Вчера, 21 декабря, побывал в книжном магазине
"Библио-Глобус" на творческой встрече с Вениамином Смеховым.
Из анонса мероприятия
Актер и режиссер Вениамин Смехов представил свою книгу «Жизнь в гостях».
В ней идет рассказ об учебе в театральном институте и встречах с легендарными учителями - Владимиром Этушем, Цецилией Мансуровой, Владимиром Шлезингером, о студенческой жизни рядом с однокурсниками по училищу имени Щукина - Александром Збруевым, Людмилой Максаковой, Зиновием Высоковским.
Одна из важных глав книги - Театр на Таганке, спектакли, встреча с режиссером Юрием Любимовым и поколением 1920-х годов, которую подарил театр, - с Лилей Брик и Николаем Эрдманом. Автор провел жизнь в театре - в прекрасном и страшном месте, где работают не на станках, а на собственных организмах. Драматические истории спектаклей и коллег-партнеров Владимира Высоцкого, Леонида Филатова, Аллы Демидовой и др. написаны по дневникам, которые Вениамин Смехов вел с начала 1970-х годов, и комментируются сегодняшним более мудрым и взвешенным взглядом.
Конечно, кино играет в книге «Жизнь в гостях» важную роль. В книге идет речь о многих фильмах, начиная с картины «Служили два товарища», куда Вениамина Смехова пригласили по просьбе Владимира Высоцкого, до встречи в 2019 году на Алтае на съемках «Земля Эльзы» с подругой юности Ириной Печерниковой. И конечно, автор не может обойти вниманием и любимый несколькими поколениями советских и российских кинозрителей фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Вениамин Смехов иронизирует над собой и друзьями-мушкетерами, говоря, что «в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» мы с каждым годом играем все лучше, и кони наши скачут все быстрее.
Но эта книга не только о прошлом, она и о настоящем. О путешествиях по разным странам, о постановках оперных и драматических спектаклей в Германии, Голландии, США и Израиле. О новом актерском опыте рядом с признанными театральными звездами в спектакле «Иранская конференция» в Театре Наций и с молодыми актерами Гоголь-центра в спектаклях «Сестра моя жизнь. Борис Пастернак» и «Берегите ваши лица».
На встрече Вениамин Смехов рассказал о своей жизни в театре и о театре в своей жизни, совместной работе с известными актерами.
1.
“Я прожил жизнь в театре - прекрасном и страшном месте, где люди работают не на станках, а на собственном организме. Я не собираюсь поражать читателя необычными мыслями. Но пережитое и удивляет, и учит. Мне невероятно повезло: с юности я сразу попал в водоворот лиц, театральных экспериментов, происшествий. А в пенсионном возрасте объехал полмира. Хотя книга составлена из «пестрых глав», я живо чувствую единство ее сюжета. Эта книга о путешествиях: по городам и годам, по спектаклям и фильмам, по моей биографии. Это история времени и места, в которое и в котором автору довелось жить.
Вениамин Смехов
2.
Далее текст приводится
отсюда Книга «Жизнь в гостях» сразу поражает своим объемом: почти 900 страниц убористого шрифта - такой увесистый фолиант. Открываешь его наугад на середине, и оживает мир закулисья театра, разговоры, споры актеров, режиссеров, всё ярко, с мельчайшими деталями, подробностями. И возвращаешься туда, куда, казалось бы, дороги нет - в мир интеллигенции, думающих людей советской эпохи, во всё то хорошее, что было в советское время, и что так отчаянно хочется сохранить в памяти и донести до молодого поколения. Эта книга очень нужна в личной библиотеке. Чтобы была возможность в нашем стремительном по темпу жизни времени взять ее с полки для неспешного прочтения. Именно неспешного, замедленного! Эту книгу нужно смаковать долго, разглядывая, как картинки калейдоскопа, события, личности той эпохи.
«Жизнь в гостях» состоит из восьми глав - восьми десятков лет, и охватывает период от сороковых годов прошлого века до сегодняшнего дня; от истории семьи, рождения, детства и юности до становления актера, режиссера и путешественника Вениамина Борисовича Смехова. Книгу условно можно поделить на две части: театральные опыты и путешествия. Основу книги составляют подробнейшие дневниковые записи автора, которые он вел с 26 лет, дополняемые публикациями разных периодов, и, собственно, само написание книги с начала двухтысячных. Таким образом, в книге присутствуют два взгляда автора: первый - это взгляд ровесника дневниковых записей изнутри того времени; и второй - это взгляд автора с высоты прожитых лет, накопленных знаний, опыта и признающего, что «память давно навела свой порядок, где - вычеркивая, а где - редактируя реальность событий».
3.
Очень символично название книги «Жизнь в гостях», которое раскрывается с разных сторон по мере чтения. «Жизнь должна быть прекрасной. И я на этом настаиваю. Мне очень дорого название книги - «Жизнь в гостях». Мы все - гости на этой земле. Надеюсь, что вы согласны…» - так пишет автор в предисловии. Но у этого названия есть и другая сторона: вся книга - эта череда встреч с разными людьми, в гостях у которых происходили интересные встречи, беседы, новые знакомства. Особенно в путешествиях за границей, где русские эмигранты считали за честь принять в гостях у себя Вениамина Смехова.
Но при огромном количестве людей, с которыми читатель знакомится в этой книге, автору удается не терять объективности в описании характеров и порой неоднозначных отношений, сочетая деликатность с правдивостью. Сложная задача, учитывая масштабы личностей и событий, о которых идет речь в книге. Это и первый художественный руководитель в училище им.Щукина Владимир Этуш, и Юрий Петрович Любимов - главный режиссер легендарного Театра на Таганке, «актерской родине» Вениамина Смехова; и учителя-друзья Юрий Визбор, Николай Эрдман, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Петр Фоменко, Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин, Вячеслав Полунин, Булат Окуджава, весь состав «Мушкетеров».
