Здесь по большей части обращения к молодому поколению и текущему моменту
***
Часть 1 Часть 2 Слово предоставляется представителю Комсомола, который скажет, как он воспринял слышанное от старых подпольных борцов Революционнаго Движения, которое сейчас продолжается.
ЕРЕМЕЕВ
Товарищи, по докладу Простолупова и воспоминаниям участников забастовки пятаго года я хотел бы сказать несколько слов в области тех задач, которые стоят перед нашей партией, особенно в области воспитания, подготовки тех резервов, каковыми является Ленинский Комсомол и организация Юных Пионеров. Для каждаго из Вас понятно уже после тех вступлений, насколько было трудно нашей партии работать в старое дореволюционное время, и насколько рабочий класс, страдая сильно экономически, боролся, несмотря на такие гонения со стороны Царскаго Правительства, за улучшения своего экономическаго положения.
Мы, молодое поколение коммунистов, каковыми являюсь я, поколение комсомольцев, которое выросло в период гражданской войны и закалилось в это время, не можем представлять себе всю тяжесть борьбы, каковую пришлось выдержать нашему рабочему классу. Мы, находясь в рядах нашей организации Ленинскаго Комсомола, сейчас не видим той тяжелой экономической борьбы, которую рабочий класс выносил на плечах в старое время. Для рабочей молодежи мы имеем сейчас 4-х и 6-ти часовой рабочий день, декретирование советской власти. Сейчас не приходится хлопотать, чтобы прибавили подённую плату, чтоб улучшить положение.
Мы знаем, что сама Советская власть, сами рабочие, стоящие у Власти, стремятся улучшить своё положение. И если раньше рабочий класс выставлял на первый план борьбу экономическую, то сейчас перед ним стоит более широкая задача - вопрос о поднятии производительности труда. Сейчас наша партия и несколько месяцев тому назад ставит эти вопросы. Калинин сказал в заключительном слове на III Всероссийском с"езде, что вопрос о производительности труда должен занимать главнейшее место в работе партии и Комсомола. Если мы сейчас на западе видим, что капитализм несколько отрезвился, если возможность дальнейшего развития революции замедляется, то сейчас особенно ясно перед партией встаёт задача своими собственными силами возстановить промышленность, укрепить сельское хозяйство. Этому вопросу о поднятии производительности труда должны уделять основное место в работе партии рабочего класса и крестьянства, эту основную задачу должны особенно ясно понимать члены Ленинскаго Комсомола.
Вторая задача, которую должны поставить перед Комсомолом, заключается в дальнейшем воспитании подростающаго поколения, которые не могли видеть того, что вынесли на своих плечах рабочие и крестьяне, с тем, чтобы обеспечить [12] партии те подростающие резервы, которые должны закончить то дело, за которое в течение десятков лет боролась коммунистическая партия.
Теперешнее положение, в котором мы сейчас находимся, заставляет особенно серьёзно подумать о воспитании резервов. Мы сумели от нескольких десятков тысяч человек создать полуторамиллионную организацию комсомола и имеем почти такое же количество организацию пионеров. Мы растём, мы сумели охватить широкие массы рабоче-крестьянской молодёжи, но это не достаточно, ибо для каждаго понятно, что победа нашей революции будет обеспечена тогда, когда будет организовано боеспособное молодое подрастающее поколение. Вопросы качественнаго улучшения организаций, вопросы воспитания этой смены должны занимать главное место в каждой организации.
Если Вы следили за работой партии, то заметили, что последние с"езды партии, последняя партийная конференция занимались вопросами, как подготовить смену для самой себя. На последней партийной конференции ставились серьёзные вопросы об оздоровлении смены, так как в годы революции молодёжь энергичная и живая много силы старалась применять на ту общественную работу, которая была нужна партии и Советской власти. Мы знаем, что при такой большой нагрузке мы немного не выдержали, мы имеем среди массы Комсомольцев ряд активных работников, которые больны, неспособны для дальнейшей борьбы. Сейчас мы выдвигаем вопрос о физическом оздоровлении рабочей молодёжи, чтоб наша смена была крепка не только политически, но была бы готова сейчас итти в бой за советы. В течение десятков лет Коммунистическая партия боролась за то, чтоб молодёжь была сильна, ибо только то поколение, которое крепко развито физически и идейно, сможет обеспечить дальнейшую победу нашей мировой пролетарской революции.
