Воспоминание красной сестры Тулаевой (Бусяцкой) М.А. о работе в период 1919-21 г.

Sep 03, 2018 18:35

Воспоминание к Х годовщине Октябрьской революции красной сестры бывшаго своднаго эвакуационнаго военно-полевого 257-го госпиталя Тулаевой (Бусяцкой М.А.) о работе в период 1919-21 г.

После того, как с Урала были изгнаны последние остатки белогвардейщины Колчака, в городе Свердловске (быв. Екатеринбурге) был сформирован 1-ый сводный эвакуационный военно-полевой херургический госпиталь, в последствии переименован в 257-ой.

В начале августа 1919 г. я поступила добровольно в этот госпиталь на должность сестры хозяйки.

Крайне тяжёлое впечатление произвела на меня картина госпиталя: раненые красноармейцы лежали в грязном и рваном белье, в том самом белье, в котором они поступали с фронта. Постельнаго белья не было. Матрацы, на которых лежали больные, грязные, одеяла были рваныя, наполненныя несметным количеством насекомых (вшей). В палатах был адский холод, сырость, грязь. В продуктах был большой недостаток. Обслуживающий медперсонал на 400 с лишним человек был недостаточен. Насколько мне помнится, было 3-4 врача и 5-6 сестёр. В медикаментах и перевязочных средствах был также острый недостаток (приходилось стирать старые бинты и опять употреблять для перевязок). Порядок и дисциплина в работе отсутствовала. Врачи и сёстры были перегружены работой. Материальный недостаток страшно отражался на общем ходе работы (не было ни бани, ни ванн, ни белья). Теперь вспоминая об этом, жутко делается, при каких тяжёлых обстоятельствах приходилось работать в то время.

И только со времени организовавшейся при госпитале парт.ячейки, в которую вошла в качестве председателя тов. Кореванова, положение хозяйства и порядок госпиталя несколько стали налаживаться. Были проведены субботники с целью починки белья и постельных принадлежностей [36] больных. Была вытоплена баня, в которой удалось вымыть некоторых больных. Уволен был завхоз, который неумело вёл хозяйство.

Работать мне как сестры хозяйки было очень трудно, ибо наряду с недостатком продуктов в довершение всего со стороны обслуживающего кухню персонала было страшно развито хищение. Большого труда стоило усмотреть за всем.

В ноябре м-це наш госпиталь был переименован в заразный. Госпиталь быстро наполняется тифозными больными. Обслуживающий персонал вследствии заболеваний начинает убывать. На весь госпиталь (420 больных) остаётся один врач тов. Горохов и сестра тов. Окулич. Меня в это время переводят палатной сестрой. На нашу долю с сестрой Окулич выпала непосильная работа. Приходилось круглые сутки работать без отдых, с одним термометром, единственным на весь госпиталь, так что температуру всем больным измерить не удавалось. Если присылали новых работников, как медперсонал, так санитаров и седелок, то через день-два они уже валились с ног. Страшно было в эти дни, когда кругом веяло смертью. Умерало по 10-15 человек в сутки. Покойников у нас в кадаверной скопилось под потолок. Не было кому распорядиться в похоронах, к тому же не было кому хоронить. Особенно было тяжело, когда товарищ, с которым вчера ещё работал рука об руки, а на другой день заболевал, а затем смерть уносила его из наших рядов безпощадно.

Такой кашмар продолжался 3 м-ца. Затем тиф пошёл на убыль. С поступлением в наш госпиталь военкома тов. Лукоянова при активной поддержке председателя ячейки тов. Коревановой материальное положение госпиталя стало улучшаться: появилось бельё носильное, постельное, одеяла и даже полотенцы, улучшилось питание, увеличился штат работников, а также была введена дисциплина, которая, нужно сказать, в госпитале отсутствовала. С увеличением штата сестёр я стала работать в перевязочной, где работала до марта м-ца, а затем свалилась и сама. [35]

В апреле 20 года госпиталь был свёрнут и направлен на Южный фронт против Деникина в г. Курск. По приезде в Курск пришлось с большим трудом развёртывать свою работу. Дом, который был отведён под госпиталь (быв.губернаторский), совершенно не пригодный для жилья, без стёкол, без дверей, сырой, грязный. Привёл этот дом в надлежащий вид персонал госпиталя своими силами и энергией, а затем была развёрнута работа по приёму опять тифозных больных.

Здесь особенно нужно отметить трудность работы, в частности, недостатка медикаментов, а главное, недостатка в питании, как для больных, так и для персонала. Выдавали по одному фунту овсяного хлеба в сутки, а приварок состоял из сухих овощей и растительное, на вкус горьковатое масло (трудно сказать, какое). Несмотря на все эти трудности и недостатки работа протекала с большим под"ёмом и верой в великое дело освобождения народа от рабства оков.

Вспоминая обо всём пережитом в те тяжёлые дни, мне в эти исторические дни 10 годовщины хочется отметить в своём воспоминании особенно самоотверженную работу некоторых товарищей по совместной работе, а именно: врача Горохова, который умер на своём посту, врача Сяно и Соколова М.С., заболевших тоже на посту. Военкома т. Лукоянова О.И. Председателя и секретаря ячейки т. Кореванову. Сестёр Окулич и Ткаченко. Санитаров т. Мышлакова, т. Соснина и т. Лядова. Седелок т. Буланкову и т. Овчинникову. А также пожелать заменившим нас товарищей в своей повседневной работе быть чуткими и отзывчивыми к больным, не забывать своих старых коллег и верить в творческия силы рабочаго класса в деле строительства социализма.

М. Тулаева

Г. Свердловск. Университетская, 6. [34]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.177.Л.34-36.


история, гражданская война

Previous post Next post
Up