Поучительная история о трудностях опознания и о том, что желать зла ближнему - плохо.
КАСКИ ПОДВЕЛИ
1918 г. С очисткой от чехо-словаков г.Злотоуста и его окрестностей непосредственная угроза заводам, расположенным по линии Зап.-Уральской ж.д. несколько ослабла. В связи о этим И.М. Малышев перед отрядами, контролирующими участок линии ж.д. Н.-Петровск - Бердяуш, поставил новую задачу - обеспечить безопасность ж.д. со стороны сёл, расположенных вдали от ж.д., где окрылённые восстанием чехо-словаков банды кулаков начали сколачивать свои тёмные силы для удара в тыл Красногвардейских отрядов.
На совещании начальствующего состава трёх отрядов, которое проходило по предложению тов. Малышева на ст. Н.-Петровск, было решено: отряду Бобылева остаться на линии ж.д. для выполнении ранее поставленной задачи, а отрядам Михайловскому и Н.-Сергинскому ликвидировать группировку кулацких банд в селе Поташка Красноуфимского уезда.
После переброски Михайловского отряда из под Злотоуста на ст. Н.-Петровск, отряд Бобылева двинулся поездом в направлении Кусы, а остальные два отряда под единым командованием на ст. Арасланово, оттуда через Шемаху и Тюльгаш, в походном порядке на Поташку.
В Поташку отряд прибыл на другом день рано утром [54] и тотчас же вошёл с мятежниками в соприкосновение. В результате короткого боя кулацкая банда была рассеяна, но не ликвидирована, для ликвидации потребовался вторичный поход вместе с Алапаевским отрядом, начальником которого был тов. П.Рыжих.
В первом бою убит тов. Вавулин, тяжело ранен тов. Н.Н. Чекасин Н.-Сергинского отряда и легко ранен т. П.Воробьёв Михайловского отряда. Кулацкая банда потеряла одного убитым.
После боя мы решили вернуться в свои заводы для подготовки к следующему наступлению. Передвижение отряда от Поташки до Михайловского завода осуществлялось на подводах.
Часов около 5 вечера отряд приближался к Михайловскому и когда проходил через д. Уфимку, на него особое внимание обратили два зятя местного торгаша Филатова, которые стояли и наблюдали за движением отряда на огороде около задних ворот дома своего тестя. Они пытались по внешним признакам определить, что за отряд: или отряд красных, или белых. По каскам, которых было несколько у ребят Н.-Сергинского отряда, они заключили, что отряд белых, да ещё казаков. А раз отряд белых, значит, ему немедленно нужно помочь расправе с главарями Михайловска, срочно построить эшафот и до десятка повесить советчиков, и с этим пустились догонять нас.
Отряд ими был настигнут в горе на подступах к Михайловскому, и, дойдя до его середины, они спросили: "Где ваш [54об] начальник?"
- Которого вам надо? - спросили их из отряда. - Один там, в хвосте отряда, вы его прошли, а другой впереди.
Я как начальник отряда во время этого передвижения находился в хвосте отряда и после того, как целых двое суток не спал - заснул на подводе, и не видал, как эти молодчики мимо меня прошмыгнули. Они меня тоже, видно, не заметили. Тов. И.П. Чесалин (комиссар отряда) находился в голове отряда. Когда они получили ответ, то стремительно бросились вперёд и в голове отряда встретились с Чесалиным.
- Здравствуете, господин начальник!
- Здравствуйте, молодцы, что вам угодно?
- Вот мы идём и смотрим на вас и незнаем, или вы казаки будете, или из красных. Похожи, что казаки, но если вы казаки, то как вы сюда попали? Ведь у них тоже есть отряды, хотя Михайловский отряд давно куда-то выехал, его сейчас нет здесь, может быть вы уже с ним и встречались, кто вас знает. В Михайловске остались одни лишь советчики, и они вас могут встретить.
- Отлично понимаю вас, господа, но не знаю пока, что от нас требуется. Прошу не стесняться, выкладывать, а дальше наше будет дело - кого расстрелять, кого повесить.
- Вот, вот господин начальник, мы только этого и хотим, мы хотели бы указать вам, кого нужно [56] немедленно уничтожить.
- Хорошо, я согласен немедленно уничтожить всех, кого вы укажете, но только условие - вешать вам и на ваших верёвках. Говорите быстрее, а я запишу.
Чесалин отряд остановил, вынул записную книжку и стал записывать.
- Бурсина, Пильникова, Ватлина, Колосова… Хорошо, дальше, дальше говорите, не стесняйтесь… Чем больше повесим, тем меньше будет у вас врагов… Прошу продолжать список… Ну, что вы замолчали, господа? Что с вами происходит? Как вы изменились!
Они, судорожно вздрагивая, не попадая зуб на зуб, обратились к Чесалину с вопросом:
- Как Бурсин к вам попал, он ведь начальник Михайловского отряда?
- Ничего, ничего не бойтесь. Михайловский отряд мы уничтожили, а Бурсина везём в Михайловск, где он будет повешен. В отношении Бурсина вы, господа, опоздали - он наш пленник, и мы с ним разделаемся без вашей помощи. Прошу продолжать, а то мы начнём.
А дело было так. Толчёк от остановки подводы разбудил меня. Я быстро спрыгнул с подводы [55об] и направился в голову отряда, чтобы выяснить, в чём дело, почему отряд остановился. Они, эти два мерзавца, разговаривая с Чесалиным, увидали меня, страшно испугались, и не только продолжать список своих жертв, они кое-как стояли на ногах. Они поняли свою ошибку, но было уже поздно.
Когда я подошёл к ним, Чесалин передал мне список жертв и сказал:
- Тов. Бурсин, вот ваши палачи. Прикажите их отправить в Михайловск.
Я снял четырёх человек с подводы и приказал им взять под строжайшую охрану этих молодчиков-вешателей и доставить в Михайловский Штаб Красной Гвардии.
Вечером их допросили и вынесли постановление: Разумова (из Артей) как более активного расстрелять, а Филатова (из Михайловска) как менее активного расстрел заменить штрафом в сумме пяти тысяч рублей.
Ночью со ст. Михайловский завод Чесалин по телефону сообщил мне об исполнении постановления.
Бурсин
18/Х-1947 г.
Свердловск, Февральской Революции, 47. [55]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.174.Л.54-56.