Тёткин Иван Петрович о Сысертских красногвардейцах в бою

Feb 16, 2022 07:40

Тёткин Иван Петрович

В Уральской Рабочий Редакционную коллегию

Прошу поместить мои воспоминания на страницах Уральского рабочего - два отдельных момента из периода гражданской войны на Урале, которыя я посвещаю к Юбилею Красной Армии. Хотя таковыя не затронут, может быть, читателя, но по-своему я думаю, что прочитавший эти воспоминания даст ту оценку и охарактеризует имеющиеся в то время недостатки, и отметит и хорошия стороны только что организовавшихся в то время отдельных отрядов молодой Красной Армии, которыя сформировались из рабочих и крестьян, из добровольцев, и не имеющих понятия по военному делу, и научившихся на практике только брать своим мужеством и преданностью свой идее в борьбе против надоевшего капиталистов. И прошу меня уведомить редакцию Уральской Рабочий, если мои воспоминания интересны и могут дать кое-что для Истории по созданию Красной Армии, то я могу написать ещё несколько таковых.

Бой под Сысертским заводом и отступление из Сысертского завода

В Июле месяце 1918 года под напором белых банд, которыя состояли в то время большинством из башкир и Чехословаков, по Челябинскому тракту Красная Армия из отдельных отрядов отступила на Сысертский завод. И с другой стороны отдельных отрядам, отступающим по Челябинскому тракту, грозило с тылу, так как в то время Чехословаки наступали на станцию Кузино и по железной дороге от Челябинска на Свердловск. Отступавшими отрядами командовал т. Онуфриев и Жебенёв.

Отступив в Сысертский завод, отряды расположились, ожидая дальнейших распоряжений. Население Сысертского завода встретило радостно отступивших, т.к. в этих отрядах были наши Сысертские, и которых было около двух рот, хотя и грустно было видеть, что мы отступали.

Но вот роковой день настал. Первыми повели наступление белыя при поддержке артиллерии, и по Сысертскому [40] заводу было произведено несколько выстрелов из 3-х дюймовки. Один снаряд попал в заводскую контору, второй в Дом[…]. Население, не бывавшее на войне и не слыхавшее орудийных выстрелов, пришло в панику. Кто бежал в лес, кто прятался в погреба, голбцы и ямы, кто бежал к Совету.

К Совету прибежал и я, где мне пришлось наблюдать другое - у Совета строились рабочие с оружием в руках. Тут были старики, молодые и юноши. И безо всякого на то предупреждения, построившись, один кто-либо из рабочих брал на себя команду и вёл их на помощь отрядам Красной Армии. На их место строились другие. Мне бросилось в глаза, откуда у них оружие, и видя, что оружие несут и выходят с таковым из ограды, я пошёл туда, где увидел, что оружие выдаётся членом совета Котовым Н.П., и таковое выдаётся без всякой записи и кому попало, и кто только просил таковое.

И что же, наступление на Сысертский завод было белых [отброшено], и отряды Красной Армии, и отряд Сысертских рабочих торжествовали победу. Но торжествовать победу пришлось недолго. Дня через два пришлось Сысертский завод оставить без боя, т.к. с тылу угрожали. И при отступлении из Сысертского завода пришлось подти всем, т.к. за тот урок, который был показан белым, белыя будут мстить не отступившим. Отступили все сознательно, зная о том, что если не идти, возьмут белыя, а то ярмо, которым запрягут белыя, Сысертским рабочим носить надоело, т.к. Сысерсткие рабочие это ярмо испытали при прелестях царизма.

Бой под деревней Салдой, она же Кутькина, около В. Туры в верстах 30-ти Н. Тагильского округа

В Октябре месяце 1918 года в последних числах нашему полку 3-му Екатеринбургскому и 1-му Рабоче-Крестьянскому было дано распоряжение занять д. Салду, на которую и повели наступление с Богомоловского рудника. [40об]

Нашей роте было задание, чтоб подти в обход и задти в тыл белым, и пересечь дорогу при отступлении белых. Наша рота состояла только почти из одних Сысертских рабочих, из последних большинство военному делу было не обучены, а испытавшие только что во время боя у Сысертского завода и при отступлении от Сысертского завода участвовали во всех боях до Кушвинского завода, а некоторые из них были ещё несовершеннолетние, как: Беломонин, Проскуряков, Уфимцев, Тёткин и много других.

Выйдя в обход, перед выходом комсоставу нашей роты была об"яснена задача, которая перед нами лежала, и был установлен сигнальный знак для случая, если можем соткнуться со своими. Выступив в обход, мы пошли лесом с левого фланга. Ещё до д. Салды нужно было идти не менее вёрст 12-ть, и отойдя вёрст пять, какую-либо связь со своими частями потеряли совершенно.

Идя по лесу, слышим ружейную стрельбу и несколько выстрелов из бомбомётов. Среди нас некоторыя смеялись: "[Слушай,] масло глушит белых". Это было сказано по адресу ком-ра бомбомётной команды Ушакова, которой, надо сказать, всё-даки своей смелостью пользовался от красноармейцев рабочих авторитетом. Кто говорит: "Может быть не наши".

