Очередной яхтенный переход - из Турции в Ливан через Кипр.

Jun 17, 2014 16:23





Прибыл я в Даламан на ультрабюджетном рейсе трансаэро, где отсидел все ноги и съел странное. Боинг 747-400 - транспорт терпеливых, ибо очереди на регистрацию, контроль, посадку итп достигают ипических масштабов. Ради продолжения доброй традиции экономии решено было добраться до Каша, откуда предполагался старт, на автобусе. До Фетхие (это райцентр примерно на полпути) ходит экспресс «Хаваш», которого я остался ждать в аэропорту, когда все нормальные туристики разъехались на своих уютных шаттлах с гидами. Ждал час. В это время ко мне периодически подходил таксист и торговался сам с собой, снизив цену раза в полтора. Но я не искал легких путей.
На автовокзале в Фетхие тут же подбежал расторопный турок и спросил «Кащ?». Я недоуменно кивнул - «Кащ.», природа его проницательности осталась для меня загадкой. Междугородние рейсовые автобусы тут опрятны, в билетах обозначены номера мест, щемта годная альтернатива такси за 1/10 тарифа. Через три часа добиралова в общей сложности я прибыл в свежеотстроенную Кашмарину, вселился на «Диану», отспался и приготовился к впечатлениям.



Сам по себе Каш примечателен ликийскими гробницами



и саркофагами,



причем попадаются они буквально под ногами.



Утром следующего дня, невзирая на советы харбормастера, мы выкатились в море на 20 узлов попутного ветра, раздувшего волнение под 3 метра. Хотя попутная волна переносится лучше встречной, для первых суток это был все же перебор и команда разбрелась по каютам, показываясь только на вахте.
Последовавшая за этим ночка была пожалуй самой экстремальной за всю историю моего яхтинга - ветер окреп до 30 и более, видимость упала в ноль, слышимость от свиста тоже, мачта в отсутствие грота болталась как бешеный метроном, на лоскутке стакселя скорость порой доходила до 9 узлов при крейсерской норме в 5. Вдобавок какой-то странный пароход выписывал вокруг нас пируэты, слепя прожектором и чуть было не сыграл роль апстены.
Ко второму дню пути члены экипажа прикачались, выползли из нор, сварили супчик и наконец-то познакомились. Ночью, завершив первый, он же самый длинный 260-мильный переход, мы прибыли на Южный Кипр.



Городок Лимассол оказался типовым непритязательным курортом, практически без исторической части.



В магазинчиках продаются в основном непристойного содержания скульптурки и греческие вазы династии Цзиньпин. Но было и кое-что поинтереснее.



Спорадически встречаются колониальные особняки,



основная же культурная жизнь вертится вокруг замка Лимисос, похожего со стороны на бункер времен второй мировой. Судя по всему, когда-то он знавал лучшие времена, но затем был перестроен во что-то типа тюрьмы.



Сейчас там небольшой музейчик средневековых ништячков.



Примечательна афиша того времени к фильму «Вспомнить все».



Движение здесь левостороннее, дороги узкие, арендованным (а следовательно по определению самым быстрым и прочным) автомобилем управлял кардиохирург, привыкший исчислять дистанции нанометрами, ну максимум миллиметрами. Это немало беспокоило пассажиров, сидевших слева. Впрочем, зря, ибо реаниматолог в составе экипажа также наличествовала на всякий случай.



Развалины Куриона больше радуют отношением к сохранившимся руинам, нежели сохранностью руин как таковых.



Впрочем, можно получить представление об амфитеатре,



банях,



нескольких домиках



и спортивных предпочтениях местных жителей



В чем доисторическим аборигенам нельзя отказать, так это в умении выбирать локацию - виды отсюда потрясающие.



Ну и под вечер случилось, если можно так выразиться, кулинарное приключение. Нас угораздило заказать «мезе» в ресторанчике Карателло. Это было обозначено, как набор холодных и горячих закусок. В общем салатами мы наелись, жареными сырами объелись, на тушеное мясо большей частью посмотрели с тоской и жалобно попросили счет. На что русскоговорящий официант строго возразил «Не принесу счет, вы еще не закончили!», после чего были поданы шашлыки, фрукты и пончики. В общем, мезе на двоих следует делить минимум персон на шесть.

