ПЕЙЗАЖ С СОВЕТОЛОГОМ

Jul 22, 2011 12:30



(Отрывок из статьи Сергея Бардина в каталоге персональной выставки художника Гарифа Басырова. 1991 год)

Если человек приехал в командировку в Москву, он обяза­тельно постарается сделать три вещи: купить колбасу, по­пасть в театр и посетить выставку современного искусства.

Каких только выставок тут не бывало! «Бульдозер­ная», где тракторами давили картины, художников поливали водой, курочили машины иностранных дипломатов, после чего десятки «комсомольцев» высыпали из автобусов с са­женцами в руках, чтобы среди этого побоища молниеносно разбить парк культуры и отдыха; «Пчеловоды», когда толпа приступом брала двухметровые стены; «Молодежка» на за­пруженном людьми Кузнецком мосту; «Каширка», где уже было все: Сталин, соц-арт, ню, Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт, милиция, Милош Форман, TV и «Московские новости».

Теперь на выставках стало как-то пресновато. По­скучнело искусство. Во-первых, все можно, а следовательно, ничего не интересно. Во-вторых, много чего уплыло на За­пад. А в-третьих, публику занимает теперь не сам художник, а скандальная хроника и то, что он делал в эпоху застоя.

Эпоха застоя была по-своему весьма любопытной. Хотя политический зажим шел повсеместно, гибкая, как лоза, советская жизнь тянулась, поскрипывая и посвистывая. Многие хорошо понимали, что происходит, и считали, что изменить ситуацию к лучшему невозможно. Другие читали «самиздат» и «тамиздат». Третьи копили на черный день. И все были учены старым опытом: торчать снова по тюрь­мам никто не хотел.

Образовались новые формы противостояния. Си­дели теперь в основном не по лагерям, а по кухням, пили вод­ку, ругали советскую власть, слушали «голоса», занимались научной работой, много болтали, .острили, понимая друг друга с полуслова.

В 1964 году 15-тысячным тиражом начал свое суще­ствование научно-популярный журнал «Химия и жизнь» - издание, полное намеков и полунамеков, шуток, рисунков, сделанных словно бы пером на промокашке, гротеска, вся­ческого ерничества и озорства. От официоза журнал отли­чался не столько содержанием, сколько формой. Здесь печаталась вся легальная оппозиция: в статью про муху-дрозофилу можно было вставить острую социальную идею, которую мгновенно вычитывали опытные читатели, умев­шие читать между строк лучше всякого цензора.

Власти были бессильны. Научно-популярный жанр был «в законе», а прицепиться к тому, что в журнале живет и дышит некоторая новая стилистика разговоров, занятии, рисунков, означало признать, что режим здесь всерьез не воспринимают. Расхождения шли не по внешней линии.

Нужен был повод, чтобы расправиться с журналом. И он нашелся, когда готовили номер к XXVI съезду КПСС. Съезд - момент высшего напряжения всей советской идео­логической мышцы. Это миг отдания высшего журналист­ского долга и час величайшей журнальной скуки.

В «Химии и жизни» готовили к съезду серию статей об успехах приме­нения аминокислотных добавок в пищу домашней скотины. Иллюстрировать статью февральского номера попросили Басырова.

Он уже проработал в журнале многие годы, изрисо­вал вороха бумаги и даже нашел здесь одного из своих любимых персонажей - могучего советского мужчину, по­луученого-полубюрократа в плаще, шляпе, очках и с порт­фелем в руке.

К статье Басыров нарисовал три грузовика, которые в виде тортов везут аминокислотные кормовые добавки. За рулем сидят звери. В первом грузовике - гусь и петух. Во втором - свинья и баран. В третьем - бык. Басыров сде­лал этот, напоминающий детский, рисунок, на первый взгляд ничем не примечательный, а редактор поставил его в руб­рику «Навстречу XXVI съезду КПСС». Номер быстро под­писали в набор, и звери поехали.


А через несколько дней разразился идеологический ураган страшной разрушительной силы. Говорят, дело дошло до самого товарища Суслова. Он и его команда узнали себя в зверях, едущих навстречу XXVI съезду КПСС.

Ураган принес бумажку:

«Постановление бюро Брежневского РК КПСС

...Проведенной проверкой установлено, что ре­дакция и редакционная коллегия ежемесячного научно-попу­лярного журнала АН СССР «Химия и жизнь»... допускает серьезные извращения в идейном содержании и художествен­ном оформлении этого издания... убогие иллюстрации к руб­рикам «Экономика, производство» и «Ресурсы» допускают их извращенное толкование и очерняют советскую действи­тельность...

Самые высокие социалистические идеи и помыслы на страницах журнала нередко облечены в шутовские образы и выглядят злой насмешкой над нашей действитель­ностью. Кочующие из номера в номер персонажи животного и потустороннего мира (черти, лешие, домовые, русалки, драконы) создают у читателей гнетущее впечатление, уводят его в нереальный абстрактный мир...»

Полетели головы. Начали снимать, выгонять, разда­вать выговоры. Брежневский райком расстарался вовсю. Но номер был уже отпечатан (почти полмиллиона экземпля­ров) , журнал «Химия и жизнь» выписывали и читали теперь даже люди, ничего не понимавшие в химии, но зато хорошо разбиравшиеся в жизни. И тогда был выпущен беспрецедент­ный приказ: из всех 48300 экземпляров февральского номера журнала «Химия и жизнь» за 1981 год вырвать страницу 12 и заменить ее на другую без рисунка.

Началась уникальная операция уничтожения рисун­ков Гарифа Басырова, которой он, впрочем, удивился меньше, чем публикации своего рисунка в «Нью-Йорк таймс» без ведома автора. Ранними зимними утрами 1981 года, еще за­темно, редакторы, студенты, профессора, пэтэушники, научные работники съезжались электричками в подмосков­ный городок Чехов. Там на складах полиграфического ком­бината из каждой книжки журнала они вместе с рабочими вырывали страницу 12 и вклеивали вместо нее другую.

Эта гигантская рукодельная акция увенчалась репли­кой наборщика офсетного цеха:

- Из-за такой чепуховины и какая работа! - сказал он.- Из-за картинки. Совсем кособрюхие наши озверели, шапки на них горят. Вот если бы мы вместо «Брежнев» набрали «Брехнев», тогда я понимаю, тогда другое дело.

Антиквариат, Художники, Глюк, ХиЖ

Previous post Next post
Up