Как и несколько лет назад, я снова посетил Формулу Кино "Горизонт" на фрунзенской, потому что, похоже, только они показывают у себя зарубежные киноконцерты. В этот раз, правда, показ был частью фестиваля научного кино, проводимого Политехом и Сколково. Чья была идея - не знаю, но готов сказать спасибо за то, что хоть так показали.
Собственно, сам фильм является эдакой версией концертов "для бедных", или "для русских", так как до нас Бьорк так и не доехала.
Я откровенно опасался, что Бьорк может быть уже не та. Ей уже почти полтос,она испытывала серьёзные проблемы с голосом за последнее время, да и на концертных записях она звучит уже весьма уставшей. Рад был обнаружить, что всё это иллюзии и страхи, она весьма активно двигается и изо всех сил передаёт максимум эмоций своим пением, не загаженным ни фильтрами, ни эффектами. Собственно, визуальная часть и есть то, чего не хватало на записях, чтобы ощутить её энергетику, без которой это была бы просто хорошая музыка. Кто-то поспорит, пожмёт плечами, не поймёт, что здесь такого, ведь если не отдаваться в её интимные отношения с каждым слушателем по отдельности и смотреть на картину трезво, выглядит всё печально - немолодая дама (что видно) в клоунском наряде всеми силами изображает танец, не умея танцевать, и кричит в микрофон. Тут спорить не о чем, шоу наверняка просто не для таких людей, однако следует уважать наше право наслаждаться им и не лезть со своим здравым смыслом.
С другой же стороны, этот фильм суммирует почти все недостатки альбома Биофилия, которыея в нём наблюдал. Я говорю "почти", потому что одиного недостатка всё же здесь не оказалось - мне всегда казалось, что он слишком пафосный и серьёзный со всем этим космогонизмом, ему не хватает задора и веселья, присущего более ранним работам. Это оказалось не так, концерт весьма весел и полон душевной самоиронии. Вместе с этим, однако, нам приходится терпеть адаптацию к современной аудитории и их короткому восприятию. Вступление Дэвида Аттенборо, например, рассказывает нам заранее то, о чём нам собираются сейчас спеть, чтобы никто не чувствовал себя потерянным и знал, что думать во время прослуживания. Мистер Аттенборо, сэр, если Энтони и его
Джонсоны чему-то нас и научили, так это тому, что не надо говорить о смысле музыки словами. Дайте музыке говорить за себя. Но нет, после того, как сэр Аттенборо рассказывает нам о красоте и значимости звука, монтаж вставляет в видеоряд множественные картинки, резко меняющиеся, цветастые, не дающие детишкам заскучать во время просмотра. Иногда там бывают красивые съёмки природы, космоса или арт-зарисовок, но иногда проскакивают изображения, о содержании которых можно лишь догадываться. Как будто режиссёр совсем отчаялся и начал просто кричать "Смотрите! Наука! Оче умные весчи! Serious business, man!" Словно его аудитория - младенцы, перед которыми нужно трясти погремушку, чтобы они не плакали. Чувак, там по сцене молнии фигачат и сложные маятники качаются, нельзя ли остановится на этом подольше? И фильм за все два часа никогда не останавливается. Он так отчаянно боится потерять наше внимание, что не даёт нам ни секунды перевести дух. Это уместно в экшн-фильмах Спилберга или Марвела, но здесь? Учитывая спектр эмоций, которые я испытывал во время просмотра, ближе к концу мне казалось, что я сейчас помру, и это явный перебор.
И формат кинотеатра для такого не подходит. Бьорк всё время агитирует слушателя двигаться, она как электрон заряжает всю сцену, весь концертный зал и весь кинозал своей энергией, и хочется соучаствовать. Но нет, места нет, никто не встанет, соседка просит не качать кресла (да и вообще мне показалось, что они посчитала меня двинутым). В следубщем году обещают новый альбом, и я собираюсь на первый же концерт, где бы он ни был, ибо хватит это терпеть.