Положение о профессионально-милицейской пропаганде в милиции от 5 августа 1922 г.

Dec 05, 2020 09:43

Приложение к приказу милиции Республики от 5 августа [1922 г.] №358.

Положение о профессионально-милицейской пропаганде в милиции.

I. Цели и задачи.

Милиционер должен знать твёрдо обязанности, свою роль в советском государстве и вполне усвоить основные задачи милицейской службы, вот исходная точка настоящего и ближайшего периода времени для работы по профессиональной пропаганде. Профессиональная пропаганда в настоящий момент является одним из важнейших средств для воспитания милиционера в духе социалистической Гражданственности, хозяйственности [32] и боевой способности. Цель профессиональной пропаганды, прежде всего, заключается в том, чтобы воспитать в милиционере гражданина строителя советской Республики, сознательно относящегося ко всем событиям, его окружающим, стоящего на страже законности и пролетарского правопорядка (борьба с расхищением народного достояния, антисанитарностью городов и жилищ, с преступностью и бандитизмом).

Добиться этого можно:

а) внедрением в сознание милиционера необходимости внутренней охраны и укрепления революционных распоряжений и мероприятий Советской власти;

б) вовлечением отсталых милицейских масс в интересы Советского строительства путём практического изучения её законов, конституций, положений и т. д.;

в) развитием среди милиционеров профессиональных знаний: борьба с преступностью, обязанности милиционера на посту, строевая служба, санитарный надзор, первая санитарная помощь пострадавшим, знание местности, местных учреждений, улиц, домов, адресов, изучение опыта старых и заграничных полиций и т. д.;

г) воспитанием милиционеров в духе социалистической гражданственности, а также вежливости, корректности при обращении с населением, при задержании преступников и лиц, заподозренных в каких-либо проступках;

д) развитием в милицейских массах стремления к изысканию новых методов работы и усовершенствованию в области борьбы с преступностью и вообще во всех отраслях милицейской работы, пониманием политико-экономического положении страны и значения действий и распоряжений как центральной, так и местной власти.

Основной базой профессиональной пропаганды среди милиционеров являются губернские и уездные резервы, но пропаганда эта в дальнейшем по возможности должна вестись не только в городах, но и в Деревнях, в районах милиции не только среда милиционеров, но и среди сельских караульных и дворников.

II. Профессиональная пропаганда в клубах.

а) Все кружки в клубах должны сделать профессиональную пропаганду стержнем своей работы. Вся политико-просветительная работа, проводимая в клубах, должна пропитаться профессионально-милицейским содержанием.

б) Надо иметь в виду, что профессионально-милицейская пропаганда не может дать быстрых эффектов, что эту работу придётся вести много лет, пока мы не только не перевоспитаем милицейскую массу, но и подготовим новый кадр сознательных милицейских работников. Здесь нужно отметить то, что наши клубы должны взять на себя, главным образом, агитационно-просветительную часть милицейской пропаганды, оставив за чисто-профессиональными ячейками и посекрами проведение воспитательно-производственных мероприятий.

в) Главная задача клубов, об'единяющих вокруг своей работы милиционеров, использовать все формы и методы клуб работы, как массовые, так и углубленные.

г) Клубные политработники, как по содержанию работы, так и организационные, должны наитеснейшим образом связывать свои мероприятия по профессионально-милицейской пропаганде со всею работою месткомов и посекров, а также комсостава, в целях достижения наиболее надёжных результатов.

д) Более глубокая клубная работа по профессионально-милицейской пропаганде производится, главным образом, через кружки или группы милиционеров, интересующихся вопросами милицейского строительства. Практика ещё дала очень мало опыта в этой части работы. Кружки профессиональной милицейской пропаганды, организованные сверху, живут не ярко и слабо. Поэтому нужно, постепенно приобщая милиционеров к проведению и участию в массовой работе, исподволь выделять из них наиболее активных, группируя их в кружки.

III. Методы работы.

А) Обще-методические указания.

Профессионально-милицейская пропаганда должна быть конкретна. Это значит - каждое явление должно быть об‘яснено с коммунистической точки зрения, путем перехода [32об] от конкретного и частного - к общему, от личных материалов к обще-государственному.

Необходимо помочь всем милиционерам: прежде всего осознать свою работу в целом, понять её роль в жизни советского государства, ознакомиться подробно с соответствующими профессионально-милицейскими положениями, осветив весь процесс милицейского строительства в целом.