С особой нежностью описывается многолетняя дружба с Лилей Брик:
“Ей было бы через 3 месяца 87 лет, а мне будет через три дня 38 лет… Я гордился каждый день (для других и для себя) дружбой с Лилей, я много радости узнал, общаясь с ней и с ее домом. Вытягивая из меня интересное, изучив и подробно памятуя ежечасно о моих заботах, огорчениях, формальных победах, о детях, об Алле, о театре - она выпотрашивала меня (как и всякого, кого избирала в дружеский круг), но обогащенным оказывался именно «обкраденный».
Вениамин Смехов
4.
Пронзительны, до слез, главы о дружбе, о совместной работе в театре, с по-настоящему, без регалий, народным артистом, поэтом Владимиром Высоцким: «И снизу лёд и сверху - маюсь между, - пробить ли верх иль пробуравить низ?»
Книга написана прекрасным слогом и правильным интеллигентным русским языком, но не лишена юмора. Встречаются смешные словообразования и театральный словечки: «репете» - репетиция, «удостоеврение», «водкали и напиткали» - о встрече двух друзей, рассуждения дочки Алики о невозможности «выраживать детей в консомоле» … Или, например, фраза из первой пьесы автора «Три кита», одобренная Николаем Эрдманом:
«Братья, а вы не помните - во время поцелуя губы идут внутрь или куда?»
Книга «Жизнь в гостях» интересна еще и тем, что позволяет заглянуть за кулисы театрального действа и кино. Смехов приглашает читателя в гости - в мир театра, где можно наблюдать изнутри, как рождались и жили на сцене знаменитые спектакли Театра на Таганке (от «Доброго человека из Сезуана» до «Владимира Высоцкого»), как автор работал над самыми значимыми своими ролями - Воланд в «Мастере и Маргарите», Глебов в «Доме на набережной» и др., его работы в роли режиссера от первых попыток инсценировки «Часа пик» до «Дона Паскуале» и других спектаклей за рубежом; как проходили съемки всенародно любимого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» и цикла передач «Театр моей памяти».
5.
Вся книга - это захватывающее путешествие, в котором верным спутником всегда остается Галина Аксенова, Глаша - как называет Вениамин Борисович жену. Кандидат искусствоведения, театровед, педагог и неутомимый штурман, внимательно изучающий путеводители и открывающий читателю «новые земли». Прекрасный личный и творческий союз двух талантливых людей заряжает и вдохновляет. А еще удивляет масштаб географии поездок и их скорость. Например, в путешествиях по Америке на машине - «месяц пробега: 11 тысяч миль вдоль штатов, городов, хребтов и прерий…» Исколесили всю Америку вдоль и поперек, а еще были Европа, Австралия, Израиль, Алжир… Встречи с эмигрантами в путешествиях за границу - интереснейший пласт книги. Это не только «тепло дружбы, воспоминания, узнавания, совпадения и жизнь в гостях», но и тоска по Родине, и то, что много лет приходилось читать между строк, и никогда не произносить вслух, а только «дрожать мелкой мышью», о чем с горечью говорит автор стихами Мандельштама: «Мы живем под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны…» Но главное - это огромная благодарность этим людям, которые сумели за границей сохранить себя, свою суть русского человека и сделали возможными путешествия автора.
6.
“Все-таки надо быть честным, хотя бы иногда: бензина и семейного духа беспечности не хватило бы на такую сверхдержавную экспедицию. Кто сообщает свободному полету скорость и легкое дыхание? Американская Россия! Обширный заговор «своих людей». Эстафета приглашений, выступлений, встреч и лекций. Всемирный дружеский круг зрителей «Таганки» и, конечно, «Трех мушкетеров», славянские кафедры, театральные классы университетов - и это все Россия, хоть и с английским акцентом. И если есть чувство вины - только перед Пушкиным. Как ему хотелось вырваться на волю! «Ты хоть до Любека доедь» - желал ему Вяземский. Даже в Китай мечтал сорваться! Об Америке не грезил. Я говорю Россия - подразумеваю «культура». А говоря «культура» - подразумеваю «пушкинская». И на лекции, и в балетный класс, и в театральные стены нас за ручку водят «свои люди». Те, чья родина - русский язык».
Вениамин Смехов
7.
8.
И, конечно, главная встреча- это встреча с самим автором, Вениамином Борисовичем Смеховым, который любезно пригласил читателя к себе в гости. «Жизнь в гостях» на протяжении всего повествования раскрывает характер самого автора, как миротворца с талантом великолепного рассказчика-импровизатора, умеющего «расхохатывать», «перековывать хандру в веселье», умеющего «находить какие-то мосты и варианты». Актер, режиссер, лауреат премий, а также неизменный участник театральных капустников, составитель эпиграмм и стихотворных «подколов» Вениамин Борисович Смехов о себе:
МУЖчина. КИньщик. И акТЁР.
А сокращенно: «МУЖ-КИ-ТЁР»…
(Использован текст
Марина Борухова)
9.
Пришедшие на мероприятие смогли задать Вениамину Смехову вопросы и получить развернутые ответы.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Очередь за автографом растянулась на час.
Отдельное спасибо Торговому дому «Библио-глобус» за теплый прием.
#книга #книги #литература #писатель #писатели #читатель #читатели #автор #библиоглобус #смехов #вениаминсмехов #актер #театрнатаганке #кино #театр