Н.Корнильцев о братишках-матросах на уральских реках

Feb 26, 2018 19:21

В редакцию газеты "Уральский рабочий"

Борьба за советы. История одного матроскаго отряда 1917-18-19 г.

(Примечание: Будучи учасником и начальником этаго отряда всё время, мне хочется осветить крепко борьбу этаго отряда)

Воззвание т. Ленина в 1917 г., точно не помню, какого числа в октябре, встат на защиту советов застало нас в Гельсингфорсе (Финляндия), где была база минной девизии, линейных кораблей, крейсеров и броненосцев, всколыхнуло всех матросов. Не обезсиливая кораблей, добровольцами 500 чел. поехали в Петроград для охраны и с лозунгом разгона Учредительнаго собрания. Охраняя Таврическую улицу, Кирочную и в окружении Таврическаго дворца, мне пришлось быт и на 2-м с"езде Советов, видет, как меньшевики и эсеры с пеной у рта во внеочередном заявлении доказывали, что это большевитские заговорщики и т.п.

Дисциплина и дух в отряде были хорошие, боевые задания выполнялис быстро. Не останавливаяс на стычках, перестрелках и арестах, перейду дальше к истории этаго отряда.

В Николаевскую академию (на Суворовской ул.), где мы стояли, пришло распоряжение вернутся на корабли, а желающим пойти пртив польских легионеров остатся. Остатся пожелали все, но оставили только 200 чел. и 2-го декабря выехали в Могилёв и приняли участие в захвате ставки Духонина. Отсюда командованием предложено было нашему отряду теснит легионеров по ж.д. на город Рогачёв. На ст. Малая Тощица легионеры оказали сопротивление. Бой длился 18 час. Поляки не выдержали и отступили. Много у нас оказалос убитых и раненых, но зато поляки до Рогачёва уже боя не давали. Крестьяне рассказывали, как они утекали, крича: "Панови, живий на коня, большавцы калонами идут!" В Рогачёве бой был короткий, поляков вышибли, и все их силы концентрировалис в Бобруйске. Наше требование было к ним сдатся и выдат командный состав, но нам брат Бобруйск не пришлос: нас двинули на Гомел, бои пошли уже с гайдамаками. [118]

Из Гомеля нам пришлос уже отступат под пулями белогвардейской своры, которая стреляла из окон домов и чердаков, а нас теснили немцы (период их вступления на Украину). Наше направление было к Брянску, и наш отряд уже вошол под командованием т. Берзина (тогда он был командующим Западнаго фронта).

Под Хутор Михайловским нам приказано было во что бы то ни стало противника задержат, ибо важно было авакуироват сахар, котораго было около 30.000 тысяч пудов, и нам это удалос. С этаго время нас бросали на прорывы и авакуирования. Так из Брясово, из дворца брата царя авакуировали золото, серебро и бронзу в Москву. Всего деятельности нашего отряда на западе было 6 месяцев.

В начале июня 18 г. нас перебрасывают на Урал в Екатеринбург по телеграмме т. Берзина (в это время он был командующим Северо-Урало-Сибирскаго фронта). Из 200 чел. моряков осталось 110 чел. Мы потеряли 90 чел. убитыми и ранеными.

Борьба на Урале была уже ожесточённая. Наш отряд поступил в непосредственное командование командующаго. Отряд бросали с одного направления на другое. Далматово, Шадринск, несли охрану города, ж.д. станции и штаба командующаго.

За пят дней до отступления от Свердловска нас бросили на оголённый участок ст. Хромпик и Хрустальная. Моряки были закалённые бойцы, но белогвардейцев было много. Накануне сдачи вернулис в город ещё все в пороховом дыму, получили приказ взорват ж.д. мост через Исет. Исполнив, ночью мы уже со штабом командующаго были в Кушве. Сколько было горечи, но факт был тот, что Свердловск был сдан.

Недели через полторы-две со штабом мы уже были в Перми. Нас уже было 90 чел., 20 чел мы потеряли. Настал период формирования 3-й армии. Наш отряд получил наименование "Отряд моряков особаго назначения Штаба 3-й армии", где пришлос мне быт первым комендантом штаба армии, а т. Жилинский первым кассиром штаба.

В сентябре м-це командарм-3 т. Берзин вызывает меня в Штаб армии, подведя к карте, указывая, говорит: "Вот Надеждинск, вот Сосьва, Тавда река, дальше Тура. Тебе с отрядом в срочном порядке нужно быт там. Выходит, что [118об] белые в Екатеринбурге, а мы должны быт около Тюмени". Сам испытующе смотрит на меня. Мой ответ: "Ест, тов. Командующий, будем там!" (слово "ест" во флоте заменяет "слушаюс").

Прибыв в Надеждинск, к нам присоединилос более 10 чел. рабочих. Прибыв в Сосьву, сосьвинцев присоединилос человек 80. Мы на параходах двинулис к селу Табаринскому, от куда нужно выбиват беляков и двигатся к Туре. Комсостав моряков, надеждинцев и сосьвинцев выработал план наступления (мы называли это "военный совет"). Быстрым натиском мы вышибли беляков из Табаринска. Несмотря на то, что они имели окопы, бой не длился и двух часов. Вырабатывая план дальнейшаго наступления, мы получили телеграмму из Н-Тагила от нач-ка девизии о спешном отступлении, иначе будем у Верхотурья отрезаны.

Начав отступат, белые на бронированных параходах нас страшно стали теснит. Плыт нужно было против течения. Наш параход "Удалый" (название) тащил баржу, где был скот, мука, боевые припасы, два 3-х дюймовых орудия, двигался очен медленно. [119] Пули белых с кормы до носу проходили сквоз. Нам положительно приходилос бит в упор. Моряк Касьян Нижнегородский два раза заносил топор, чтоб перерубит канат, тащивший баржу, но, в бога матеряс, рубит не решался: жалко было, что достанется белым. На верхней палубе работало 6 пулемётов, наконец удалос параходу противника нанести повреждение, и он уткнулся носом в берег.

Около с. Романовскаго мы высадилис, параход привели в негодност, всё ценное спасли, отступили в Верхотурье, где уже в близи шли бои.

Я на это кончаю. Отряд был переброшен на Северный фронт под Архангельск, существовал до половины 1919 г. Товарищи Надеждинцы и Сосьвинцы, шлю Вам горячий братский привет. Из тех 90 чел. моряков нас осталос только в живых 17 чел. И эти 17 чел., когда Архангельск был взят, вернулис опят на Урал, добровольцами ушли в Уральскую Красную девизию, под Перекопом погибли, осталос двое. Слава павшим за Октябр, Октябр победил…

Н. Корнильцев.

Мельница №30 Баженовский район Свердловского округа [119об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.185.Л.118-119об.


история, гражданская война

Previous post Next post
Up