Сегодня решил написать о «парагвайском строительстве». О том, что в нем меня лично, имеющем кое-какие знания и опыт строительства, беспокоит. Подозреваю, что подобные тенденции есть и во всех иных областях знаний и причина этому проста - знаний нет. Вообще-то я сейчас не об индецах Чако говорю, а о дипломированных инхэньерос - выпускниках обильно расплодившихся в свободном демократическом Парагвае высших учебных заведений.
И это при том, что основы строительных наук в этой стране заложены весьма основательно инженерами царской России - белыми русскими, которые оказались на этой своей новой родине после долгих скитаний после изгнания большевиками. Поговаривают, что вплоть до 50-х годов прошлого века вторым официальным языком документации после испанского в тогдашнем министерстве строительства был русский - так много там работало русских. По крайней мере, до сегодняшнего дня в библиотеке есть учебник сопромата знаменитого на весь мир Степана Прокофьевича Тимошенко, преподававшего когда-то в киевском политехе.
То есть - учиться есть чему и было у кого. Даже если парагвайцы, как и все примитивные народы, учатся «по преданию», а не по учебникам, научным статьям и результатам научных исследований, то не так много времени прошло, чтобы начисто отмести все «слишком сложное» для понимания.
Сегодня, кстати, иду по улице, а на встречу мне едет к нерегулируемому перекрестку большой какой-то внедорожник «КИА». Тут перед ним на перекресток выскакивает сбоку еще какая-то машинка и водитель «КИА» бьет по тормозам. «Хватает» у него только правое переднее колесо. По крайней мере именно оно заблокировалось и затормозило до дымящейся резины. А машинка-то совсем свежая… Вероятнее всего, парагвайские умельцы отключили автоматику-электронику, потому что не могут с ней справиться и привели тормоза к понятному для себя состоянию. Сплошь и рядом.
Итак - строительство. На предлагаемой фотографии типичнейший для Парагвая случай - полное игнорирование парагвайцами перемычек над любыми проемами: дверными, оконными и, как видим, даже над большими несколькометровыми пролетами.
На практике, над будущим проемом выставляется по уровню досочка, которую подпирают в нескольких местах палочками, и на эту досочку выкладывают уж ряды кирпичной кладки. Вы помните, что максимальная толщина здешней кирпичной кладки не более «в кирпич». Когда кладка подсыхает, досочку с подпорками убирают и сооруженное держится на прочности кирпичной кладки на изгиб. А какая у нее прочность на изгиб? Ну, понятно. Но чтобы было понятно о всяких вот этих умничаниях типа «на изгиб», «на срез», «предел прочности», «защемленная балка» и пр. нужно хоть немного послушать и осознать таинства великие сопромата, строительной механики… Но если этого нет, то нет и боязни ваять как надумалось, как дед-прадед шалаш семейный из пальмовых листьев ваял. Своими глазами видел, как какой-то чудило в городке Сан Лоренсо сваял бетонные раскосы длиной метров по 8 между колоннами каркаса, имитируя фахверковую архитектуру средневековой Европы. Только причем тут бетон?
Так и на фотографии. Особая пикантность не только в том, что проем метров в семь перекрыт кирпичной кладкой без бетонной перемычки, но и в том, что на эту «кирпичную балку» собираются нагрузить железобетонное перекрытие следующего этажа.
Конечно, все подштукатурится, покрасится и первое время будет даже красиво. А потом? Ну, «о потом» ни один парагваец не задумывается - вредит здоровью.