М. Герцман. Биографические сведения о тов. Морозове.

May 14, 2024 07:40

Биографические сведения о тов. Морозове.

Иван Георгиевич Морозов.
(Из Уральского Рабочего №133)

На днях в Екатеринбурге были получены сведения о том, что 3-го июня в поселке Шумихине Челябинского уезда от рук чехо-словаков и местных кулаков-контр-революционеров пал смертью храбрых товарищ И.Г. Морозов.

Родившись в 1886 году, тов. Морозов ещё мальчиком поступает в качестве рабочего на жел. дорогу и с самых молодых лет под влиянием старшего брата начинает принимать участие в рабочем революционном движении.

В 1905 году, работая на Забайкальской ж.дор., он принимает деятельное участие в забастовочном движении, не смотря на свои 19 лет, выбирается рабочими за его природную храбрость и богатые организационные способности начальником жел. дор. боевой дружины, сыгравшей в истории этой дороги большую революционную роль.

В декабре, когда прославившемуся на всю Россию своими зверскими расправами Меллеру-Закомельскому удалось разбить его отряд, тов. Морозову всё же удалось благополучно скрыться и, поскитавшись некоторое время по различным местам, он наконец пристраивается рабочим в Челябинских жел.дор. мастерских. Пробыв некоторое время в Челябинске, он уезжает в Иркутск, а затем в 1910 году пристраивается в качестве осмотрщика вагонов [101] на станцию Шумиха Омской жел. дороги.

Временно отойдя, благодаря гнетущей реакции от революционной деятельности, тов. Морозов, обременённый семьёй, всё же везде и всюду проявляет свою безпредельную преданность рабочему классу, пользуясь за это среди рабочих большой любовью и уважением.

В 1917 году после февральской революции тов. Морозов организует в Шумихе местную группу с.-демокр. партии, которая сейчас же принимает определённую большевистскую окраску.

Будучи членом местного комитета, Ив. Георг. принимает самое живое участие во всех местных общественных начинаниях и, обладая живым общественным характером, он пользуется среди местного населения большой известностью и популярностью.

Особенно популярность его возросла после октябрьского переворота, когда он, будучи членом Исп. Ком. местного Совета, а затем товарищем председателя организованного при его участии Шумихинского районного Исп. Ком., об"единившего 18 волостей, весь отдался любимому делу революции, делу рабочих и беднейших крестьян.

Обуреваемый самым подлинным революционным энтузиазмом, тов. Морозов весь запас своей неутомимой энергии отдал на служение местной бедноте. Проводя в жизнь декреты рабоче-крестьянского правительства, он сумел завоевать себе среди них глубокую симпатию, а вместе с тем и дикую ненависть со стороны местных кулаков и богатеев. Особенно озлобление последних к тов. Морозову возросло, когда он принял живейшее участие в обложении контрибуцией местных купцов, разжиревших на военных барышах. [102]

Когда в Челябинске чехо-словаками были разоружены Советские войска, то тов. Морозов сразу же понял, к чему это клонится. Под его руководством немедленно был организован особый партизанский отряд, который, чтобы затруднить передвижение чехо-словацких эшелонов, был разобран железнодорожный путь и спущена из водокачки вода для паровозов. Затем им был обстрелян поезд с вооружёнными чехами, посланный из Челябинска для завоевания Кургана.

Когда станция Шумиха была занята чехо-словаками, то тов. Морозов, чтобы спасти от контр-революционных банд народные деньги, повёз их в количестве 75 тысяч с женой председателя районного Исп. Ком. в одно из надёжных селений. Шумихинские кулаки, увидев от"езжающего Морозова сообщили об этом чехо-словакам. Последние бросились к его пролётке и, схватив под уздцы лошадей, пытались их остановить. Тов. Морозов сопротивлялся и, выхватив револьвер, выстрелил в нападающих чехов, прострелив одному из них ухо. В это время подбегавший сзади один из чехов ударил его винтовкой по голове. После чего тов. Морозов был арестован.

Узнав об этом, местные кулаки и богатеи, чтобы выместить на нём свою злобу, накопившуюся за время революции против восставшего трудящегося класса, как на собаку набросились на него и подвергли самому зверскому избиению, при чём первый удар был нанесён местным богатым кулаком Наумовым. Били чем и куда попало. Издевались… Уродовали… Мучили…

Чехо-словаки обыкновенно свои жертвы сразу не убивают, а, лицемеря и издеваясь, подвергают их прежде самым мучительным [103] пыткам и только затем уже расправляются с ними. Так было и здесь. Дав вдоволь поиздеваться над тов. Морозовым, чехи, как лакомую кость от раз"ярённой собачьей стаи, насильно вырвали из рук опьянённых буржуев облитого кровью тов. Морозова и посалили его до "суда " под арест.

На завтра был "суд". Судили те же самые кулаки мироеды, которые участвовали накануне в избиении. Тов. Морозов был приговорён к повешению. Вместе с ним был приговорён к такой же смерти ближайший его товарищ по работе, секретарь Шумихинского Районного Исп. Комитета.

Чтобы терроризировать население и тем отучить его от борьбы с буржуазией, кулаки решили устроить эту казнь публичной. И вот на самом многолюдном месте всенародно, у всех на глазах были повешены два борца за рабочее дело, два горячих друга всей бедноты только за то, что они хотели водрузить на земле знамя всеобщего равенства, труда и пролетарской справедливости. Они умерли так, как подобает умирать каждому революционеру. Тов. Морозов, не смотря на свою слабость, энергично с высоко поднятой головой подошёл к виселице и сам подал петлю. Говорить он не мог. Голова и лицо были превращены почти в одну сплошную опухоль, зубы все выбиты, волосы вырваны… Его товарищ перед смертью произнёс короткую сильную речь, полную непоколебимой веры в торжество Советской власти.

Так умирают герои.

После товарищ Морозова остались жена и трое малых детей.

Накануне ареста, когда Морозов узнал о чехо-словацком мятеже, [104] он как-будто предчувствовал, что ему придётся здесь сложить свою голову.

- За свою жизнь я не цепляюсь, - говорил он, - я почту за великое счастье умереть за крестьян и рабочих. Я с гордостью сложу за рабочее дело свою голову… Жаль только маленьких детей…

Но и дети не могли удержать его от исполнения своего пролетарского долга.

М. [Герцман] [105]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.101-105.

Белочехи в Челябинске

история, чехословацкий мятеж, в колчаковских застенках, гражданская война

Previous post Next post
Up