Б) Профессионально-милицейская пропаганда должна вестись не только словом, но и делом, не только указом, но и показом. В создании ударных групп, наиболее сознательных милиционеров, членов клуба, для исполнения тех или других работ, организации исподволь крепкого кружка из группы милиционеров, тесно связанных общей работой и переносящих на активное обсуждение клуба вопросов техники и организации милицейской службы - вот лучшие пути профессионально-милицейской пропаганды.

В агитационно-просветительной работе надо применять наиболее массовые формы, а также и наиболее углублённые: живые газеты, суды, дискуссии, доклады, демонстрации экспонатов, выставки с деловыми раз'яснениями и проч.

Профессионально-милицейскую пропаганду нельзя проводить на спех, поверхностно, по-культрегерски, нужна большая выдержка, вдумчивость, подбор подходящего материала (исходя из местных нужд) и планомерность по проведению всех работ, при неослабной инициативе, уменьи присматриваться и схватывать местные вопросы, используя все местные рессурсы.

Меньше всего нужно ожидать поддержки и указания центра, а побольше "дерзать" развивать свою инициативу, учитывая опыт своей же работы.

В) Методы и формы массовой работы:

1. Газета.

Прежде всего необходимо использовать вею периодическую печать для организации громких чтений в общих клубных комнатах. Рекомендуется сорганизовать работоспособную живую литколлегию, которая должна поставить себе задачей информировать печать о профессионально-милицейской работе.

В печать должны даваться сведения о выполнении задач. Корреспонденты должны отражать жизнь милиции и всё, что волнует милицейскую массу. Следует исходить всегда из конкретных фактов, указывать фамилию милиционеров, отличившихся в борьбе с преступностью. Нужно вовлечь в эту работу широкую массу милиционеров, которые сами должны писать о своих нуждах и интересах. Весь получаемый материал литколлегия предварительно обрабатывает, и если есть возможность, то хорошо бы издавать хотя бы небольшую собственную газету (можно стенную или рукописную) и организовать страничку милиционера в местной газете. Программа примера такова: а) передовика о роли милиционера, б) статьи о задачах, поставленных перед милицией, и о выполнении или невыполнении их, в) хроника, г) научно-технический отдел, д) письменные заявления милиционеров, е) ответы на вопросы и справки.

Номер или страничка должны составляться милиционерами.

2. Библиотека.

В милицейском клубе должен быть всегда соответствующий подбор книг, в первую очередь охватывающий следующие четыре рубрики: а) книги, специально милицейские, б) политико-экономические, в) по охране труда, г) литература и искусство.

Специальная милицейская литература должна освещать милицейскую работу. Книги политико-экономического характера должны давать ответы как на вопросы дня, так и на общие вопросы: капитализм, коммунизм, классовая борьба, а также на вопросы советского строительства. Литература по охране труда должна быть по возможности полной и указывать, как необходимо обставить работу, как лучше устроить жилище и т.д. Эти же вопросы должны стать темой плакатов, инструкций, наставлений и правил, которые вывешиваются во всех помещениях клуба. Художественная литература должна быть использована как хорошее средство художественно-профессионального воздействия на массы. [33]

3. Иллюстративно-художественная работа (схемы, диаграммы, плакаты, лозунги, листовки и выставки).

Посредством графических изображений при исполнении их даже местными средствами и силами, можно наглядно показать разные моменты милицейской жизни. Можно, например, посредством таких диаграмм сравнить организацию полиции в прошлом и милиции в настоящем. Все сравнительные данные необходимо изображать путём всякого рода фигур, соответствующих эмблем, аллегорий и т.п. Диаграммами необходимо пользоваться при докладах ответственных работников на лекциях и вывешивать их на стенах клуба. В диаграммах прежде всего необходимо показывать результаты работ милиции. Вообще диаграммы оживляют сухие цифры статистики, которые сами по себе без графического изображения мало убедительны для среднего милиционера. Через диаграммы последний может почувствовать и понять убедительность цифр. Для воздействия на массы путём конкретных художественных изображений можно применять следующий плакатный способ борьбы с преступностью, взяточничеством и лодорничеством: на доске вывешиваются фамилии лиц, совершивших различные проступки, с соответствующими пояснениями и даже портретами. По истечении определенного промежутка времени, они снимаются, заменяясь другими и т.д. Лозунги и листовки так же хороши только тогда, когда они освещают конкретные факты и задания. Лозунги и листовки должны быть выразительны, кратки, по возможности с рисунками, при чём к их изготовлению нужно привлекать непосредственно членов клуба и вывешивать их в клубе, библиотеке и т.п. Если возможно, то хорошо иллюстрированно-художественную работу концентрировать на профессионально-показательной выставке при клубе.

