Два варианта заметки П.М.Зельмановского (всё хочется написать "Зельмановича") о еврейском погроме, посвящённых еврейскому погрому в Екатеринбурге перед отступлением колчаковских войск
КОШМАРНОЕ ПРОШЛОЕ.
(воспоминания о недавно минувших кошмарных дней)
Притеснения и издевательства царского правительства над национ. меньшинств, населяющее Россию, издавно известно, но особенно выделялась антисемитская политика России царских времен, и она не старалась придать этой политике хотя бы внешне приличные формы.
Евреи были беспощадно угнетены и подавлены, и к ним была зоологическая ненависть.
Тов. ЛЕНИН по поводу внесённого в 4-ю Государственную Думу проекта закона об отмене всех ограничений прав евреев между прочим писал: "…ни одна национальность в России так не угнетена и не преследуема, как еврейская. Антисемитизм пускает глубокие корни. Гонения против евреев приняли в последние годы невероятные размеры. При таких условиях еврейскому вопросу должно быть уделено должное внимание со стороны организованных марксистов".
Начиная с 1881 года, не проходит десятилетие, в котором еврейское население России не подвергалось бы моральным и физическим нападениям. Волна погромов на Юге России, выселение евреев из Москвы, Кишинёвский погром, волна погромов и поток еврейской крови после подавления первой Русской революции, погромная агитация во время процесса Бейлиса, выселение и издевательства над еврейским населением во время империалистической войны - вот краткий и далеко не полный перечень погромного творчества царского правительства за последнее время.
Еврейское население, благодаря неслыханному террору, нечеловеческих ограничений и лишений самых элементарных прав человека, как свободного передвижения, свободного выбора местожительства, право обучать детей, выбору профессии и т.п., было в большинстве своём деклассировано и было обречено на вырождение. Не могло ведь 6-ти миллионное еврейское население, втиснутое в границах царства Польского и 15-ти западных и юго-западных губерний, лишённые прав поступить на государственную службу, заниматься земледелием и др.отраслями народного хозяйства, прокормить себя. Они были вынуждены неимоверно конкурировать друг с другом, заниматься мелкой торговлей и ремёслами и бессильно метались в поисках выхода из состояния нищеты и безправия. [59]
Еврейское население всегда жило в страхе и вечно было готово к чему то страшному и жуткому.
Отсюда причины, что еврейское население насчитало масса больных, хилых, страдающих специфическими болезнями, как нервное расстройство и т.п.
Еврейская кровь была самым лучшим способом испытанным орудием, чтобы отвести гнев угнетённых масс и отвлечь их внимание от насущных социальных и политических интересов, на всё существовал один ответ: "Евреи виноваты".
Для возбуждения национальной розни и сеяния антисемитизма тратились коллосальные народные средства, и погромы устраивались строго по плану и по соответствующим директивам свыше.
В еврейских погромах они видели спасение России.
И "спаситель России" Колчак, стремясь возродить навсегда погибший царский режим, придерживался старых приёмов и традиции, существовавших в России в "старое доброе время", всячески пропагандируя анти-семитизм и ненависть к евреям, а его молодцы это проводили в жизнь, совершая целый ряд еврейских погромов на Урале во время своего властвования и накануне отступления.
В Свердловске еврейский погром имел место в июле 1919 г., когда армия Колчака под натиском красной армии вынуждена была оставить город, и она решила перед отступлением позабавиться и еврейской кровью. Было ли это выполнение директив свыше или по собственной инициативе, или просто, выражаясь словами Украинского поэта Шевченко: "Хотели наглядеться, как кровь червоняет и хотели ей напиться", трудно сказать, но факт, что погром был сделан по всем существующим в царской России правилам погромного искусства. Перед погромом на бывш. Кафедральной площади были произнесены речи о том, что евреи во всём виноваты и т.п., после чего начались действия, результатом которых было 8 жертв зверски замученных евреев. Прежде чем покончить со своими жертвами, над ними достаточно надругались: вырезали языки, кололи штыками, рвали волосы, топтали ногами и т.п.
Если погром ограничился только 8-ю жертвами, это не значит, что у его устроителей был мелкий размах, или что он был неумело организован, ни того, ни другого не было, но причина "безуспешности" [60] была та, что погром или поздно начался, или вернее натиск красной армии был слишком поспешный, заставивший белых поторопиться с отступлением и свою недоконченную работу закончить в пути (Троицк, Петропавловск и др.).
Переживания еврейского населения города не поддаются описанию. В городе чувствовалась безвластие. Те немногочисленные представители власти, которые ешё оставались, мало думали о защите населения. К этому следует ещё добавить, что задолго до отступления в городе распространялись в большом количестве разные открытки с изображением деятелей революции в еврейских позах, разные лозунги, как "бей жидов, спасай Россию" и т.п.
Находившийся в это время в городе журналист одной столичной газеты заснял зверски замученных от погрома жертв для отсылки в свою редакцию. К сожалению не сохранился здесь этот кошмарный снимок.