Второй переход получился попроще первого, ветер в целом благоприятствовал, хотя и постепенно скисал, оставляя крупную зыбь. Без сюрпризов, правда, не обошлось - вначале мы попали в зону учений военного корабля, который объявивил по радио о намерении размяться стрельбой боевыми патронами, для убедительности тут же пустил ракету и расстрелял ее из пушки. Мы были в 7 милях при безопасной дистанции 14. Стали значит оперативно отползать, правда с учетом ветра со скоростью приснопамятной зеленой мыши - 2 узла. Кораблики продолжили упражняться, было местами красиво, но громко и не то чтобы спокойно. На 16м канале вблизи от сирийской границы впору заводить диджея. В частности, выяснилось, что бывает английский не только с русским, но даже непосредственно с рязанским акцентом. Периодически нас попугивали штормовым предупреждением, которое разрешилось ближе к концу вояжа настоящим сирокко, горячим как из духовки и с пылью, перекрасившей лодку в охристо-желтый цвет.



Входным портом Ливана капитан выбрал Джунию, пригород Бейрута. По приходу нас досмотрела ливанская армия - два чувачка 30 раз извинились, сняли ботинки, проследовали в салон, изучили помойное ведро и удалились. Далее последовала формальность - выписка «шор-пассов», то есть альтернативы визы. Процедура отягощена получением разрешения от нашего консульства и затянулась на 7 часов. Часть этого времени была потрачена с пользой на душ, вайфай, обед, отмывание лодки и бакланство, но под конец уже бюрократия подзадолбала.
В итоге непосредственно в Бейрут мы попали только ближе к вечеру. Яркое впечатление от визита - разрыв шаблона. Ожидал я ближневосточного нагромождения сараев, попал в современный опрятный город с небоскребами, бутиками и респектабельного вида общей застройкой. Эдакий Милан. Достопримечательностей там особых нет, правда, так что ограничились променадом по набережной и центру. Интересная особенность, которую следует запомнить к следующему визиту (а он несомненно будет, ибо любопытство за этот краткий набег страна больше разожгла, нежели удовлетворила) - хождение доллара наравне с местной валютой. Вплоть до двух сумм на чеке в ресторанах и супермаркетах. При этом на евро местные смотрят как Троцкий на керенки. В банках их меняют, конечно, но в целом удобнее просто запастись баксами.
Стиль езды и автопарк в Бейруте похожи на московский, но с поправкой на отсутствие ДПС. Если водитель бентли или кайена не вздрифтанул со светофора, то он лох и поездку можно считать провальной, обгоны по встречке в закрытом повороте само собой разумеются, ну и как правило отягощены параллельным набором смс. Так что брать там машину без знакомого с местыми причудами водителя не рекомендуется, даже несмотря на православное правостроннее движение.

Следующий день был посвящен поездке в Бекаа. По дороге туда мы посетили позитивное винное хозяйство «Шато Кури».



Нишато мы там не курили, только пили. Вина отличные, сливать остатки из бокала в ведро было прям больно. Но хорошее настроение было обеспечено можноскать на старте.



Быт в самой долине, считающейся самым депрессивным районом Ливана, уже больше похож на типовую арабскую страну - гаражеподобные домики, туши козлов на улице, блокпосты каждые пять километров, краали беженцев из Сирии, такой то колорит.



Очень красиво горное обрамление - хребет Ливан зеленого цвета на западе и желтый Антиливан на востоке.



Первой достопримечательностью стал Анжер - арабский (хотя на вид совершенно не похож) городишко 8 века нашей эры.



Построен он чинно и явно по общему проекту, крестообразно расположены два широких проспекта, остальные улочки образуют прямые линии и углы.