4. Доклады ответственных работников милиции, месткомов, клубов, открытые заседания, лекции и беседы.

Доклады ответственных работников являются наиболее действительной формой вовлечения милицейских масс в дело милицейского строительства. С них необходимо начинать профессионально-милицейскую пропаганду живым словом. Как показала практика, умело составленный и прочитанный доклад создаёт деловое настроение и вызывает живой интерес и отклик у милиционеров. В докладах не должно касаться только "политики" и общих положений "из", не должно охватывать много вопросов, а концентрировать внимание на двух-трёх вопросах, относящихся к жизни милиции. По форме изложения доклады должны быть ясны и чётки, с цифровыми данными и прочими иллюстративными деловыми материалами. В связи с выдвигаемыми вопросами профессионально-милицейского строительства, необходимо озаботиться об устройстве в клубе ряда бесед и лекций со свободной дискуссией по всем острым вопросам, с демонстрацией волшебного фонаря или просто художественных диаграмм и картин. Лекции эти могут читаться не регулярно, по мере возможности, но их содержание должно быть каждый раз закончено, чтобы в конечном итоге оказалась пройденной определенная программа, где были бы затронуты: милицейское строительство, экономическая политика Советской власти, понятия о хозяйственном плане, материальном положении, материальные рессурсы страны и т.д.

5. Суды, устная газета, театральные постановки, концертные вечера, профессионально-милицейские праздники (парады), вечера вопросов и ответов.

При умелой постановке и тщательной подготовке инсценировка судов как форма агитации является наиболее популярной и имеет громадный успех. Такое же живое, как и суд, впечатление производит устная газета. Особенно важно, чтобы при устгазете чтение сопровождалось демонстрацией диаграмм, чертежей, а фельетон, если таковой будет, разыгрывался бы в лицах. При сообщении о героях хорошо выставлять портреты последних. Темами судов и устгазеты должны быть вопросы, непосредственно затрагивающие быт милиции. Как, например: суд над взяточником, над неграмотным, над лодырем, над сифилитиком и т.д. Сатирические стихотворения на злобу дня, ряд ответов устного почтового ящика и пр. должны в большей мере содействовать оживлению [33об] аудитории клуба и пробуждать активность масс. Необходимо использовать художественную работу клуба для проведения работ по профессионально-милицейской пропаганде. Надо использовать театральные инстинкты масс, концентрировать театральным действием душевные движения в профессионально-милицейском духе. Недостаток или отсутствие театральных приспособлений не должны смущать, чем меньше будет казённой театральщины, чем больше самодеятельности, живости и импровизации, тем лучше. Больной вопрос - отсутствие соответствующего репертуара, может быть решён не иначе, как созданием своих пьес-картинок на основе конкретных фактов местной милицейской жизни. Литературно-художественные вечера, посвящённые жизни милиции, хорошо принаравливать к определенным праздникам или чествованию своих героев. При проведении таких праздников надо как можно меньше бутафории и казёнщины, а как можно больше простоты, интимности, как в отношении репертуара, так и в проведении самого чествования. Общие милицейские праздники - годовщины и т.д. хорошо сопровождать милицейскими парадами с поднесением знамени, приурочивая этот праздник к шефству и т.д.

6. Заключение.

Настоящее положение указывает далеко не полный перечень форм и способов профессионально-милицейской пропаганды в клубной политике, просветительной работе: практика может дать ряд новых, более ярких и оригинальных форм. Но всё же данная программа довольно широка и несомненно целиком для милицейских клубов выполнима.

Поэтому задача клубных работников - выбрать моменты, наиболее подходящие с точки зрения местных условий, сил и средств, но твёрдо помня основное: клуб должен отражать всю профессионально-милицейскую жизнь и хотя бы медленно, но верно стремиться перевоспитать милицейскую массу в духе хозяйственной и социалистической гражданственности.

Пом. по политчасти начальника милиции Республики Батраков.
Инструктор Окушко. [34]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.513.Л.32-34.

Петроградские милиционеры выезжают на задание

Революция, история, НЭП

Previous post Next post
Up