводу. Яркий пример. Мне навязали взять на работу 1,5 года назад сотрудницу. Тогда - студентку, отличницу, которая шла на красный диплом. Таких людей я не очень люблю, но делать было нечего. Поручал ей лёгкую работу и особо не требовал ничего. Время шло, она закончила университет "ЛЭТИ" с красным дипломом, по теме как-то там связанной с интеллектуальными системами (Сколково, блин) и получила квалификацию по специальности что-то типа "Автоматизированные средства управления движущимися объектами". Получив запас розовых очков, она хотела пойти в аспирантуру в университете, учить студентов, в общем, делиться знаниями, накопленными в ВУЗе. В целом, максимализм в его лучшем проявлении.
И тут я дал маху. Честно скажу - меня соблазнило название специальности. Сами мы автоматики, и тут. Я перевел ее с должности техника в должность "инженера-программиста".
А должность есть должность. Учеба закончилась, началась работа.
И тут я улицезрел степень отсутствия какого-либо необходимого образования.
Начал я издалека, вернее с того, что мне ближе. Поручил написать программки под QNX. Она долго разбиралась, замучила всех расспросами. Пересадил ее на Borland Builder C++ и Windows. Та же ситуация. Придумал 8 тестовых задач и ушел в отпуск, по приходу, обнаружил ворох вопросов и 6 более-менее сделанных.
И я начал копать.
Она не знает и не умеет:
1. программировать.
2. не знает, что такое потоки.
3. не знает видов операционок.
4. Что такое операционки реального времени.
5. механизмы реального времени.
6. да вообще, составные части ОС - им не преподавались!
7. Машину Тьюринга и принципы фон Неймана.
8. Убеждена, что Windows дарован нам Богом и примеры по работе с ОС можно приводить только на нём.
9. она в глаза не видела ни одной книжки Олиферов.
10. Ричи, Керниган, Страуструп - загадочные фамилии.
11. что такое файлы, расширения. Еле показал ей, что file.txt при должных магических пасах может содержать видео и даже проигрываться в проигрывателе! [2]
12. Как хранятся массивы в памяти компьютера.
13. Что вид char от int отличается только формой представления. Она реально думала, что символьная переменная должна иметь символьный диапазон значений!
14. двумерные массивы были для нее откровением!
15. Передаточное звено первого порядка? Ну да, где-то там используются какие-то конденсаторы и резисторы.
16. PS: (принцип работы транзистора она тоже не знает)
17. PPS: (принцип работы диода она почти угадала. Схемотехническое изображение ограничительного диода видела в первый раз.)
Резюме: программно-аппаратную часть автоматики она не знает. Почти совсем.
Тогда у меня возник резонный вопрос - а что же они изучали? К чему нынешний ЛЭТИ готовил таких студентов?
А готовил он их к следующему:
К МОДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ВСЯКОЙ ФИГНИ В MATLABe!
Хорошо, говорю я. Это очень нужная и важная вещь. Но после того, как что-то смоделировали, что происходит? Снимают показания, отвечает она, смотрятся графики, поведение функций. А дальше, дальше-то что?! - продолжаю давить я. Не знаю, говорит она. Ну да, в Сколково-то так и будет. Промоделируют установку, делающую жизнь в стране лучше, посмотрят графики, да удалят с компа, за ненадобностью.
Собственно, сам лох, подумал я, утёрся, стал скорпулезно, задавая домашние задания, учить ее тому, что ей знать как бы уже было положено с моей точки зрения (что имеет мало общего с необходимой мне работой, но по моему мнению, без знания этого дальше никуда).
Я радовался, студентка шла на поправку, училась, решала, находила, мучила и отвечала до вчерашнего дня. Когда я, не думая не гадая, попросил ее записать формулой сумму i-того количества p-неизвестных. С третье попытки это удалось. Я попросил написать ту же сумму от первого до k-того элемента. Со второй попытки получилось.
Я попросил записать дробь в виде целой и дробной части. Должно было получиться что-то типа 5/7= [0] + {5/7}. Долго объяснял, что 0 - такое же целое число, как и все остальные.
Я слишком много требую, подумал я и снова утёрся. Наступило сегодня.
- А сколько будет 10 в восьмеричной системе? - задал я невинный вопрос. Так, между прочим.