Мы говорим - больше внимания подрастающим резервам, чтобы они могли поддержать то дело, за которое боролся Владимир Ильич ЛЕНИН, рабочий класс и коммунистическая партия - руководительница революционного движения. Мы говорим, что масса комсомольцев в наших рядах готовы по первому зову партии продолжать это дело, но нужно обеспечить её развитие. Пусть сегодняшний день послужит лучшим уроком воспитания нашей молодёжи, пусть теснее сблизит старую и молодую большевистскую гвардию, чтобы через это вместе со старой гвардией быть готовыми к более жестоким боям, которые придётся выдержать рабочему классу и крестьянству в борьбе за мировую пролетарскую революцию.
ТАРАКАНОВ (от Пионеров)
Мы, пионеры Нижняго Тагила, заслушав воспоминания об этом историческом памятнике и развитии нашей революции, мы знаем, как рабочим досталась [12об] забастовка 905 годя, но всё-таки не бросили они этого, работают кропотливо до сих пор. Мы, молодое поколение, этой заслуги рабочих никогда не забудем, пойдём под руководством бабушки РКП и Ленинскаго Комсомола. "На смену павшим, в борьбе уставшим товарищам пионеры идут".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Тов. КИН. Товарищи, разрешите здесь очень кратко сказать, кто был виновник этого забастовочного движения в 905 году. Этим движением рабочих Тагильскаго завода руководила и виновником являлась партия Социал-Демократов большевиков. Начиная с 1900 года и раньше, здесь на Тагильских заводах на медный рудник и Выю было обращено внимание подпольных, тогда очень маленьких, Социал-Демократических организаций. В 903 году, когда произошел раскол между Социал-Демократической партией на большевиков и меньшевиков, организована была на Урале Фракция Большевиков, и начиная с 903 года эта Социал-Демократическая фракция большевиков начала работать.
Этот Виталий, о котором вспоминали, был большевик, был член нашей партии. После него я не буду перечислять тех товарищей, которые работали. В 905 году, когда работал Виталий, здесь был товарищ Залкинд - один из активных наших членов подпольных работников, которые работали в рядах нашей партии. В 905 году подпольная конспиративная квартира была у зубного врача тов. Залкинда, тогда здесь не было Комитета, здесь была группа, так называемая группа Социал-демократов большевиков. Она была подчинена по партийной линии Екатеринбургскому Комитету, во главе котораго стоял покойник тов. Свердлов.
Начиная с Июня и Июля месяца, в Комитете состояли тов. Свердлов [*зачёркнуто - Новгородцев], Замятин и другие, некий тор. Бушен, тогда был крупный видный работник, впоследствии оказался негодяем, который докатился до Колчака и вместе с Колчаком расстреливал на Урале и на Волге рабочих. В Тагиле всё время приходилось Екатеринбургскому Комитету менять работников, так как подпольно долго нельзя было работать.
После тов. Залкинд сюда был командирован тот тов. "Леший", о котором говорила Борисова и тов. Альберт [*зачёркнуто - Лентяй]. После Альберта [*зачёркнуто - Лентяя], когда он уехал, сюда был прислан тов. Черепанов Лука, который был потом расстрелян Колчаком в Тюмени. Прислана была Ольга Ивановна, и когда уехал Леший, был прислан я сюда Екатеринбургским комитетом нашей партии подпольников большевиков, который закончил работу пятаго года. Вся работа была распределена между нами. Была Гальянка, Медный Рудник, где было человек 25-28, был отведён мне. Ольга Ивановна работала среди учащейся молодёжи и на Вые, Лука - на железной дороге и тоже Выю оборудовал. Мы здесь закончили пятый год.
В конце, когда всюду была разгромлена революция, мы довольно таки долго нелегально существовали, когда Пермь была [13] разгромлена, проводили митинги. В Екатеринбурге были большие митинги с участием 3000-5000 человек. Тогда сюда была пригнана пешком рота казаков. С приходом казаков мы, Черепанов, Ольга Ивановна и я, были об"явлены вне закона, а так как настоящего имени нашего никто не знал, то о нас было записано таким образом, что один ходит в зелёном пальто, в жёлтой шапке, говорит нечисто и картавит; другой ходит в поддёвке, в такой же шапке; женщина рыжая, ходит в короткой синей кофте или в простом полушубке, иногда в шляпе, кто таких найдёт, тот получит награду. Луку схватили, он за 25 руб. от трёх казаков откупился.