Есть акведук и канализация. На главном перекрестке сохранился квартет колонн от какого-то храма,



в дальней от ворот точке - фрагмент стен дворца.



В общем место интересное и гулять тут одно удовольствие.



Впереди была главная цель (по крайней мере для меня) всего путешествия - загадочный Баальбек. Тизером к нему выступает самый большой на планете кирпич.



При появлении же из-за поворота самих руин никто не смог сдержать «вау», хотя все видели уже картинки и по идее были готовы.



Монументальность просто поражает воображение, из созданного человеком мало что способно впечатлить подобным образом.



Изначально, по легенде, еще задолго до нашей эры здесь был храм Ваала, построенный неизвестно кем. После сюда приходили финикийцы, греки, римляне, седжуки и прочие, каждая цивилизация строила что-то свое, не особо трепетно относясь к трудам предшественников. Но по сей день наиболее заметно римское присутствие. Крылечко, как водится, оформлено колоннадой из некогда цельных гранитных столбов.



Гранит в Ливане не водится, соответственно сорокатонные чушки колонн приперли ажно из Египта. Зачем? А почему бы и нет? Очевидно, гнусный термин «бюджет» тогда еще не был широко известен и не губил на корню все души прекрасные порывы.



Из него внутрь комплекса ведут три прохода - один для плебеев, второй для илиты и третий (VIP) только для императора и жрецов.



Ведет он в шестиугольный предбанник, сильно перестроенный арабами, использовавшими Баальбек в качестве цитадели.



Далее - огромная площадь с двумя жертвенными алтарями по центру,



двумя широкими бассейнами (для крови, не воды),



окруженная стенами.



Когда-то здесь были статуи богов, ранжированные по алайменту - ивилы с одной стороны, гуды с другой. Специально отобранные девственницы выводили к алтарям убойый скот, жрецы пускали ему кровь, которая поступала на бронзовую жаровню. Если ветер относил дым с сторону хороших богов, значит Юпитер доволен, если плохих, то заготовку фуража на нужды храма надлежало продолжать. Щемта процедура неуловимо напоминает выборы нового папы в Ватикане.



Доминирует над этим храм Юпитера, естественно, от которого осталось несколько колонн и масса обломков.



Но и их достаточно, чтобы понять, насколько грандиозным было сооружение. Вот я рядом с колонночками, попробуйте разглядеть.



Секции колонн на стыках отполированы как стекло и оснащены присосками, в которых выжигался воздух, после чего они держались как монолит.



Вот иллюстрация - колонна упала, но не развалилась.



Римляне были круты, что сказать.
Терраса, или, точнее, фундамент по качеству отделки, подгонки и размерам блоков явственно контрастирует со стенами, сложенными относительно аляповато.



С чем связана такая деградация, с допотопными цивилизациями, пришельцами или изобретением наконец «бюджета», науке неизвестно.



Значительно лучше сохранился храм проказника и пропойцы Бахуса, где проходило афтерпати поклонения Юпитеру.



Здесь жрецы подпаивали и в порядке оргии лишали тех самых специально отобранных девственниц их титульной анатомической подробности, а родившееся через 9 месяцев оболтусы пополняли ряды праведников. Мамки же отправлялись восвояси.



Это, как предполагается, изображения Марка Антония



и Клеопатры,



осталось еще много узоров



и эдакий вот дверной проем.



Немного на отшибе руины храма Венеры, сравнительно невзрачные.



В общем впечатление от места ошеломляющее. Я вообще не сторонник призрачных понятий вроде «энергетики», но какое-то особое ощущение тут присутствует, сродни, может, аллеям менгиров в Карнаке. Но там визуальный ряд на фоне Баальбека, конечно, более чем скромен.



Третий день в Ливане начался с поездки в Библос, где, как и в Баальбеке, можно наблюдать бутерброд из культурных слоев.



Наиболее заметны опять же римские руины



и крепость крестоносцев,



построенная частично из заготовленного еще патрициями материала.



Здесь же - единственный встреченный мною туристический квартальчик с сувенирными лавками, я правда большую часть времени зависал в музейчике окаменелых рыб, коими богаты ливанские горы.

