В. Мутных. Сергей Витальевич Мрачковский (Справка по биографии). Часть 2

May 21, 2024 07:40

Часть 1

Необходимо отметить, что с самаго начала этого периода, вернее с периода Дутовской компании, С.В. определил военную отрасль работы, как наиболее необходимую для дела революции. Взяв твёрдо курс в этом направлении, он сразу взялся за работу по существу. Он не был комиссаром так, как это принято понимать. Он по существу был начальником, завхозом, комендантом, бойцом, передвиженцем. Он был душой части. Временного контроля, временной работы он не вёл. Поэтому когда из группы специалистов военнаго дела старой армии начал отбираться кадр преданных делу Советскаго строительства [147] лиц, и когда комиссарский состав начал ограничиваться в своих правах, С.В. неминуемо должен был оставить и оставил комиссарские должности и перешёл на непосредственное командование.

Его военныя знания, способности, таланты не были даны от Господа Бога, они развились и выросли в самой Гражданской войне. По существу конечно чрезвычайно странно, как человек незнавший, что такое война, орудие, строй, команда, у котораго весь былой стаж заключался в том, что он когда-то был начальником Боевой дружины, вдруг стал одним из талантливейших полководцев и одерживал победы над подкованными на все четыре ноги генералами. Всё заключалось в том, что навык, добытый им в Революционной борьбе, способность математически точно учитывать потребность момента, потребность масс, умение из ряда мелких факсов улавливать главное, верное, умение развить мелкий факт, имеющий кординальное значение, в общее положение, смелость в проведении в жизнь раз принятых решений - вот условия, поставившие С.В. на высший командный пост.

Если в скользь пробежать по истории гражданской войны, то эта зависимость будет особенно ясна. В первые дни, когда не обученные рабочие пришли на фронт, большее время работы С.В. уходило на то, чтоб с"ездить сказать заставам, что нельзя разводить костров, быть на окопных работах и обучать делать окопы. В боях он всё время почти участвовал в первые дни в передовой линии, обучая стрельбе, манёвру, перебежке. Не редко во время самого боя он, обходя окопы, обучал, как нужно вставить обойму в затвор, как брать прицел и т.д. Оперативное управление боем было в этот период на втором плане. В этот период он был контужен в передовом окопе во время боя снарядом противника. Контузия была лёгкой, и он скоро оправился.

Последние периоды боёв С.В. уже не вёл этой работы, но всегда во время боя выезжал на фронт, сидел на контрольном аппарате близь передовых окопов, внимательно следил и обучал молодых командиров рабочих управлять боем.

В первый период он учил не тем, что разсказывал, он становился на место бойца и показывал, как нужно выполнить то или иное задание. Если кр-ц мнётся и боится итти занять рубеж, он сам берёт винтовку, идёт с группой смельчаков один и показывает, что ничего страшного нет. При занятии Каслей, когда не обстреленная часть боялась идти в наступление, требуя подкрепления броневиком, С.В. сам выделяется с группой лучших бойцов, занимает Касли и показывает части, что ничего опасного нет. Это не боевое ухарство, а сознание необходимости в надлежащем воспитании частей молодой Красной Армии. Те, у кого подобные проступки проявлялись как ухарство, застыли на этом и дальше не двигались. С. В. [148] наоборот, в дальнейшем, когда армия подросла, перенёс центр своей работы на оперативную работу. Когда командир части не может выполнить задание, С.В., находясь близь фронта, брал на себя командование частью и обучал, как нужно управлять боем, чтобы выиграть его. Всё, что в периоде роста армии вытекало как необходимое, быстро схватывалось и проводилось в жизнь.

Когда создавались партийные ячейки (под Тагилом) и закладывался фундамент политической работы и политотдела, С. В. сам руководил работой до тех пор, пока молодёжь не подросла, не поняла, во что должны вылиться зародыши новой работы.

В чём С.В. был безпощаден, это в борьбе с партизанщиной, с застоем, с возвращением назад. Когда дивизионное бюро (МУЛИН и др.) потянуло вспять, сбилось с правильнаго пути в деле строительства армии, начало захватывать командование в свои руки, С.В., не взирая на авторитет партийной организации, положил этому конец, поставив ребром вопрос о роспуске бюро.

О С.В. МРАЧКОВСКОМ в былые дни сложилось мнение, что он партизан. Лица, утверждавшие это, не понимали командира революционера. Необходимо только всмотреться в методы работы С. В. Когда высшее командование ставило перед ним оперативную задачу, С. В. всегда сам первый предлагал свой способ разрешения задачи на усмотрение командования. Если последнее не соглашалось с его точкой зрения, он проводил линию приказа. Но усматривать однобоко в его предложениях партизанство, конечно, никуда не годится. Возможно, что это было чуждо большинству команднаго состава и совершенно чуждо старым генералам от инфантерии, но на то С.В. и являлся"командармом от революции".

За боевые успехи, за личную храбрость, случаи, которые пересказывать безцельно, С.В. получил в подарок от Р.В.С. золотые часы и орден Краснаго Знамени.

В конце нужно отметить некоторые факты, характеризующие С.В. в его отношении с красноармейцами. Он никогда не терял связи с массой. Каждый боец знал в лицо С. В. Перед боем, на отдыхе, при прибытии новых частей, в окопах, в театре, в Красноармейском клубе, в казарме - вот жизнь С.В. Безчисленныя выступления по вопросам, текущие задачи, стоящие перед революцией, непременное участие на всех собраниях делало ему не разрывную связь с массой.

Не смотря на своё увлечение работой в военной области, С.В. никогда не забывал об общих задачах, об общей политике. Нет нужды перечислять все его выступления в Профсоюзах, Союзах молодёжи, у работниц на заводах. Не было ни одного политическаго вопроса, выдвинутого в процессе развития революции, по которому не выступал бы С.В. Это является его специфической потребностью и обеспечивает ему всегда понимание массы. [149] Продналог, развёрстка, заработная плата, народное образование, голод, из"ятие церковных ценностей - всё, что только возникало в период революции находило своё отражение в работе С.В.

Тесно спаянный с Революцией, с рабочим классом он заражал волей к борьбе и к победе рабочие массы.

Биография С.В. МРАЧКОВСКАГО - это отражение пролетарской борьбы, его радости и горе - успехи и не успехи революции. Но никогда не было у С.В. отчаяния и безнадёжности.

СПРАВКА: Дан биографический очерк взятым у Ольги Николаевны МРАЧКОВСКОЙ, Виталия Яковлевича МРАЧКОВСКОГО, Александра Николаевича СТЕПАНОВА и из личных воспоминаний.

В. МУТНЫХ

Поездка в Тюмень - дек. 1917
Серебрянка, Кушва - лето 1917 года
Комис. Ек.-Чел. направлен - 23 мая

Читано С.В. Мрачковским и правлено им же 16 июня 1922 года [150]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.17.Л.141-150.

Сергей Витальевич Мрачковский

история, гражданская война

Previous post Next post
Up