СТАТЬЯ ИЗ БЮЛЛЕТЕНЯ ПАМЯТИ ПОГИБШЕГО ТОВАРИЩА КОММУНИСТА ПЕТРА ГРИГОРЬЕВИЧА ИЛЬИНА.
ИЗ ПРОТОКОЛА №9 2-го [Троицкого] УЕЗДНОГО С"ЕЗДА КАЗ., КРЕСТЬЯН. и МУС. ДЕПУТАТОВ
Пленарное заседание открыто в 10 часов утра. Председательствует Карпов. Заслушав доклад тов. Шванского о действиях в станице Клястицкой сформировавшейся там дружины и её предполагаемом выступлении в тыл отряду Красногвардейцев, ушедших на В-Уральский, постановили: избрать делегацию из 3-х казаков, 2 крестьян и 1 мусульманина. Делегация отбыла выполнять данное ей поручение по выяснению на посте в Клястицком посёлке факта об организующейся там дружине.
В делегацию вошли: Вопилов, Ершов, Аремеев, Померанцэ, Семикашев, Амитов. Заседание закрывается в 11 часов дня.
Возобновляется в 5½ часов вечера. О поездке делегации в Клястицы делает доклад тов. Померанцэ.
По приезде в Клястицы мы нашли общее возбуждённое настроение и полное вооружение. Под"ехав к правлению, мы пытались заговорить со станичниками, но нам заявили, что станица на военном положении и говорить никому к народу не разрешается, и нас могут выслушать только на определенные вопросы, какие будут нам задавать.
На наше предложение вести разговор на крыльце, при собрании согласились, и организатор дружины Дресвянкин стал задавать вопросы.
На его вопрос: "Почему вчера вечером Клястицы были обложены красной армией?" Тов. Сукгаков ответил, что посёлок был окружён красной армией потому, что до нас дошли сведения о том, что отряд выступает в тыл нашему В-Уральскому отряду.
Дресвянкин на это заявил, что отряд организован лишь для частной защиты Клястицы, и что к вечеру сюда прибудут ещё 6 отрядов из других станиц и остановятся здесь.
На мой вопрос: "Не выступали-ли ихние отряды на В-Уральск?", ответил отрицательно, но заявили, что с прибытием других отрядов они подчинятся решению на этот счёт большинства прибывших.
На вопрос, не поехали-ли ихние отряды из Клястиц в Кособродскую, Дресвянкин сказал, что добровольцам он препятствовать не может, и если поехали человек сто, то не по его распоряжению и не из его отряда.
На наш вопрос, по чьему распоряжению формируются дружины, Дресвянкин ответил - по распоряжению Войскового Круга, и его распоряжения мы исполняем [158] и признаём, а Совет с жидами мы признавать не хотим и сейчас-же требуем роспуска красной армии и освобождения наших офицеров, арестованных Советом.
Далее Дресвянкин спрашивает: признаёт ли Совет хозяином уезда С"езд. Тов. Сукгаков ответил, что да признаёт, поскольку это касается уезда, а в вопросах политических и общих Совет рабочих равен нашему Исполнительному комитету.
На все наши желания заговорить с отрядом и станичниками нас прерывали криками: "Разорвать их в клочки", "выколоть глаза", "расстрелять", "посадить на кол","слепых провести по улицам" и т.д. Уезжая оттуда, было обнаружено, что шина на автомобиле была проколота штыком.
Из всего вышеизложенного докладчик делает вывод, что с нами не хотят говорить, раз с минуты на минуту ждут 6 отрядов, раз они сами заявляют, что наши враги здесь в Троицке. А потому наше дело не спать, нам нужно проснуться, иначе мы будем здесь сидеть, а в уезде вместо приготовлений к весенним работам будет резать и убивать одна часть населения другую под лозунгом мира.
Нужно принимать действительные меры успокоения…
Тов. Ершов, дополняя доклад, упоминает, что Дресвянкин задал ему вопрос: признаёт-ли он, Ершов, власть Войскового Круга, на это я ему ответил: "Да, служебно признаю, но заявляю, что большинство станиц не признало власть круга". Далее Ершов говорит, что большая темнота необразованного люда наших станиц так запугана, что даже боится слушать, когда говорят им про большевиков. Например, прошлой ночью большинство семей клястинцев выехали или ночевали в погребах.
Тов. Вопилов говорит, что в Клястицах настроение нервное, повышенное и до крайности враждебное, и нет ни одного человека, который мог-бы успокоить толпу. Вопилов дополняет, что Дресвянкин спросил: знал-ли с"езд о выступлении отряда, и получивши отрицательный ответ, заявил, значит Совет власти С"езда не признает, что считает нужным ему сообщить.
Семикашев говорит, что толпа требовала разоружения красной армии и освобождения казаков и их офицеров, арестованных Советом, и добавляет, что на наше предложение прислать на вечернее заседание своих делегатов, Клястинцы заявили: мы делегатов не пошлём, боимся, нас арестуют. Когда же тов. Померанцэ заявил, что я как член президиума С"езда останусь заложником вашей делегации, то они ответили, мы [159] без Вас это обсудим и пошлём или нет, дело наше…
После окончания докладов, видя неотложность исполнительных работ, по предложению товарища Вопилова постановили: избрать немедленно временный Исполнительный Комитет, который вольётся в названный Совет Солдатских и Рабочих Депутатов и примет участие в работах такового до избрания с"ездом постоянного.
В Уездный Исполнительный комитет Совета Крестьянских, Казачьих и Мусульманских депутатов избраны: Председатель Исполнительного Комитета В.М. Свешиников, его товарищи Степанов, Потапов; Секретари Свияженинов, Аминов и Члены: Шарков, Халиков, Xомутов, Пермяков и Фирсов. Означенные лица избраны единогласно. [160]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.453.Л.158-160.