Воспоминания т. Киреева о боях на северных реках

Feb 28, 2018 10:42

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСПАРТУ ИРБИТСКОГО ОКРУГА.

ВОСПОМИНАНИЯ ТОВАРИЩА КИРЕЕВА.

1918-1920 г.г.

После Октябрьского переворота в Декабре 1917 года - демобилизован из Армии. Поступил на работу в Тавдинский Лесопильный завод, бывший Переломова, в качестве сторожа, одновременно исполнял обязанности Пред. Фабзавкома Союза Деревообделочников. В то время положение было серьёзное, Тавдинские рабочие не-организованы, больший процент из полупролетар. крестьянства. Некоторые говорят: "Нам надо застаивать Красную Гвардию", - а некоторые наоборот прислушивались к голосу эссеров и бывших чиновников, служащие в большинстве ожидали белых. Проработали до Апреля месяца 1918 г., стала надвигаться опастность для Тавды от нашествия белых.

В это время нам удалось организовать ячейку большевиков, в которую вошли КИРЕЕВ - слесарь, ЗЫРЯНОВ А. С. - токарь, ФРОЛОВ А. Н. Слесаря - СОЛОНЕВИЧ Тимофей, СОЛОНЕВИЧ Иван, ИСАКОВ Павел, ПУЗАНИН ФЁДОР, БАСОВ МИХАИЛ и др., примерно до 10 человек.

При ст. Тавда также была ячейка большевиков, называвшаеся "Железнодорожной", во главе с коммисаром ЦИКАРЕВЫМ А.В., который периодически устраивал с ними общие собрания, ставя вопросы - каким путём лучше оградить Тавду от нашествия белых банд, которые с каждым днём становились всё опаснее и опаснее для Тавды. Банда медленно двигалась из под Тобольска.

Комиссаром ЦИКАРЕВЫМ всем нашим тов. тов., которые состояли в ячейке, были выданы винтовки и по несколько штук патронов, днём работали на заводе, каждый на своём месте, а ночью чередовались, ходили в Караул, дабы внезапно не могли напасть белые банды.

Почтенейшая публика: механик завода ШТАРКО, Бухгалтер ПОПОВ, кассир ГРЕБНЕВ и др. мелкие чины, ходят, хныкают, ожидают перемены власти, и когда в 20 числах Июня белые банды совершенно стали приближаться к Тавде, заняли село Кошуки, вся эта почтенейшая публика скрылась, боясь, что мы их с собой потащим. Случайно пришлось задержать кассира Гребнева, взяли от него 25 тысяч рублей и произвели расчёт с рабочими, чтобы рабочие не роптали на Фабзавкома, потому что мне как Завкому целый месяц пришлось руководить производством в отсутствии хозяина, так называли директора Переломова, который заблаговременно перебрался в лагерь белых гор. Тобольск, через Конду.

22-го Июня 1918 г. белые сделали налёт на Тавду, но мы уже были приготовлены, параходы и паравозы были на пару и произведена некоторая погрузка, пошла перестрелка, а в это время комиссаром нашим Зыряновым дано распоряжение командирам параходов медленно отступать, которых было в нашем распоряжении 8 параходов.

Сил у нас было мало, всего у нас было вооружённых человек 20, кроме того с нами отступал Сосвинский Продовольственный отряд, проезжающий в Тюменский уезд за хлебом для Сосвинских рабочих, выменивать хлеб на железные изделия, совместно с ними нам пришлось отступать до Сосвинского завода. В Сосвинском остановились, приступили к организации рабочих, завербовали рабочих до 150 человек. Но рабочие совершенно не знакомы с военным строем, пришлось их обучать к военному строю. Разбили на три взвода, поучили недели 2, рабочие по привыкли немного к строю и как обращаться с винтовкой. И в первых числах приготовили 2 парахода "УДАЛОЙ" и "ПЁТР" - немного забронировали мешками с землёй, отправили в наступление на белых вниз по реке Сосве и Тавде.

Первое столкновение было с разведкой белых в дер. Кузнецовой Пильменской волости Туринского уезда, в которой был подпоручик Фёдор ПУТИЛОВ. Двоих мы взяли в Плен, а подпоручик угнал. 23 Сентября нами снят Белогвардейский пост в числе 8 человек, во главе с прапорщиком Путиловым Евграфом. 2 Октября после 4-х часового боя нам удалось занять и село Табары.

По пути следования по реке Тавде, по направлению к Табарам, мы поддерживали связь с Туринским отрядом ВОЛКОВА. Был послан к нам для связи от Волкова отряда - красноармеец, выдан одним крестьянином подпоручику Путилову. Последний догнал на пути следования к нашему отряду, расстрелял красноармейца [48] и все документы отобрал.

