Справки из жизни С.В. МРАЧКОВСКОГО

May 23, 2024 07:40

Справки из жизни С.В. МРАЧКОВСКОГО

К биографии Мрачковского

Характерны следующие эпизоды из первого периода гражданской войны:

1) Паническое настроение частей под Кыштымом настолько сильно охватило части, что они никак не хотели вернуться на фронт. Все попытки остановить панически бегущих повели ни к чему. С.В. сам взялся остановить части, но и это было безцельно. Положение было безвыходным. С.В. в конце концов, видя полную безнадёжность положения, начал стыдить беглецов, обратился с горячей речью, в конце концов, расплакался от злости и обиды в то, что рабочие не хотят отстаивать своих прав. Слёзы С.В., которого никто никогда не видел в таком состоянии, отрезвляюще подействовали на части, и они пошли в бой.

2) После поражения под Мауком части потребовали отправки в Екатеринбург на отдых, помыться в бане и пр. Кр-цы загрузили вагоны, платформы, стали требовать отправки. С.В. отказал наотрез. Толпа подступила к вагону-штабу и начала угрожать расправой. С.В. вышел на площадку, выругал шкурников и наотрез отказал в отправке, и ушёл в вагон. Толпа наседала. Вышедший т. Велезев на площадку сделал попытку начать говорить, то его начали брать в работу. С.В. вышел с бомбой в руках, замахнулся на толпу, разогнал её. Кр-цы, наткнувшись на чрезвычайное упорство С.В., в конце концов, смирились и вышли на фронт. Положение угрожало быть разорванным толпой.

3) В дни, когда началась эвакуация Екатеринбурга, фронт дрогнул. Ребята начали дезертировать, настроение создавалось такое, как будьто гибнет всё. С.В. устраивает в лесу вечеринку, прогулку с 20-25 товарищами активными работниками фронта. На вечеринке поднялся вопрос - что делать, куда бежать? С.В., взяв слово, точно обрисовал состояние фронта и заявил: "Думать, что падение Екатеринбурга - падение советской власти, слишком дерзко. Возможно, но на это слишком мало доводов". Его речь вдохнула энергию и надежды, но характерно именно то, насколько громадное значение придавал С.В. потере пролетарского Екатеринбургского района.

4) При наступлении на Колчака по […] с Сивинского Пермск. Губ. Оханск. Уезда с фронта привели в штаб пленного офицера. На вопрос С.В. о плене он ответил: "Когда же можно думать, что офицер [151] сдался в плен? Конечно, взяли в плен". После этой достаточно характеризующей офицера фразы был начат допрос офицера. Он давал сведения в спокойной обстановке, сидя за столом вместе с работниками штаба (пил чай). Держал себя довольно свободно.

Во время допроса С.В. прерывал его часть (неожиданно) фразы: "Что с вами делать? Расстрелять или нет? Враг вы делу рабочего класса или нет?" Офицер уклонился от ответа. В конце концов, не выдержал и заявил, что можете расстрелять, но мучить человека не следует, и просил сообщить только о факте расстрела родственникам, которые живут в селе, где стоит штаб (Сивинское).

Казалось, вопрос о судьбе офицера решён, но С.В. заявил, что допрос окончен и что офицер может идти отдыхать к своим родственникам. [Офицер], очевидно, думал, что это большевистский подвох и растерялся. С.В., видя растерянность офицера, обратился к нему:

- Очевидно, вы не привыкли, что с вами обращаются, как с человеком, вы привыкли быть […]. Слушайте же мою команду, г. офицер: "Кругом, шагом марш!"

Офицер механически повернулся и почти бегом выбежал из штаба.

На утро [офицер] явился. Вступил добровольцем и был хорошим преданным командиром. Впоследствии он столкнулся грудь с грудью с своей частью, написал письмо своим товарищам офицерам по полку: "Вы […], а я свободный командир свободной Красной Армии" и т.д. [152]

На юбилее т. Мрачковского.
(Екатеринбург).

Сегодня исполнилось два года со дня командования т. Мрачковского б.Приуральским В.О. По этому поводу в присутствии юбиляра состоится гарнизонное собрание комсостава и политработников для вручения своему командующему почётного адреса.

В назначенный срок - 7 часов - клуб "Красной армии" был уже полон собравшихся. Занимаем места. Кругом идут разговоры о герое юбилея.

