UDN2916EB и ремонт SL96

May 08, 2018 17:14

Микросхема UDN2916EB (покупалась тут) предназначена для управления биполярными шаговыми двигателями. Биполярные - это которые с двумя обмотками и четырьмя выводами. Именно такого типа шаговые двигатели применяются в старых автомобилях в регуляторах оборотов (существует, несомненно, и масса других вариантов, в том числе и с 6-выводными шаговыми двигателями, и двухвыводными электромагнитами и т.п.). Очевидно, кроме автомобильных ЭБУ эта микросхема и её аналоги может применяться везде где используются шаговые двигатели такого типа. Краткий обзор и фоточки ремонта ЭБУ - под катом.

Краткий вывод: микросхемы рабочие (по крайней мере первая из 5). При этом ремонт данного ЭБУ (Sagem SL-96) требует определенных навыков, поэтому не рекомендую даже пытаться ремонтировать его людям, которые плохо понимают какой стороной держать паяльник, или только это о нем и знают - можете угробить ЭБУ, придётся менять.

О самих микрухах писать особо нечего. Ноги ровные, лужение красивое. Но судя по тому что на донышке все надписи СОВСЕМ разные - это какой-то распай, а то и перемаркировка, но по факту работают, так что и фиг с ним даже если это какие-то перемаркированные аналоги - как видим, даже оригинал установленный в ЭБУ французами тоже не шибко надёжен.





Теперь к машине. Я не помню, всегда ли ЭБУ выкидывает ошибку при неисправности этой микросхемы (по-моему всегда) и всегда ли когда она дохнет она утягивает за собой и сам регулятор холостого хода (РХХ). В любом случае, если микросхема сгорела - я бы рекомендовал и РХХ заменить на новый. Ну или рискнуть оставить старый, предварительно прозвонив обмотки тестером. А если сгорел моторчик - проверить и ЭБУ.

Как прозванивать обмотки и вызванивать провода от разъема РХХ до разъема ЭБУ я писать не буду - это должен знать любой кто лезет ремонтировать или диагностировать электрооборудование и электронику авто. А вот как быстро, просто и с высокой долей достоверности определить издохший драйвер РХХ в ЭБУ - напишу. Всё прям очень просто. Берём тестер, переводим в режим проверки диодов. Подключаем плюсовой щуп к минусу АКБ или массе кузова. Отстыковываем разъем от РХХ, разъем ЭБУ подключен к ЭБУ, зажигание выключено. Минусовым щупом тестера поочередно прозваниваем каждый из контактов в разъеме РХХ. Все они должны показывать примерно одинаковые цифры. Если что-то отличается - то проверяем уже с отстыкованным разъемом ЭБУ на предмет замыкания на плюс/массу/куда-то еще и обрыва в проводке до ЭБУ. Можно проверить и в обратную сторону с подстыкованным разъемом - логика та же.



Определившись с неисправностью ЭБУ - переходим к его ремонту.

Выглядит он примерно так:


С обратной стороны прикручена алюминиевая пластина, под которой нам открывается вид задитого компаундом блока управления:


Драйвер тут:




Аккуратно разрезаем компаунд  скальпелем, и начинаем колупать отверткой, заливая например ацетоном - он слегка размягчает компаунд.


тут расчищено немного больше (это второй, старый блок этого же клиента, я его колупал прошлый раз, чтобы выяснить в каком корпусе микросхема стоит и какая там вообще конструкция внутре)


Далее - выпаиваем микросхему при помощи паяльника, фена и сплава Розе.


Самое важное здесь - уловить момент, когда микросхема уже отпаялась и держится только на затекшем под неё компаунде. Если начать дёргать раньше - можно оторвать дорожки - и тогда опаньки. Впрочем, сейчас уже есть фоточки, так что можно накрайняк дорожки и восстановить.

Дальше - проще. запаиваем новую микросхему


Проверяем на машине и герметизируем. Я приложил сверху пластину из какого-то прозрачного пластика и по периметру намазал строительным силиконом. лучше использовать нейтральный, хотя так как я делал - это не имеет особого значения.


Всё, можно ставить заднюю крышку и ставить ЭБУ в машину.

Еще раз подытожу: микросхемы, похоже, распай, но вполне рабочие. При наличии прямых рук можно изрядно сэкономить на ремонте машины, ну либо заработать на ремонте, если вы этим занимаетесь профессионально. НО, если руки недостаточно прямые - убить ЭБУ окончательно - раз плюнуть.

история одного ремонта

Previous post Next post
Up