Обязательное постановление
N° 6.
Главнаго Начальника Тюменскаго военнаго округа, изданное в порядке ст. 14 Положения о полевом управлении войск в военное время, ст. 2 приказа по Военному Ведомству от 19 сентября 1918 года за № 66, п. 7 ст. 19 приложения к 23 ст. правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении, Общ. Губ. Учрежд. т. 2 ст. 8, 14, 15 и 16 Временных правил о мерах к охранению Государственнаго порядка и общественнаго спокойствия.
За последнее время установлено, что к Сельским Старостам и Волостным земским управам обращаются родители и родственники взятых на военную службу солдат с ходатайствами о выдаче им удостоверений в том, что означенные солдаты действительно призваны Правительством по мобилизации, а не поступили на военную службу добровольцами. Подобныя ходатайства являются результатом подпольной деятельности большевиков и их агентов.
В целях пресечения этой преступной деятельности и охранения Государственнаго порядка и общественнаго спокойствия приказываю:
1) Сельским должностным лицам, Волостным земским управам и другим учреждениям представить немедленно Начальникам гарнизонов через подлежащих Управляющих уездами и Председателей Уездных Земских управ сведения о солдатах, которым выданы подобныя удостоверения. В сведениях должно быть указано время выдачи, место приписки, имя, отчество и фамилия, а равно место службы солдат, или копия с удостоверения. По получении указанных сведений Начальники гарнизонов сообщают об этом подлежащим Начальникам частей для уничтожения удостоверений.
2) Волостным Земским Управам, Сельским Старостам и другим Правительственным учреждениям о всех случаях возбуждения ходатайств или обращения в означенныя учреждения о выдаче удостоверений солдатам, находящимся на службе по призыву, надлежит ставить в известность местную милицию для производства дознаний, а лиц, возбудивших упомянутыя ходатайства, задерживать и препровождать в распоряжение Начальника милиции.
3) Лиц, замеченных в вышеуказанной агитации или распространении суждений или слухов, направленных к поколебанию как воинскаго духа отдельных солдат, так и боеспособности армии, - немедленно задерживать и препровождать в распоряжение Начальников гарнизонов и Коменданта г. Тюмени.
4) Лица, признанные виновными в ходатайстве или обращении в Волостныя Земския Управы, к Сельским старостам и в другия учреждения о выдаче указанных удостоверений, подлежат ответственности в административном порядке: тюремному заключению до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей.
5) Лица, признанныя виновными в совершении деяний, указанных в п.3 настоящего постановления, подлежат ответственности по ст. 108 Улож. о Наказ., согласно приказа по Военному Ведомству Временнаго Сибирскаго Правительства от 19-го сентября 1919 года за № 66, и подвергаются наказанию, определённому в ст. 279 Воинск. Уст. о Наказ., т. е. лишению всех прав состояния и смертной казни, а при совершении преступления несколькими лицами, из них главные виновники и зачинщики подвергаются тому же наказанию, а остальные - соучастники преступления, укрыватели и т.п., - согласно ст. 16 Временных правил, каторге без срока или срочной на 20 лет.
6) Неослабное наблюдение за точным выполнением сего постановления возлагаю на Уполномоченных по охранению Государственнаго порядка, Управляющих уездами, чинов милиции и сельских должностных лиц.
7) Настоящее постановление вступает в законную силу со дня распубликования и распространяется на следующие уезды: Тюменский, Туринский, Ялуторовский и Ишимский - Тобольской губернии; Камышловский, Ирбитский и Шадринский - Пермской.
Главный Начальник Тюменскаго военнаго округа, Генерал-лейтенант РЫЧКОВ
23 февраля 1919 г.
С подлинным верно:
Помощник Начальника Штаба,
Подполковник ГАЛЛЕР
Тюмень, электро-тип. пос. т-ва "Свободное слово" [26]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.1.Д.124.Л.26.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
УПРАВЛЯЮЩИЙ ИРБИТСКИМ УЕЗДОМ.
№ 2082 "2" Апреля 1919 года.
Гор. ИРБИТ.
Господину Управляющему Пермской Губернией.
Представляя при сём цифровыя данныя о результатах мобилизации за время с 4 по 15 марта 1919 года, имею честь доложить Вам, Господин Управляющий Губернией, о том, как проходила эта мобилизация в уезде.