Идя к своей цели при одном пулемёте, последний, надо сказать, что-то закапризился и оказался негодным, не в действии. Дорогой видим - идёт полевой телефонной провод. Оказался, что этот провод противника, шёл из д. Салды на Александровския печи, где был противник. Последния от д. Салды находились в верстах 5-ти - 4-х, не упомню. Нами полевой телефон был перерезан.

Сравнявшись с д. Салдой и выйдя на опушку леса, деревни видно не было и не видно было противника. Комбат Новиков был при нас, которой даёт приказание, чтоб дать залп ружейной по противнику и с криком "ура" броситься в сторону, где должен находиться противник. Но со стороны отдельных стали возражать, что до деревни далеко и противника не видно, то не будет ли хуже для нас. Но Новиков своего приказания не отменил, [41] и была подана команда "пли", и с криками "ура" бросились в рассыпном строе на дер. Салду, не зная, то ли там наши, то ли белыя.

И пробежав с полверсты, только тогда увидели противника, но последний этим был ошарашен. Оказалось, что стрельба, которую мы слышали, то наши главные силы вели наступление вперёд нас, но белыми отступление было отбито. И по-видимому, противник, увидев нас, сочтёл за своих, которыя находились на Александровских печах, или к этому были другие причины, но только то, что противник, завидев нас, по нам не стрелял, а лежал в боевом порядке в цепи.

Среди нас также появилось сомнение - возможно, наши части эту деревню уже заняли, и был дан условный знак, на которой противник ответил правильно, и левой фланг подошёл вплотную с противником, но различить друг друга было трудно, т.к. обмундирование в то время было одинаково - как у них вольная одежда, так и на нас. Стали перекидываться словами, кто какого полка. Белыя отвечали, что 20 Екатеринбургского, и мы были 3 Екатеринбургского, название полков сошлось. Один из наших, вечная ему слава, сказал:

- Салда опять за нами.

Надо сказать, что за эту деревню Салду было несколько до этого боёв, то она перейдёт к нам, то к белым. И бои из таковой были из-за стратегических соображений. Белыя, убедившись, что мы Красныя, одного из нас, который говорил, что Салда за нами, подняли сразу на несколько штыков. И тогда только пошёл и завязался бой.

Цепь белых нами была сбита, и противник побежал, и два взвода, и часть 3-го взвода кинулись преследовать противника. А Комвзвода №3, будучи на правом фланге, увидел, что вправо ещё лежит цепь противника, увлекая за собой несколько товарищей, около двух отделений, и выравнивая свой взвод, и сбили последнюю цепь противника, которая побежала туда, где были наши, и последние их пристреливали пачками.

И оказалось, д. Салда нами была от белых очищена одной ротой, но ночевать и держаться в этой деревне не представилось возможным, т.к. по нашему соображению противник был сильней нас. [41об] Второе, из своих мы потеряли в этот бой дивно убитых и раненых. Как наши главныя части отступили, и своевременно помочь они нам не смогли.

Характерно в этот бой отличились своим мужеством и преданностью за рабочее дело рабочие: Лысов Василий, Емельянов Павел, Тиханов Константин и др., которыя своей смелостью увлекали за собой всех. И характерно здесь подчеркнуть здесь ещё то, что один из несовершеннолетних, Уфимцев, при моих глазах выстрелами из винтовки убил 7 человек белогвардейцев, из них двух командиров белых. И последних убил как раз в тот момент, когда, может быть, этим решалась вся наша судьба и всей нашей роты.

Дело было так - когда на правом фланге выравнивались против цепи белых, мы видим, что командир у белых на ногах командует "пли", то этот Уфимцев, прицеливши в него, убил. На его место встаёт другой и командует: "Рота, приготовься к атаке", - и этого Уфимцев сшиб на повал. И у них, по-видимому, за потерей командиров получилась паника. Этим моментом воспользовавшись, мы кинулись на них и сбили, и победа оказалась за нами.

Оканчивая свои скромныя воспоминания, но они мне дороги, т.к. за эти два боя пало много храбрых и хороших товарищей. В особенности пали при бое у д. Салды, как пал т. Старков Иван Андреич, которой был на Дутовском фронте и до самого последняго дня был всегда с нами, и много других.

Может быть, я написал не так сложно, то прошу Редакцию Уральской Рабочий обработать мои слова, как полагается по-литературному.

Участник Тёткин

Адрес мой: с. Щелкун, Старый [нрзб] 2 уч. [нрзб] Сысертскаго района Свердловского округа

Сам происхожу из жителей Сысертскаго завода, Грязовская ул., №36

Тёткин Иван Петров

8/ІІ 28 г. [42]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.204.Л.40-42.

Красногвардейцы. Открытка Уральского музея революции

история, чехословацкий мятеж, гражданская война

Previous post Next post
Up