При занятии села Табаринского пришлось узнать, что белогвардейскими бандами расстреляны и избиты прикладами, шампалами и плетьми нижеследующие лица: Растрелян крестьянин дер. Кузнецовой - ХРАМЦОВ Яков Пиманович как сочувствующей Советской власти и партии большевиков. Растрелян крестьянин дер. Шагули - КОКШАРОВ Андрей Ефимович, тоже как сочувствующий. Растреляны три красноармейца вблизи дер. Чалиновой.

Колчаковским милиционером Сорокиным избиты плетьми крестьяне посёлков Мало-Реченского и Шишенского:
Мавриц Иннокентий Миронович, Шпиляк Иван, Киркинс Николай, Таляр Николай, из них через некоторое недолгое время померли Мавриц Иннокентий, Шпиляк Иван и Талер Николай.

В дер. Шагули избиты прикладами и плетьми - Овинков Василий, Кокшаров Леонтий, Березенков Павел и Кокшарова Евдокия, из них померли Овинков Василий, а Кокшарова принесла не своевременно неживого ребенка, как повреждённая при побоях.

Позиция в Табарах для нашего отряда была неудобная, потому что можно было ожидать обход белыми. Мы отступили обратно на 15 вёрст, до дер. Фирули, там остановились на отдых, делая лишь разведку до Табаров.

5 Октября белые собрали свои силы до 500 человек, сделали утром на нас налёт, бой был для нас неудачный, пришлось отступать в панике, они напёрли близко, мой взвод шёл прямо флангом, нас белые загнали в болото, а остальная часть нашего - отступала, кто на параходе, а кто на лошадях. Отступили до дер. Носовой, получили телеграмму срочно отступать, дабы не быть отрезанными, белые жмут на Верхотурье. Я отстал, собрал 12 человек, отправился догонять свой отряд, пришёл в Сосвинский завод 13 Октября, наших никого нет, остались лишь жёны да дети рабочих, все отступили, создан Комитет безопастности из духовенства и чиновников для встречи белых. Единоличных оставшихся красноармейцев задерживают и обезоруживают. У нас всего было 2 винтовки, патронов штук 200.

На завтра 14 Октября отправились на Верхотурье, не дошли до Верхотурья - белые заняли, положение отчаянное, деваться некуда. Зная, что белые вот вот, нажмут на Сосвинский завод, потому что завод отстаивать некому, решили вернуться в свой уголок, где можно скрыться некоторое время.

Вернулись обратно в Сосвинский завод, прошли благополучно, никого не было, не прошли 40 вёрст, встретили разведку белых, свернули в лес, пошли лесом. Все деревушки по пути нашего следования были заняты белыми, некуда было зайти попросить куска хлеба. 3 дня шли, питались лишь ягодами. Когда зашли дальше в тыл белым, отряд их прошёл, нам удалось зайти в деревушку, достать хлеба. И таким путём добрались до своих родных и знакомых на поселок Малореченский, где со стороны белых везде выставлены ночные посты из местных крестьян для задержки краснокожих, но нам все лица были знакомы и нас не задерживали, а оказывали содействие благополучно скрываться.

Нас осталось лишь 7 человек: ШПИЛЯК ФИЛИПП, МАВРИЦ НИКОЛАЙ, ПУТЯКОВ ЕГОР, ТЕЛТУКОВ Андрей, КАРНИНОК Андрей, КИРЕЕВ Игнатий, да я.

Ушли за болото в первых числах Ноября, построили избушку, где никто не ходит и жили в избушке до Марта месяца 1919 г. В одно время 9-го Марта вышли за продуктами в деревню, и в это время Колчаковская милиция сделала налёт в лице Начальника уездной милиции Зунина. Двоих товарищей поймали ТЕЛОТУКОВА и КАРНИНОК - нам в избушке жить стало угрожать опасностью, и с 9 Марта нам пришлось ходить на лыжах и кочевать под открытым небом, разгребали снег, подстилали чащи и так спали у огня.

Пойманных белые передали вести деревенскому десятнику, как раз в то время, когда Колчак мобилизовал старых солдат за 5 лет, солдаты оказали им содействие, и наши товарищи сбежали от десятника, но мы с ними уже не видались до стаяния снега.

Таким путем дожили до прихода наших Красных Войск, т.к. до 9/VII 1919 года. В это время поступили опять добровольцами в ряды Армии. С первым отрядом из Туринска шли в наступления на Тавду. Пришли в Тавду, Тавда уже была эвакуирована, паравозы взорваны, [48об] пакгаузы на пристани сожжены, много разстреляно, но фамилии растрелянных для меня не известны.

Полагаю, что на Тавде найдутся лица, которые дадут точное описание.

В подтверждение фактов о растрелянных и избитых товарищах, смотри ниже подписи.

В чём подписуюсь член ВКП(б) Подпись.

3/IV - 27 г. [49]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.185.Л.48-49.

А как КДПВ будут строевые учения зверевцев (ВССА), ~01.1920

история, гражданская война

Previous post Next post
Up