При первом объявлении о предполагающейся мобилизации из уезда начали поступать сначала единичныя сообщения о глухом недовольстве призываемых предстоящей мобилизацией, принявшия потом массовый характер. Недовольство это усиливалось тем, что некоторыя волости полагали, что оне будут мобилизованы вновь, так как ещё осенью прошлаго года они были мобилизованы по постановлению Ирбитскаго уезднаго земскаго собрания и пробыли в рядах Сибирской армии от 3 до 5 месяцев, причём мобилизованные тогда по инициативе земскаго собрания солдаты Правительством не считались мобилизованными, а добровольцами, так как эта мобилизация была не правительственной, а частной общественной.
Солдаты об этом знали, так как бывший Начальник 4 дивизии генерал Вержбицкий представителям мобилизованных земством волостей, когда они являлись к нему, чтобы выяснить, на какое время солдаты земством мобилизованы, заявил, что солдаты эти считаются добровольцами, и как таковые будут служить не свыше трёх месяцев.
Будучи предупреждённым о предстоящей мобилизации, я возбудил своевременно перед Вами, Господин Управляющий, ходатайство о временном освобождении от призыва тех, которые были мобилизованы частично земским собранием, о чём сообщил всем волостным земским управам. Это сразу внесло успокоение в те волости, которыя сильнее других пострадали, когда фронт проходил через Ирбитский уезд, и граждане которых [147] были мобилизованы и пробыли в рядах войск свыше трёх месяцев.
Ходатайство было уважено.
В приказе о мобилизации мобилизованные раньше частично и пробывшие в рядах войск три месяца были освобождены от мобилизации.
Это благотворно подействовало и на остальныя волости, посмотревшия на минувший призыв как на исполнение очереди по государственной повинности.
Ещё задолго до объявления мобилизации из одной волости был получен запрос, можно ли выдавать удостоверения солдатам о том, что они мобилизованы, а не добровольцы.
Немедленно по получении этого запроса мною было разослано по всем волостям от 13 февраля за №260 прилагаемое при сём циркулярное разъяснение, воспрещавшее выдачу каких бы то ни было в этом смысле удостоверений.
За несколько дней до мобилизации были получены прилагаемыя при сём обязательныя постановления Главнаго Начальника Тюменскаго военнаго округа, которыя немедленно были разосланы по всем волостным земским управам к точному и неуклонному выполнению.
Тем не менее в целом ряде волостей уезда мобилизованные солдаты, являясь отдельными группами, в повышенном от выпитаго вина настроении, требовали от сельских старост и волостных земских управ выдачи удостоверений в том, что они мобилизованы, а не добровольно идут в ряды армии.
Там, где должностныя лица оказывались более стойкими и решительными, домогательства солдат успеха не имели. Там же, где должностныя лица не оказывали сопротивления, устраивались собрания и удостоверения выдавались, причем мне сообщалось, что удостоверения выдавались под угрозой самосуда.
О всех подобных случаях производились срочныя дознания чинами милиции, а выданныя сельскими властями удостоверения отбирались совершенно безпрепятственно на сборном пункте в день призыва.
Наиболее безпорядочно мобилизация прошла в Байкаловской волости. Получив первыя известия о волнении среди мобилизованных в Байкаловской волости, деревне [147об] Комлевой, я послал туда Начальника Милиции поручика Хмелева, чтобы выяснить, в чём дело, и принять меры к успокоению.
Переговоры Начальника Милиции с мобилизованными успеха не имели.
Мобилизованные получили удостоверения с разрешения сельскаго схода Комлевскаго общества. Комлевское общество взяло на себя ответственность за выдачу удостоверений, и все бывшие на сходе этот приговор подписали.
Опасаясь дальнейшаго развития подобных событий по уезду, я командировал в Байкаловскую волость Начальника Милиции поручика Хмелева с 25 милицейскими чинами для производства дознания, ареста зачинщиков и отобрания выданых удостоверений.
Начальник Милиции по приезде в д. Комлеву собрал мобилизованных солдат и, перепоров их всех, отобрал удостоверения и арестовал 13 человек.
Порке были подвергнуты и участники схода, подписавшие приговор. Все мобилизованные Байкаловской волости в назначенное время явились на сборный пункт.
В других волостях никаких репрессивных мер по отношению к мобилизованным применять не пришлось.
Что касается сельских властей, то некоторые из них привлечены к ответственности по обвинению их в попустительстве.
Отправка эшелонов мобилизованных прошла в полном порядке.
Во время приёма мобилизованных выяснилось, что призываются добровольцы, хотя и пробывшие в рядах армии свыше трёх месяцев.
Мною было возбуждено ходатайство об освобождении их от призыва наравне с теми, которые были в уезде частично мобилизованы.
Ходатайство было удовлетворено и добровольцы освобождены.
УПРАВЛЯЮЩИЙ УЕЗДОМ М. Атмакин [148]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.1.Д.122.Л.147-148.
Колчаковские оборванцы