С.А. Болотов о подавлении Шлыковского восстания

Jun 05, 2024 07:40

К гибели тов. Лузина и других
(Известия Пермского Губ.Исп.Ком. №133 1918 г.)

Оханским уездным Чрезвычайным Комитетом по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и преступлениями по должности в четверг 27 июня, в 2 часа дня получена телеграмма из с. Частых за подписом комиссара Панькова об убийстве комиссара Лузина и контр-революционном восстании в с. Шлыках и с. Частинской.

По получении телеграммы Чрезвычайным Комитетом немедленно командирован карательный отряд Красной Армии во главе с председателем Чрезвычайного Комитета Степаном Болотовым и под командой Начальника Отряда Заякина на параходе через пристань Частые.

При посадке отряда на параход в "Частых" Болотовым были заказаны подводы. В 10 часов вечера отряд прибыл в Частые, где был встречен Частинским Волостным Исполнительным Комитетом и несколькими посторонними мужичками, сочувствующими нам, из с. Частые и д. Мельничной (встретившие нас были вооружены), которые сообщили, что контр-революционная толпа около 700 человек из Шлыковской волости находится всего лишь в 6-ти верстах от Частых в д. Западной Частинской волости и идёт с целью разоружить Частинскую незначительную армию, разогнать Совет и двинуться дальше через попутные волости или на параходе в г. Оханск. Заручившись этими сведениями, отряд двинулся на деревню Западную через д. Гари и Мельничную.

Впереди отряда была выслана верховая разведка из восьми человек под командой сотрудника Чрезвычайного Комитета [36] Базаркина.

Деревни Гари и Мельничную проехали благополучно и узнали в этих деревнях, что толпа, двигаясь целые сутки, прошла более десяти деревень, привлекая к себе все попутные деревни и избивая бедноту, тех, кто не хочет примкнуть к ним, и расстреливая на месте всех агентов Советской Власти и попавшихся красноармейцев. Узнали и то, что у них имеется 15 винтовок.

Нас эти сведения несколько устрашили, хотя на нашей стороне имелась нравственная сила. Контр-разведочный отряд отправился в д. Западную, а я с рассыпным отрядом двинулся цепью за контр-разведкой.

Разведкой действительно в середине деревни, около часовни была накрыта толпа человек в 300, но оружия в толпе никакого не было, и разведка продержала собрание с полчаса под командой: "Ни с места", оцепив таковое с бомбами в руках.

Когда подошла цепь, Болотов и Заякин скомандовали окружить толпу со всех сторон. Потом Болотов громко стал кричать толпе, на каком основании собралась она в 2 часа ночи, когда весь Приуральский Округ об"явлен на военном положении, предупредил, что всех расстреляет, если не разойдутся. После этого в толпе развязались языки, нам начали об"яснять, что банды из "Кулаковского элемента" и людей из деревень Б-Кликуя, Сибиряков, Шабуров, Шотовой, Наумок, Вотановой, Глотовой, Силят и Посьянки, Мурыгино, Скуда и Нужда человек около 700 приходили к ним в деревню, били [37] в набат, созвали всю деревню и призывали таковую присоединиться к ним. Но сочувствующим их делу из всей деревни никого не нашлось, почти так же не удалось никого привлечь и насильно, хотя двух мужиков и достаточно "потыкали прикладами".

Благодаря отпору д. Западной, которая имеет более 200 дворов, толпа ночью решила идти по дворам. Узнали, что крестьянин дер. Вотановой Павел Садилов ораторствовал в д. Западной на собрании и хвастался, что он один в д. Силятах убил трёх человек красноармейцев; точно так же узнали, что в убийстве принимали участие Ипполит Васильевич и Григорий Павлович (фамилии не известные).

Отряд двинулся для обезврежения контр-революционеров, а главный отряд для поимки известных убийц через д. Силяти.

В д. Силяти, несмотря на то, что было уже более 4-х часов ночи, происходило собрание. Здесь точно так же нам об"яснили, что толпа из Шлыковских деревень привлекла их "идти убивать Красную армию и Советы". На вопрос: "Почему у них ночью собрание?" Они сказали, что составляли донесение о совершившемся в их деревне убийстве толпою четырёх человек красноармейцев во время производства описи хлебных запасов у соседки Дарьи Кузьмовны Пермяковой и крестьянина Тихона Лукьянова Пермякова. Болотов затребовал писанное ими донесение, в которых не указываются убийцы, несмотря на то, что председатель и секретарь Общественного Комитета [38] присутствовали в качестве понятых при описи хлебных продуктов и были свидетелями смерти четырёх товарищей. В виду нежелания назвать убийц, названные крестьяне были арестованы и отправлены под арест в с. Частые. Был вызван Комендант, которому было предложено вырыть из земли убитых товарищей. На могилу было командировано 8 человек с лопатами.