В начале 906 года нам пришлось собирать манатки, они были большие - как стоял, так и пошёл. Мы жили с Ольгой Ивановной на Гальянке за плотиной. Однажды один товарищ узнал, что нас ночью должны арестовать, он пришёл к нам и сообщил об этом. Мы поднялись и ушли, и никто не знал, что мы ушли, так как нечего было уносить, мы просто ушли и готово дело, такое было большое имущество.
Вот здесь, товарищи, пятым годом, забастовками, революционным движением руководила всецело наша большевистская партия, которой должны быть приписаны сделанные здесь успехи. Рабочие с каждым годом, не смотря ни на какие реакции, всё больше шли под знамёнами Ленина, верили Ленину. Я помню, в пятом году мы, подпольники, передавали рабочим те великие слова, которым учил Ленин. Мы читали тогда Ленинские статьи, Ленинские речи. Тогда, в пятом году, выходила нелегальная газета "Пролетарий" [*зачёркнуто - Искра], потом легальная. Всё это ленинское учение зазубривалось на зубок всеми нами, начиная от учащихся и кончая теми товарищами, которые стояли во главе.
Среди нас тогда был товарищ покойник Яков Михайлыч, молодой человек 21 года с громовым пушечным голосом, с колоссальной энергией, невероятно богатой памятью, и все мы были слишком молоды, всем было самое большее 23-24 года, самый старый из нас был Замятин, которому было, может быть, лет 27-28. Если мы были молоды годами, если мы были слабы теоретически, то у нас было достаточно энергии, у нас было достаточно силы воли, достаточно было, откровенно говоря, нахальства. Мы, рабочие-неучи, мы вступали в полемику с профессорами, врачами, адвокатами и т.д. и ничуть не робели. Мы знали, что идём за наше правое рабочее дело, мы знали, что победа за нами, и к этой победе мы пришли. Наша коммунистическая партия под знаменем, под учением Великаго человека, учителя Рабочаго класса, который работал десятки лет с нами, под руководством Владимира Ильича ЛЕНИНА, тогда была очень маленькая, но она взяла на себя тяжесть руководства всей революцией.
Я не буду говорить, как полемизировали с меньшевиками, об этом много говорили уже. Я заявляю как активный работник 905 года [13об] в Тагиле, что руководство революционным движением, забастовками 905 года и здесь берёт на себя коммунистическая партия, именовавшаяся большевиками. Мы пришли к победе, мы готовим смену, так как знаем, что наша старая партия, что наши старые подпольные работники, те работники, которые работали раньше, мы видим, насколько они источены, насколько измучены той тяжестью, которую им пришлось перенести.
Рабочие лезли на руках и ногах на 92 сажени вглубь земли, это Вы можете представить, что это представляет, спуститься на рудах и ногах в шахту на 92 сажени, кто знает хорошо шахту, кто эту историю испытал. А тем товарищам, которые не видели шахты, невозможно представить, что это был за каторжный труд, что была за сумасшедшая работа. Мы знаем, что люди здесь работали ещё скованные в колодках, здесь, товарищи комсомольцы и пионеры, вы должны это учесть и запомнить.
Вы должны изучать ту тяжесть борьбы, которую произвёл рабочий класс и на этой тяжести [*зачёркнуто - помнить о том] учиться и знать, что если только лишь чуть малейше поколеблются ряды Коммунистической партии, то без коммунистической партии в России Советской Власти не будет, не будет Советской Власти, и рабочий класс будет закабалён в десятки и сотни раз больше, чем был закабалён при Царском режиме буржуазией. Каждый работник и работница должен помнить, что если сейчас вернётся какая угодно власть, но не советская, не рабочая, хотя на одну неделю, на день, это будет почище самого Колчака, так как за тот ужас, который пережила буржуазия, за те волнения, которые она переживает сейчас, она никогда не простит этого рабочему классу. И Вы, товарищи комсомольцы и пионеры, должны знать о том, что мы устали и износились, всё более уступаем Вам свои места. Вы идёте нам на смену и должны запомнить, что Ленинская семья, семья Коммунистической партии знамя советской власти должна держать крепко, чтобы в дальнейшем итти к освобождению рабочаго класса. [14об]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.29.Л.6-14об.
Открытие памятника Владимиру Ильичу Ленину в Тагиле. 7 ноября 1925 г.