Долгие вычисления, деление столбиком на бумажке. "1"? А если подумать? "12"? А если еще подумать? "21!!!" - гордо заявляет она. А сколько будет 12 в шестнадцатеричной системе? - задаю я практически риторический вопрос, на который я ответа не получил. Потом я задал вопрос - а существует ли число "17" в шестнадцатеричном счислении и получил утвердительный ответ. Да, существует.
Тогда я попросил перевести 72 из восьмеричной в десятичную. Когда значение переросло 520 - я попросил закончить вычисления.
"Продолжи ряд", - попросил я, - "шестнадцатеричных чисел. Я помогу - один, два, три..."
"четыре, пять ... десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать." - ответила она мне.
"А в какой системе счисления написано следующее число", - задал я новый вопрос и написал на листочке "0x12".
"Двоичная?" - я проигнорировал ответ.
"А это?" - и я вывел на бумаге "0xAA"
"Ну не знаю я!" - возмутилась она. - "И вообще мало таких _умных_[3] людей, как вы! Не каждый встречный это знает!"
"Хорошо", - говорю я, -"пойдем спросим первого встречного."
Не вдаваясь в подробности, первый встречный ответил, хотя и инженер. Второй встречный тоже.
Она погрустнела. Я задал вопрос, сколько она вообще счислений знает. Два, двоичное и десятичное. Уже хорошо, подумал я. Напиши мне представление компьютером в двоичном коде числа "7". Написала. Потом я попросил ее написать число "-7".
Она ДОГАДАЛАСЬ ЛОГИЧЕСКИ (т.е. не знала), что нужно старший бит обозначить "1" и наречь его отвечающим за знак числа.
Но, увы, потом я попросил ее сложить два числа. Увы, ноль не получился. Это был крах сознания человека. Основы основ ее нарушились.
Д/з вы догадались какое я ей дал. Собственно, повторить интегралы вдогонку тоже.
Повторюсь - это ОТЛИЧНИЦА. Это - красный диплом. Это - несостоявшийся будущий педагог и аспирант (она пока отказалась идти в аспирантуру и учить студентов у себя в ВУЗе. Ей хватило мужества признать, что ее знаний пока недостаточно). Только я не преподаватель. За обучение выпускников имени Фурсенко мне не доплачивают - и своей работы хватает.
И что самое обидное - не она в этом виновата. Хотя я ее уже пытал, кого она винит в таком состоянии дел. Министра образования она назвала, но как его зовут и как он выглядит - она не смогла сказать. Браво! Хоть как-то Фурсенко себя защитил.
[1] Я, думаю, все знают, что после гражданской войны в США законодательство, формально отменившее принцип "Равные, но разделенные" в отношении белых людей (тех, кто был за рабство и тех, кто был против), принцип для отношений негров и белых не отменило, а лишь задекларировало, что понятие "равные" распространяется на негров, но равные они не совсем равные, а только в том, что все мы - люди, все мы - человеки. И встал остро вопрос, что делать с тысячами неграмотных свободных негров. Южане, конечно, бросили эту проблему на съедение федеральному правительству США, а сами стали обустраивать свою уже федеральную жизнь и разгромленные фермы (да-да, федеральное правительство не стеснялось использовать в войне принцип выжженной земли, дабы лишить Конфедерацию доходов от продаж продовольствия и хлопка). Федеральное правительство, дабы не пасть грязью в лицо, открыло школы для негров. Но негры были теперь без гарантированного крова и продовольствия, поэтому резонно уделяли больше времени поискам работы (южане работу неграм предоставляли, но всё ту же - на полях и то неохотно), нежели учёбе. Как же их оценивать, что они хоть что-то знают? Экзамены они не могли сдать, посему была придумана бально-рейтинговая система, которая давала возможность формально понять, к чему годен данный индивид.
А белые учились как и прежде. В отдельных учебных заведениях, по европейской системе. Да что там говорить! Ведь первые два негра смогли поступить в высшее учебное заведение на юге лишь в 1963-ем году! И то только после того, как 11 июня президент Кеннеди отправил Национальную гвардию, чтобы принудить губернатора Джорджа Уоллиса дать разрешение на зачисление этих студентов в Университет штата Алабама! И это уже как два года назад первый человек побывал в космосе!
Лично для меня странно, когда каннибал говорит о любви к ближнему. Хотя это к делу не относится.
[2] Да-да! Я известный в узких кругах колдун!
[3] А ведь я - обычный советский закоренелый троешник. И русский у меня еле на три в школе сдан, и в универе я предпочитал пиво пить, а не учиться.