Автобиография К.Т.Новгородцевой-Свердловой

Sep 24, 2021 07:40

АВТОБИОГРАФИЯ

Свердлова Клавдия Тимофеевна

Родилась в Екатеринбурге в купеческой семье. В мои детские годы семья уже очень нуждалась. Отец умер, мать содержала и учила меня и старшего брата, получая небольшие деньги за сдачу в наём комнат в нашем доме, и проценты с капитала, оставшегося после отца. Я училась в гимназии на казённый счет. Гимназию окончила. В старших классах гимназии, читала Чернышевского, Писарева, Белинского. Особенно любила Добролюбова и Некрасова.

По окончании гимназии 3 года учительствовала в заводской двухклассной школе в Сысерти, потом уехала в Петербург на курсы Лесгафта, участвовала в студенческих марксистских кружках.

В связи с продолжительной тяжолой болезнью матери курсы не кончила, вернулась в Екатеринбург. Поступила в книжный магазин Клушина. Во второй половине 1903 г., когда был ликвидирован союз С.-Р. - С.-Д., приняла участие в работе с.-д. организации.

В 1904 г. книжный магазин стал местом для явок, свиданий, получения писем, литературы. В 1905-1906 г.г. была членом Комитетов в Екатеринбурге и Перми. Конец 1906, 1907-1908 г. г. - тюрьма.

1909-1910 работала в Петербурге. В конце 1910 г. арестована, выслана на родину под гласный надзор. В 1913 г. снова арестована в Петербурге, выслана в Тобольскую губ. под особый надзор. В 1915 г. уехала в Туруханский край к Якову Михайловичу.

В 1917г. работала в Петрограде в издательстве ЦК партии "Прибой". В 1918 г. в секретариате ЦК партии. 1919-1924 г. г. на педагогической работе.

1924-1931 г. в Государственном изд. зав. Отделом учебников и детской литературы. [3]

В 1931-1941 уполномоченный Главлита. В 1932 г. была членом районной контрольной комиссии ВКП(б). В 1941-1943 г.г. уполномоченный Обллита в Свердловске. С конца 1943 г. не работаю.

В 1927 г. совершила политическую ошибку, подписала так называемое "вдовье письмо". Ошибку свою осознала, партийных взысканий не имею.

В годы Великой Отечественной войны имела два правительственных награждения и благодарность в приказе по Московскому Военному округу.

Сын - полковник Государственной Безопасности, дочь - работает в радио-комитете. Все члены семьи - члены партии, внуки начинают вступать в комсомол.

К. Свердлова
20/XI 49 [3об]

Уважаемая Галина Петровна, я не потому задержала до сих пор анкету и автобиографию, что невнимательно отнеслась к вашей просьбе. В марте, когда я вернулась в Москву из Свердловска - начала работу по договору с Учпедгизом и сидела, не поднимая головы с марта до 10 ноября, не выезжала из города летом, не лечилась и т.д., не отвечала на письма… Только сейчас начинаю приходить в себя, устала изрядно… Анкету заполнила, автобиографию написала. Писала без подробностей, думаю, что их никто бы не прочитал, да и восстановить их не могу: во время моей эвакуации у меня, к сожалению, уничтожили весь архив, все документы, кроме тех, что были со мной.

Не склонна подтверждать, что прокламация, о которой вы спрашиваете, написана Яковом Михайловичем. Очень не свойственны ему длинные-цветистые фразы. (Возьмите начало прокламации - 9 и 8 вал, не совсем понятные образы для уральских рабочих). Ему присуща большая ясность, простота. Прочтите письма партийным организациям, писанные его рукой и не перевранные стенографистками - найдете их в Избранных ст. и речах Свердлова.

Странен конец прокламации, о какой организации рабочей массы идёт речь, профсоюз тоже организация рабочей массы, и это не похоже на Якова Михайловича. Он любил чёткие формулировки, автор прокламации немного плавает. Едва ли Я.М. мог написать, что правительство мстило за манифест, что дело Азефа вписано НАРОДНУЮ историю самодержавия. Едва ли это рука Свердлова.

Галина Петровна, я бы очень хотела получить вашу институтскую большую работу, о которой слыхала краем уха, когда была в Свердловске. Я виновата в том, что всё как-то не удосужусь внимательно перечитать ваши издания. Должна сказать вам, что [22] в докладе тов. Покровского на вечере, посвящённом памяти Я.М. меня неприятно поразило одно место - почему не было вооружённого восстания в Екатеринбурге в 1905 г. Я восприняла это на слух, я не читала доклада. Жалею, что тогда же не поговорила с Институтом о моих сомнениях. Если в докладе ошибка, то это больше ошибка Института, чем докладчика. Вы специально сидите над историей революции и не имеете права пропускать ошибок в свет.

Вооружённые восстания в 1905 г. не охватили всех крупных промышленных центров России - это факт. Не было восстания в Екатеринбурге. "Почему?" - такой вопрос ставит С. Петров в своей книжке изд. 1931 г. Петров правильно начинает размышлять - говорит: во первых, не было большого числа рабочих - верно, но тут Петров забывает, что за первым следует обычно второе, ни второго, ни третьего у него нет… не додумал…

Дело не только в количестве, но и в качестве рабочих. Самый крупный завод Верх-Исетский, но он самый отсталый. Бастуют у Ятеса, Коробейникова, Беренова, а В-И-з молчит. Все заводы посылают депутатов в совет рабочих, а ВИЗ топчется на одном месте. Кажется, он так и не успел послать депутата в совет. Председателем совета был избран ятесовский рабочий - не случайно, только на ятесовском заводе были пришлые, не связаные с дома и коровами рабочие. Визовцы не прочь были послушать оратора, а действовать они предоставляли другим. И в демонстрации 5 мая 1905 г. визовцев была капля в море, и на митинг 19 октября они опоздали. Теперешние верхисетские могикане Давыдов и Ермаков в 1905 г были мальчиками 16 лет, может, ещё моложе. Глядя на них, нельзя судить о визовцах 1905 г. И до января мес. 1906 г. полиция была ниже травы, долго шли открыто митинги, собирался совет рабочих депутатов, не было обысков, не было арестов. Если внимательно разобрать все обстоятельства, [22об] тогда поймёшь, что отсутствие Я.М. в Екатеринбурге не могло играть первой роли.

