Сегодня в графоманской повестке дня - рассказ о любом человеке или событии из прошлого. Рассказывать про людей - слишком личное, не для интернета. А из событий почему-то вспомнилось, как я в пещеру лазила. А вернее, как я из нее вылезала :)
Мой первый (и последний) выход в пещеру состоялся во время первого похода с доблестными физтеховскими спелеологами. Мне повезло - сначала необычайно умный одноклассник Леша поступил на Физтех (а я провалилась в МГУ), потом его угораздило записаться в спелеоклуб "Барьер" - и за месяц до отъезда в Карачаево-Черкессию, на плато Загедан, встретить меня в Клину. В первый раз после выпускного. Уж не знаю, что там перещелкнуло в Лешином чудесном мозгу, но он позвал меня в поход. На Кавказ. В горы. В пещеры! В общем, у меня в мозгу тоже что-то перещелкнуло - и я тут же согласилась на эту авантюру. Потом были поездки в Долгопрудный, представление командиру ("главное - чтоб не капризная была. Не... она не капризная. Жутко вредная, но не капризная"), обучение физтеховскому жаргону (ботать!) и тренировки на вышке (на ногах не было живого места - выглядели эти синячины ужасно. А на самой первой тренировке я умудрилась повиснуть на своей же страховочной петле - и нога не доставала до земли каких-то пять сантиметров (ужасно обидно!). Мальчики не выдержали и сначала доооолго разглядовали мой хитрый узел, затем почему-то впали в истерику, и только потом сняли меня с веревки). А еще немыслимое количество новых замечательных людей.
Я научилась обращаться с кролем и жумаром, но силенок от этого у меня не прибавилось... Подозреваю, что по уровню физической подготовки я тогда была самым слабым звеном нашей немаленькой команды. Отчетливо помню, как на первом отрезке пути ("Веселый" подъем) мальчишки один за другим подходили ко мне и силой утаскивали что-нибудь из рюкзака (наверно, чтобы не плакать от жалости). С другой стороны, у меня были определенные медицинские знания и умения - и они очень пригодились уже в первый день заброски, так что балластом я себя не чувствовала.
8 августа 2000 г. - команда "Серж + 3 девочки" отправились смотреть на красоты зала Эрмитаж в Ростовской пещере. Эрмитажем эту пещерную галерею назвали не просто так - она славится своими невероятными кальцитовыми наростами. И добраться до Эрмитажа легко - аккурат до этого зала Ростовская считается одной из самых легких пещер, часть проходится пешком, часть - по веревке, но без особого напряга. Это когда вниз...
Помнится, больше всего в пещере меня впечатлили не сталактиты-сталагмиты, а миллиарды крошечных капель на стенках - как только на них попадал свет, они начинали сверкать и переливаться, словно драгоценные камни. Все вокруг светилось. Эрмитаж поразил хрупкостью своей красоты - и стали понятны постоянные наставления более опытных членов команды ("не оставлять глиняных отпечатков на стенах пещеры, не трогать сталактиты, соблюдать максимальную осторожность, чтобы не превратиться в слонов в посудной лавке").
А потом начался путь наверх. В английском есть ненавистное переводчикам слово challenge (понятно, что выкручиваемся, как можем, опираясь на контекст - тут и "проблему", и "вызов", и что угодно можно встретить) Так вот, это был мой личный challenge. Потому что ползти наверх оказалось в разы труднее. Девчонки быстро ускакали, со мной нянчился Серж (а куда деваться замыкающему :)). И я до сих пор благодарна ему за невероятное терпение. Сначала нужно было просто карабкаться наверх без веревки - и одна из приступочек меня совершенно вымотала. Я прыгала вокруг нее, соскальзывала вниз - опять прыгала... И когда Серж за плечом сказал: "Вставай на колено!", чуть не накинулась на него с проклятьями - какое тут колено, мне бы хоть как дотянуться. Оглянулась - и увидела, что он встал на колено, сделав для меня своеобразную ступеньку. Так вредная приступка была преодолена. А потом началась диагональная стометровка на веревке. То ли у меня просто отчаянно хромала техника SRT, то ли действительно нужно было действовать в основном руками - но я очень быстро поняла, что работать ногами (а именно на них обычно приходится главная нагрузка) не получается. И сто метров пришлось в основном подтягиваться на руках (см. замечание про "отличную" физическую подготовку). Мне до сих пор кажется, что наш путь наверх продолжался целую вечность и еще чуть-чуть. Я постоянно выбивалась из сил, прокручивала в голове страшные картины своего позора ("меня же будут вытаскивать всей командой, какой позор, какой жуткий стыд"). Серж же как-то очень бережно и спокойно командовал - погоди, повиси, отдышись. Так, еще передохни, давай песню споем. И в середине стометровки мы затягивали "Ой мороз-мороз" :) И всякий раз на мое "Сколько еще осталось?" (а я этот вопрос задавала раз десять, не меньше), он отвечал "Еще много, береги силы". А потом веревка кончилась - еще несколько минут - и мы были на поверхности.
Момент выхода из пещеры стал одним из пиковых моментов моей жизни - когда живешь полностью "здесь и сейчас". Вода из ледникового ручья была самой вкусной на свете, звездное загеданское небо - самым огромным, горный воздух - самым сладким. И была совершенно первобытная радость "я тут, я живу!!!". Такой вот момент полного счастья.
В пещеры я после этого не ходила - в основном из-за пресловутого страха создать экстремальную ситуацию, когда придется устраивать спасательно-подъемные работы (хотя понимаю, что сейчас я гораздо сильнее, чем тогда, в 18 лет). Ну и не очаровало меня подземное царство до такой степени. Но в горы и походную жизнь влюбилась окончательно. А многие люди из той команды (которая со временем несколько разрослась) до сих пор остаются очень важными людьми для меня. А о тех, с кем мы уже почти не пересекаемся, вспоминаю с большой теплотой. И радостью :)