Далее по канатной дороге мы поднялись на холмик, доминировавший над Джуние, осмотрели церковь Девы Марии



и окружающие пейзажи.



Особо приятен в процессе подъема резкий переход от шумного мегаполиса в сосоновый лес, наполненный ароматом хвои и пением птиц. На вечер был назначен отход в сторону Северного Кипра.

Дорога обратно на Кипр была полной противоположностью движению в Ливан, с ровным как асфальт морем и полным штилем. За штурвалом бессменно стоял боцман Безымянный, команда загорала и купалась, только военные фоном продолжали шоу - задержали какой-то сухогрузик силами трех ышминцев и летали над нами вертолетом, очевидно в поисках бород и ощетиненных калашей. В принципе, посудину, следующую под американским флагом из гнездовий Хезболлы в непризнанную мусульманскую республику нельзя назвать совсем безынтересной.

В Гирне из-за плохих gribов выдался только один полный день и первым делом мы отправились в город посетить цитадель.



В прошлый раз я видел ее только снаружи, так как вход закрывается в 18.00. Сейчас удалось посмотреть интерьеры



и музейчики внутри.



Вот например кораблик, шедший сюда в 300 г. до н.э., капитан которого не удосужился скачать свежий прогноз погоды.



Далее все отправились к наиболее примечательным местным достопримечательностям - Сент-Иллариону и Беллапэ, я же там и там уже был и спонтанно решил осуществить вылазку в замок Буффавенто. По дороге таксист рассказал, что крепость совершенно заброшена и лезть туда предстоит пешком 2 километра по лестнице. Я прикупил бутылочку водички и приготовился переть в гору на солнцепеке.



В реальности все не так уж страшно, на высоте в 900 метров уже не столь жарко, виды по дороге офигительные,



а наверху



просто крышесносные.



Затем набежали облака и я оказался выше их - тоже классное зрелище.



На обратном пути таксист настойчиво предлагал посетить местных жриц любви, дабы отдохнуть от героических подвигов, я предпочел воздержаться. Думал у муслимов с этим как-то строже.

Наутро мы вышли в сторону Каша, но у погоды было для нас новое испытание - вмордувинд. Попытки идти против приличного ветра, на большой волне и максимально остро привели к тому, что полоскающийся временами стаксель расползся по швам. На одном гроте приемлемой скорости добиться не удалось и направление вынужденного моторинга изменили на ближайшую точку входа - Аланию. Пройти таможенные формальности здесь удалось, а с парусных дел мастером вышел облом.

Вечером я полюбопытствовал на тему венчающей гору над Аланией крепости.



Такси тут смогло довезти практически на самый верх,



я насладился видами



и гульнул пешочком вниз, до лимана.



Типичный пенсионерский курорт, примечательный, разве что, вкусными кебабами.

Дорога в Мармарис очень напоминала путь из Ливана - спокойное море и полное безветрие. Военных тут меньше, но тоже попались. В ответ на очередной «перформинг лайф файер эксерсайз» в эфире раздалось усталое «факинг янки гоу хоум» с отчетливым славянским акцентом.

Поужинали и ночку простояли в уютной бухте южнее Гёчека, наконец-то стали попадаться другие яхты, значит конечный пункт похода Мармарис был уже недалеко.



В общем, путешествие длинной 2 недели и 1000 морских миль выдалось славное, с калейдоскопической сменой пейзажа, самыми разнообразными условиями яхтинга и интереснейшим погружением в глубину истории. В Ливан я точно вернусь, надо выбрать момент, когда станет доступен Триполи - сейчас там неспокойно. Труднее всего теперь вернуться к повседневной рутине.

Если кому-то мало фоток - их 200 штук есть в моей мордокниге.

Несколько относительно прилично получившихся стереофайлов я теперь не знаю куда приткнуть - 3D порч умер. Если кто пользуется каким-либо иным ресурсом - подскажите, плз, выложу туда.

брожение и праздношатание

Previous post
Up