Мне кажется, что восстанавливая историю революции на Урале, вы слабо используете живых людей, от которых еще можно почерпнуть много полезного. Жандармские документы уточняют даты, тут никто с ними не может спорить, а внутреннюю жизнь организаций жандармы не знали, и в их документах она не отражена. Само собой, не все показания современников имеют цену, но сочетать документы и воспоминания необходимо. В Москве много уральцев, здесь был ваш сотрудник, но далеко не все уральцы знали о приезде товарища. Пример - здесь живет т. Загуменных М.М., она хорошо знает пермскую организацию 1906-7 г.г., честный, активный член партии, её никогда никто ни о чём не спросил. Да разве она одна…

Сегодня довольно, жду, что вы пошлёте ваш труд.

К. Свердлова
20/XI 49 г. [23]

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия

Пролетарии всех стран, соединяйтесь.

КО ВСЕМ РАБОЧИМ [*Здесь и далее - комментарии Новгородцевой: "Каким? Очевидно, Екатеринб."]

Народное революционное движение в те времена [*Какие?] и у всех народов, как волны морские, поднималось, ослабевало, и после временного затишья, разрасталось с новой силой. И так продолжалось с тех пор [*Очевидно - "до"], пока твердыня отжившего общественного с троя, теряя от каждой такой волны свою крепость, не падала окончательно от 9-го вала народного движения.[*Длинно, цветисто, малопонятно]

Революционное движение, охватившее Россию в 1905-1906 годах и заставившее содрогнуться стены дворцов и крепостей, было не 9-м, а лишь 8-м таким валом. И пусть оно не привело революционный народ к осуществлению тех ближайших задач, которые он себе ставил, оно далеко не прошло бесследно. Реки рабочей и крестьянской крови протекли не даром.

Грозная когда-то крепость самодержавия полуразрушена, и её треснувшие стены ждут последнего натиска. Пусть самодержавие ещё существует, оно не долговечно. Гнусная шайка грабителей и убийц, именуемая правительством, сознавая эту недолговечность, чувствуя своё бессилие, воспользовалась временным упадком сил революционного народа для того, чтобы спешно укрепить свою пошатнувшуюся позицию.

С этой целью правительство наскоро заключило союз с черносотенцами-помещиками, верхами торгово-промышленной буржуазии и другими народными отбросами. И при деятельной поддержке большинства Государственной Думы, составленной из представителей этих классов, Думы, нагло именующей [24] себя народным представительством, правительство с невероятней жестокостью и цинизмом ведёт войну с народом, мстя ему за вырванный из кровавых рук царизма манифест 17 октября.

Провозгласив принцип: "Сначала успокоение, потом реформы", - правительство, не смотря этого так страстно жданного им успокоения, казнило в течении одного только 1908 года до 1000 человек, заключив в крепости и отправив на каторгу десятки тысяч… [*Путанно выражена мысль]

Задушив окончательно печать, не допуская никаких общественных собраний, правительство под шакалий вой, раздающийся на черносотенных, миссионерских, дворянских, земских и других с"ездах, потворствуя вакханалии невероятного, чудовищного взяточничества и казнокрадства, вписало в народную историю самодержавия последнюю пока страницу [*Что за народная история самодержавия?] - неслыханное, скандальное, облетевшее весь мир дело Азефа.

Реакция дошла до своей кульминационной точки: дальше идти некуда. Это безумие реакции не могло, конечно, не отозваться гибельно и на РСДРП. Её лучшие работники были частью казнены, частью томятся в тюрьмах. Её организации, если не были совершенно разбиты, то были осуждены на невольное бездействие.

Теперь эта пора миновала. Рабочий класс, оправившись от нанесенных ему ударов, готов с новой силой продолжать и довести до конца начатую им борьбу. Снова возникают разбитые было организации партии, крепнут, развиваются, об"единяют собою рабочие массы. Миновала пора могильной тишины реакции и зарождается новая, быть может, ещё более могучая, чем предшествующая, волна народного революционного движения. [*В 1909 г. ещё не было под"ёма] И как всегда и везде, первым стрелком в нём [25] должен быть и будет пролетариат.

Организуйтесь же, товарищи, вставайте под знамя РСДРП и готовьтесь под знаменем её вновь выйти на борьбу с отжившим самодержавием, являющимся ближайшим препятствием полному освобождению пролетариата из под гнёта капитала, препятствием социализму.

Да здравствует организация рабочей массы!

Да здравствует РСДРП!

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОМИТЕТ РСДРП

Март 1909 г. Печатано 400 экз.

Копия верна:
Научный работник музея Я. М. Свердлова
/Пищальников/

Листовка напечатана на гектографе. [26]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.125.Л.3-11, 22-26.

К.Т.Новгородцева-Свердлова, Я.М.Свердлов, А.Я.Свердлов

РКМП, Революция, история, Свердлов

Previous post Next post
Up