Вырытые на "Скотском кладбище" из могилы оказались гражданами: инструктор Оханского Отделения Снабжения молодой реалист Николай Григорьевич Гунев, его родной брат, юный ученик Городск. училища Виктор, привозивший бельё и хлеб брату, Председатель Сельского Комитета Мельничного Общества Артемий Романович Лузин и красноармеец Оханского отряда из австрийских социалистов Густав Бекке, 11-го Июня перешедший в русское подданство. Покойные были зарыты разутыми и раздетыми до нижняго белья и были они зверски изрублены топорами, лопатами…

Установив зверское насилие над беззащитными юношами, работниками революции и над учащимися, зарабатывающими себе насущный кусок хлеба, отряд двинулся вперёд с целью мести. В ночь было проехано 8 деревень. В четырёх из них были найдены преступники в своих домах, в банях, в кирпичных сараях, в запертых сараях, в пчеловодных садках, где они и убивались на месте. Чем дальше отряд ехал, тем разноречивее получались сведения о имеющейся силе контр-революционеров, об их оружии и даже якобы пулемётах, но отряд был из отважных товарищей и не терял присутствия духа. У нас имелись уже сведения, что почтой руководил кр. д. [39] Вотановой Павел Григорьевич Садилов (убинца бр. Луневых), а искал оружия и приглашал казаков кр. д. Нужды Михаил Корнилович Ольшин. Мы заезжали в деревни и опрашивали публику. Жители передали, кто убивал Лузина Андрея Васильевича и бр. Луневых с Артемием Лузиным и красноармейца Густава Бекке.

Утром мы приехали в Шлыки, где был убит тов. Лузин, и вошли для предосторожности цепью, сопротивления никакого не встретили. В Шлыках узнали об остальных инициаторах контр-революоционного востания и о всех убитых агентах Советской власти, убитых до нашого приезда. Их оказалось 8 человек. Убиты были они при следующих обстоятельствах.

Андрей Васильевич Лузин, председатель Пермского Окружного Исполнительного Комитета, убит в ночь с 26 на 27 июня толпой, которая двинулась из деревни Б-Кокуй, Нужды, Скуда и Сибиряки человек в 500 с ружьями. Тов. Лузин спал в волостном Совете под столом и проснулся от шума, произведенного при наступлении в с. Шлыки, и в то время, когда толпа не дошла 15 саж. до Волостного Совета, он выбежал на улицу и тут же под окном был пристрелен. Уже мёртвым он был изрублен и отвезён на кладбище, где и похоронили полунагим. В этой же толпе был пущен провакационный слух, что у Лузина в подкладке его пальто имеется 24.000 рублей денег, его через некоторое время вырыли и снова зарыли, т.к. в действительности он был зарыт полунагим.

Трое красноармейцев из Нытвинского и Оханского отрядов (из Нытвинского - Михаил Щукин и Павел Теплоухов, и Оханского: два [40] из австрийских социалистов Деревек Ласлов, 11-го Июня перешедший в русское подданство) перед убийством были разоружены толпой, проведены через 4 деревни, в пятой деревне Сибиряках убиты рычагам, при чём один из них не был убит до смерти, а лишь избит до потери сознания и был похоронен живым. Когда на него было накидано земли более аршина, он ещё пытался вставать из могилы. Это говорили очевидцы, да и видно было по трупу. Кроме того, толпой в д. Хлопушах избита семья, женщины и дети, за то, что их отец ушёл служить в Красную Армию. Всех ужасов смерти невинных товарищей и избиении за то, у одних члены семьи служат в Красной Армии, а другие не примыкали к контр-революционной банде, не могу передать здесь на бумаге. Считаю лишь своим нравственным долгом заявить, что я и мои товарищи вынуждены были, содрагаясь от чувства гнева, расстреливать всех изобличённых преступников и предателей революции. Расстреляно на месте более 30-ти человек.

Но никого не расстреливали мы без тщательного расследования. Пусть знают все контрреволюционеры и чёрные вороны, что мы сильны верой в самое дело, смелы духом и за всякое востание против трудящихся рано или поздно отомстим.

Председатель Оханского Чрезвычайного Комитета.
[С.А. Болотов] [41]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.17.Л.36-41.

Удостоверение чекиста С.А. Болотова



Вариант того же отчёта из материалов следственного дела Оханского уездного Чрезвычайного комитета по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениям по должности о восстании в селе Шлыки Оханского уезда
https://forum.vgd.ru/post/4137/124364/p3903988.htm

история, в колчаковских застенках, гражданская война

Previous post Next post
Up