Воспоминание фронта
Фронт был у села Покровскаго около станции Егоршино. Я приехал в Покровское мобилизовать лошадей, скот и продовольствие. Село богатое - крестьянство зажиточное, и крестьянство было на нашей стороне, стояли в наших окопах, а потом их здали и перешли к белым, почему многие коммунисты, Камышловцы, Салдинцы, Шадринцы, поплатились головами. Но ввиду подкрепления Покровское обратно заняли с артиллерийским боем, почему некоторые дома были разрушены.
Почему так случилось, что крестьянство перешло к белым? А потому что в сёлах и деревнях была агитация интеллигенции, как местной, а также и командируемой партией Эссэров.
Случай такой. Захожу я во двор к крестьянину в Покровском купить молока и во дворе увидел барошню или дамочку лет 20-22. Мне стало подозрительно, что она в деревенских котах, [65] с намотками портянок, на голове деревенский платок, а юбка горотская - короткая.
Я тогда в Камышлове нёс должность т. председателя Уез. Сл. Ком. по борьбе с контрреволюцией и саботажом. Сейчас же прошу в дом всех, выселяю и спрашиваю, кто откуда. Говорит, что приехала сюда из Перми, фамилия - Шевченко как знакомая хозяину. Допрашиваю о вещах, говорит, нет ничего. Допрашиваю хозяина. Хозяин говорит, что приехали с ней из Ирбита, а хозяйка показала третье - что у ней зубы болят и т.п.
Вижу, что тут контра, арестовываю хозяина и Шевченко и приказываю вести. Увели в Ревком, хозяйке говорю, что сейчас буду делать обыск и найду если вещи Шевченко, хозяин сейчас мною будет расстрелян. (Я в то время был комиссар по мобилизации отрядов и имел полномочие в плоть до оружия). Перепугалась хозяйка, а также и [66] старуха, и дети, подняли такой вой, плач, хоть беги сам из избы. И потом хозяйка лезет в погреб и несёт узелок из платья и кофточек и два томика на иностранном языке - более бумаг ничего нет.
Иду в Ревком, пишу отношение и посылаю Шевченко в Штаб бригады для серьёзного расследования.
И вот почему Покровичане перешли к белым, что на них подействовала агитация как эссэров и меньшевиков.
Телешов Конст. Вас.
Член ячейки №26
Г. Н. Тагил.
5-го Декабря 29 г. [67]
Редакции "Уральский Рабочий" для Сборника
По захвату Колчаком г. Омска в Июне м-це 1918 г. и направления банд к Тюмени для свержения Советскаго строя я в это время жил в г. Камышлове. Камышловский Уездисполком встревожился, а также и Партия ВКП. Сначала хотели мобилизовать за пять лет фронтовиков Германской войны, но отложили в виду того, что ненадеясь политически на них.
По приближению банд к Тюмени Камышловский Уездисполком 9-го Июля постановил произвести мобилизацию за три года, и я был назначен Политическим Комиссаром по мобилизации отрядов. В два дня из волостей фронтовики прибыли, запрудили весь город и военный двор.
Я всё время был при казармах, и при мобилизации во время телеснова осмотра были случаи, что некоторые отказывались и говорили, что здоров. После медицинского осмотра годных я формировал в отряды по 50-100, назначал из них же командира (ефрейтора) и отправлял Коменданту города т. Василевскому, а потом вооружали, обмундировали и посылали на фронт - в эти же волости, из которых [68] они сами и заявляли, что будем отстаивать свою землю и свободу. Но на участке боёв в своих местностях мобилизованные разбегались.
В последнее время я настаивал мобилизованных отправлять в г. Екатеринбург, а от них просить помоч в военной силе, но потом был взят бандами Свердловск, и Камышловскому Гарнизону и фронту прошлось отступать на Алапаевск, ст. Егоршино, где и был фронт некоторое время.
По отступлении из Камышловскаго уезда за нами много пошло партийцов из деревни, а также сочуствующих и мобилизованных, но были случаи, что несчастные партийцы в деревне попали в руки бандитов по неосведомлению об отступлении.