Залихватски гремит духовой оркестр, все приготовилось к встрече дорогого гостя и своего любимого командира...

Время проходит незаметно.

- Встать!! Смирно!!! - раздаётся звучный голос помначдива тов. Калитова, и все, как один, быстро поднимаются при входе юбиляра.

- Здравствуйте, товарищи командиры и политработники!! - резко и отчётливо произносит т. Мрачковский.

В ответ раздается громовое:

- Здрав-ствуй-те!!

Начдив открывает торжественное заседание и в своём вступительном слове дает отчётную биографию героя Уральских событий, организатора и бойца в рядах Красной армии. Громовое у-р-а и долго несмолкаемыя аплодисменты сопровождают последния слова т. Бобылева,

После целого ряда выступлений, говорит юбиляр:

- Работали товарищи все мы вместе и те заслуги, которые вы мне сейчас приписали, они есть в то-же время и ваши заслуги. Только при вашей помощи я мог работать, мог формировать и укреплять мощь армии, мог идти в бой и одерживать победы.

- Товарищи говорили, "что я устал". Да, это верно, но вот вы сейчас явились для меня лучшими лекарями, вы влили в меня целительный бальзам. Здесь в семейном кругу вы дали мне мощь, силу, здоровье и энергию. Нам много пели хвалебных гимнов, но это пока еще рано, давайте будем работать с новыми силами, укрепляя боеспособность нашей Красной армии.

После закрытия официальной части заседания тов. Мрачковский во втором своём выступлении сказал:

- Т-щи, я вновь среди вас, как мирный сын у родной матери. Наша работа в ЗАПСИБВО несомненно трудней, чем была на Урале. Здесь нас окружал пролетариат, мощный, сильный и организованный, а там окружает обыватель, мелкий собственник, далеко не понимающий даже простой истины, что такое дисциплина. Я ценю уральцев не как патриот, а как старую рабочую дружину, воспитавшуюся в условиях суровой николаевской действительности.

- Мы устали, у некоторых из нас появилось демобилизационное настроение и это понятно. Нами выполнена грандиозная работа, но предстоит проделать ещё более серьёзную, почётную и безусловно ответственную - это укрепление мощи Красной армии и подготовка её к возможным схваткам с остатками мировой контр-революционной гидры. Задача тяжела, но выполнить её необходимо. В наших рядах не должно быть ни одного нерешительного командира и политработника.

- Тяжёлое материальное положение сходит на нет, центром принято ряд радикальных мер к проведению выработанных на сей счёт приказов. На местах надо подтянуть шефов, чтоб они твёрдо помнили и свято исполняли взятые на себя обязательства. Нам необходимо поднять дисциплину, завоевать авторитет, и сблизиться с кр-ской массой, представляя одну общую семью. Мы должны ежеминутно знать о международном и внутреннем положении Республики, дабы быть готовыми ко всяким случайностям. Нужно не только преследовать, но и в норне пресекать всякие злоупотребления и безобразия, подрывающие авторитет и достоинство Красной армии. Командиру даются права, и он их должен оправдать. Вы мне говорили о любви, но самая лучшая, самая верная любовь - это буквальное выполнение выдвинутых перед вами задач, от успешности выполнения которых зависит мощь и сила Красной армии и будущей мировой пролетарской революции.

В заключение тов. Мрачковский говорит:

- Благодарю за поднесённый мне адрес.

Снова, бурные овации и дружное "ура".

Начдив обещает от лиц присутствующих оправдать доверие юбиляра и выполнить полностью поставленные задачи. Тишина.

- Молчание есть клятвенное обещание, - шутя, говорит т. Мрачковский.

В это время из рядов сидящих раздается зычный голос:

- Да здравствует непобедимый орёл седого Урала т. Мрачковский!

С долго несмолкаемым "ура" и бурей апплодисментов под звуки марша оставляли стены клуба политработники и комсостав гарнизона, уходя в сад подышать свежим вечерним воздухом и пораздумать над впечатлениями заседания.

- Революция создала массу пролетарских героев, а среди них т. Мрачковского, - вспомнились мне слова одного из выступающих.

- Да, это герой! Это орёл! Это один из тех, кого из глубоких недр самих масс может родить только всесильная пролетарская революция.

Горняк-Залётный.

Екатеринбург, 17 августа.

"Красноармейская звезда"
1922 г.

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.17.Л.151-153.

С.В. Мрачковский

история, гражданская война

Previous post Next post
Up