По сравнению с другими европейскими погромами царского правительства Свердловский погром во время Колчака по числу жертв, может быть, был не такой страшный, но разве жуть погрома измеряется количеством жертв или количеством вскрытых черепов? Жуть заключается в том, что среди белаго дня люди, ни в чём неповинные, старики, женщины, дети, должны лезть в погреба, в темноту, к собакам, к крысам, укрываясь от людей и света…
И в день праздника десятилетия Октября волей неволей вспоминаешь это позорное прошлое.
И знаешь, что Советская Власть, покончив с царским самодержавием, Колчаком и др. сторонниками реакционного и погромного режима, покончила с гнуснейшим явлением истории.
П. Зельмановский
Пётр Моисеевич Зельмановский
Райком ВСРМ. Дом Союзов, комн. №6, тел. 2-39. [61]
О НЕКОТОРЫХ МАЛОИЗВЕСТНЫХ "ПОДВИГАХ" КОЛЧАКА.
(к Х-й годовщине освобождения Урала от Колчака)
"Спаситель России" адмирал Колчак, понятно, не мог не последовать примеру царского режима и не прибергнуть к испытанному средству "спасения России" - к еврейским погромам.
Летом 1919 г., когда армия Колчака не могла противостоять натиску красных и вынуждена была отступить, она решила перед отступлением немного позабавиться еврейской кровью. Было ли это выполнение директив свыше или по собственной инициативе и просто, выражаясь словами Украинского поэта Шевченко, "хотели наглядеться, как кровь червонеет, и хотели ею напиться", трудно сказать, но факт, что погром был сделан по всем существовавшим в России правилам погромного искусства.
Перед погромом на быв. Кафедральной площади тогдашнего Екатеринбурга были произнесены речи о том, как евреи во всём виноваты, как все страдания "великого русского народа" происходят из-за них, что надо что-нибудь предпринять и т.д. После этих речей начались действия, результатом которых было 8 зверски замученных еврейских жертв. Прежде чем покончить со своими жертвами, над ними достаточно поиздевались: вырезывали им языки, кололи штыками, рвали волосы, топтали ногами и т.п.
Если погром ограничился только 8-ю жертвами, то это не значит, что у его устроителей был мелкий размах, или что он был плохо и неумело организован. Ни того, ни другого не было. Причина малоуспешности была в том, что или погром запоздал началом, или слишком поспешен был натиск красных войск, заставивший белых бандитов поторопиться отступлением и свою "недоконченную работу" бросить, заканчивая её по дороге в Петропавловске, Троицке и др.
Переживания еврейского населения города не поддается описанию. В городе царствовало полнейшие безвластие, те немногочисленные представители власти, которые ещё остались, вовсе не включали в свою задачу защиту населения; озабоченные эвакуацией они сами забирали и увозили, что могли. Если ещё прибавить, что задолго до погрома в городе распространялись безпрепятственно в большом количестве разные прокламации с изображением деятелей революции в еврейских позах и лозунги: "Бей жидов, спасай Россию", украшали стены и заборы улиц, то [картина] переживаний еврейского населения города станет ясной. [62]
Находившийся в это время в Свердловске журналист центральной печати заснял зверски измученных от погрома еврейских жертв для отсылки в свою редакцию. К сожалению, на месте не сохранилось ни снимка, ни вообще каких либо записей об этом погроме. Конечно, в сравнении с происходившими в это время на Украине погромами с количеством жертв около двухсот тысяч Свердловский погром с 8-ю жертвами незначителен и "пустяковый", но разве ужасы погромов измеряются количеством жертв или количеством вскрытых черепов? Ужас заключается в том, что среди белого дня люди, ни в чём неповинные, старики, женщины и дети - должны лесть в погреба, в темноту, к собакам, к крысам, укрываясь от людей, от света…
Погромная атмосфера свирепствовала не только в одном Свердловске. В Омске (тогдашняя столица Колчака) был специально командирован делегат еврейских масс Челябинска с докладной запиской о тревожном положении евреев, о начавшейся анти-еврейской погромной агитации в войсках и т.п. Делегат привёз значительное количество образцов погромных прокламаций, которые распространялись среди войск всей прифронтовой полосы специально созданной для этой цели в Челябинске военной организацией. Агитация оказала своё действие. Атмосфера была насыщена ядовитыми парами погрома. Беглецы из Кустаная сообщали о высылке по распоряжению военных властей всех евреев оттуда по обвинений их в шпионаже, т.е. в точности повторялись "великие подвиги" Верховного Главнокомандующего царской России во время империалистической войны "длинного дяди" Николая Николаевича.
Адмирал Колчак всячески стремился соревноваться с Петлюрой, Деникиным, Мамонтовым, Шкуро и др. на поприще устройства еврейских погромов, и не его вина в том, что под напором доблестной красной армии ему не удалось выдержать соревнование. И в настоящее время, когда приближается великая годовщина освобождения Урала от Колчака, когда в это же самое время в соседней с нами Польше и Румынии еще и поныне продолжаются еврейские погромы, еврейские массы Урала не могут не вспомнить недавнее кошмарное проклятое прошлое и вместе с трудящимися других национальностей с радостью отмечают великую годовщину освобождения Урала от царских погромщиков и наёмных бандитов.
П. Зельмановский
г.Свердловск, Дом Союзов, Райком ВСРМеталлистов [63]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.188.Л.59-63.
Из образчиков белой агитации