Я сам рабочий из В-Салдинскаго завода, но скажу, что Камышловские крестьяне очень большую принесли пользу как в защите, а также и в изгнании Колчака с Урала.
Что касается команднаго состава, при организации отрядов я не видел - даже спрашивал унтер-офицеров, и то не отзывались. [69] Из офицерства в Камышлове были председатель Исполкома т. Васильев, бывший прапорщик, каковый и руководил военным делом, а впоследствии командовал 29-й дивизией, который проявил большую инициативу в организации бригады, а потом и дивизии. Кроме сего, с нами стали отступать два офицера - Грушевский и Рожковский, безпартийные. В последствии Грушевский командовал 29-й дивизией при наступлении на Пермь красных, а Ражковский был Начштаба.
Кроме сего, большую пользу принёс прапорщик тов. Акулов Ф. Камышловскаго уезда, сейчас живёт в деревне. При наступлении Колчака он в своей волости организовал кавалерийский отряд, коим задерживал наступление Колчаковских банд на наши отряды при отступлении из Камышлова на ст. Егоршино.
Что касается в снабжении отрядов оружием и прочее, а также продовольствием и обмундированием, то Камышлов счастлив, что с фронта Германской войны прибыл 6-й Сибирский Армейский Корпус весной 1918 г. для расформирования, а также и Финлядский полк. Расформированием [70] я заведывал. И кроме сего, в Камышлове стоял ещё ранее 157-й запасный полк. Вот от этих частей осталось оружие - пулемёты и пр., а также обмундирование и продовольствие, чем и снабжали красные отряды при наступлении Колчака.
Партизан Кон. Телешов. [71]
О снабжении продовольствием армии
Я был в Реквизиционной Комиссии - работа состояла реквизировать как хлеб, фураж, скот и лошадей. Фронт был около станции Егоршино. Крестьяне хлеб давать сопротивлялись, а хлеб был на корню. И что же? Затребовали из Салдинских заводов рабочих для молотьбы, но не пришлось - пришлось отступать.
Отступили до Алапаевска, из Алапаевска два мои товарища - заместитель Камышловского Уездисполкома - поехали в деревню за 5 вёрст, чтоб чего-либо реквизнуть. И что же? Только что приехали и попали в руки белых отрядов. Один был сразу убит, а другой убежал и спасся (фамилии забыл).
В Алапаевске за городом узнали, что на руднике много овца, и что рас нужно погрузить его в вагоны, а обоза нет. Что делать? Беру двух партизан верхами и от двора во двор наряжаем в подводы. Хозяева попрятались, а лошадь во дворе. Начинаем сами запрягать и лошадь на улицу - тогда садится хозяйка дома или дочь на подводу, и только этим случаем забрали овса около 3 вагонов.
По отступлении в Салдинские заводы - Тагил был взят, нужно было отступать болотами, лесами на Кушву - был приказ В-Салдинцам дать все подводы. И что же? Все выехали, [72] нагрузились и тронулись в отступление.
Дорогой в виду поломки телег выбрасывали картофель, снаряды и патроны. Видя это, я приказал выбросать сундуки с тряпьём, посудой, мебелью и машинами и везти картофель и патроны в Кушву. В Кушве настал продовольственный кризис, и пришлось хлеб есть из овса.
В виду болезни и по выздоровлении я нёс должность в 30-й дивизии заведывающего продовольствием. И что же? Хлеб доставляли в склады печёный, и приходилось его прямо с подвод зарывать как негодный сотнями пудов.
При взятии Свердловска снабжение было в Кунгуре, прислали мясо в бочках, и что же? Пришлось это мясо 1700 пудов выбросить за городом - всё испорчено. Чем об"яснить? Или же тогда не было соли, или же тут замешана рука вредительства (акт перед глазами). [73]
На усмотрение посылаю.
Член партии Телешов Константин Васильевич, 40 л.
Нёс должность в 1918 г. в г. Камышлове т. председателя Уездной Следственной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажом. Член Горсовета и Уезд. Исполн. Комитета. Член Президиума Уездного Комитета партии. Политический комиссар по мобилизации и другие назначения.
К. Телешов [73об]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.195.Л.65-73об.