Лирическое отступление - о техническом прогрессе.
Раньше человек чувствовал себя на вершине технического прогресса, а у нас такое интересное мироощущение - непрекращающегося переходного момента. Мы точно знаем, что мы в переходной точке. «Подожди, не покупай его себе сейчас - в следующем году эта модель устареет и в цене упадет».
Кстати, я надеюсь, что это хорошее явление: люди перестают убиваться за последние модели и вообще за навороты, и соревнуются в простоте. «А у меня вообще еле живая Нокия, только звонки принимает!» Антикварно-блошиная гордость.
Граммофон некоторые держат дома. Мобильник с выступающей антенной - восемь лет назад такая же антикварная гордость, как домофон, - уже никто.
Пятнадцать лет назад я брала в руки дряхлый широкопленочный фотоаппарат - антикварную гордость матери на тот момент, - и фотографировала сериал «Демпси и Мейкпис»; черно-белые пленки сушились потом на бельевых веревках. Десять лет назад я записывал на видеомагнитофон только те кусочки сериала «Вавилон-5», где появлялась любимая героиня.
Сейчас я страдаю от неудач с антивирусами и уговариваю себя переходить на торренты. Компьютер рано или поздно все равно сдохнет. Мы перестали менять компьютеру запчасти, мы покупаем новый. У нас два компьютера, а у многих еще и смартфон; если сдох компьютер, в жизни ничего не меняется. Компьютер - только дверка в Интернет.
Пока я не перешла на торренты, я смотрю фильмы в Ю-Тьюбе и Вконтакте. Тока из Ю-Тьюба их нещадно трут, а Вконтакте - нещадно озвучивают на ридную мову. Приходится даже комбинировать. Так, например, пришлось смотреть «Эйме и Ягуара» - то с английскими субтитрами, то по-испански, то по-русски. (Скока эмоций! Пока соберешь фильм по кусочкам - уже его тааак хочешь!..)
Но если б не приходилось изворачиваться таким закоряченным раком - я бы никогда не наткнулся на то, что смотрел последние два дня.
Дело в том, что десять лет назад я был не один. Нет, все-таки снимать на аналоговую антикварную камеру «Демпси и Мейкпис» - таких идиотов или было мало, или они не признаются. Но записывать сериал на кассету только теми кусками, где любимый персонаж, - тут я не одинок.
Ю-Тьюб! Все люди - братья! Раньше я этого не замечал.
Так вот, там на данный момент - не знаю, как через месяц, - лежит нарезка из немецкого сериала «Запретные любови». Лежит она там на немецком языке с итальянскими субтитрами. То есть нас еще больше: кто-то это все повыкусывал и собрал в кучку, а кто-то любовно субтитрики подогнал. Субтитрики видно, что недавние и компьютерные, а запись - видно, что на пленочный видак с фигового телека. Люди, я вас люблю!
Еще там по ссылкам сразу вылезают нарезки из других сериалов.
Про что эти самые «Запретные любови» - знаю только по пересказам (их в нете тож полно), но про Карлу и Ханну сейчас все энтузиастически расскажу.
Значит, речь идет про двух умеренно, но все-таки взрослых дам. Карла - длинноногая блондинка из супер-элиты, успешная бизнес-вумен по чему-то относительно артистическому (по нарезке непонятно - по шмоткам, что ли? как в старые добрые времена - помните «Просто Марию» и иже с ней?). Ханна - трогательная, но внутренне принципиальная официантка-тихоня.
Ханна вообще персонаж очень реалистический, и актриса тоже очень естественная. Карла совершенно сама с собой не сходится, но, видимо, поэтому тоже - в ней весь шик.
Ханна своими земными глазами смотрит на свою земную реальность, и вокруг нее какие-то одинаково безликие, но одинаково добрые мужчины, подруга тоже очень живая... За что на нее сваливается эта Карла - она не понимает, и очень теряется.
Карла напориста и ретива. У нее все время крупные планы и развитая мимика, никак не коррелирующие с обесцвеченными кудрями и неизменными шпильками. Этой Ханны в кроссовках она выше сантиметров на тридцать. У нее офигенный застекленный офис, какие-то папки с рисунками, деловые встречи (вся ее работа состоит не из работы, а из встреч, но это как раз реалистическая черта). Ей нравятся женщины.
Может быть, это неверное впечатление, но складывается впечатление, что вообще никакущую актрису поставили играть характерную роль. Дальше зависит от зрителя - дать ей шанс или не давать.
Я дала ей шанс и постепенно к ней привыкла.
Все-таки в тот момент, когда она совершала какое-то движение, она в него верила. И что ей пришлось пережить, все это изображая! Я сострадала. В итоге у меня сложился некоторый цельный образ, с которым я осталась. Он был очень симпатичен. Там вот в Интернете еще следующая нарезка лежит, про нее же и ее следующую девушку, - собираюсь смотреть.
С Ханной все закончилось грустно, но по-честному и красиво. Все там вокруг нее сплотились, все поперемирились... Карла осталась одна - в кадре это самые фальшивые сцены; вместо мимики камера сосредоточилась в основном на каблуках, отчего вся затея резко проиграла. Но мы как-то сердцем уже понимаем, как ей было нездорово, потому что все-таки, все-таки, как ни крути - очень трогательно их роман в кадре изобразился.
Карла била копытом, судорожно рисовала любимое лицо и настаивала на встречах. Ханна в ужасе приходила в себя, хотя встречи наполняли новым ветром ее умеренную жизнь. Потом у Ханны началась какая-то художественная, на грани безумия, хандра; короче, в итоге она сдалась этой сильной и резкой личности. С тех пор, как они вместе, начинается эпопея совсем другого плана - про трансплантацию органов. Все переключаются на проблемы переливания крови и этические проблемы донорства; а шо две тетки вместе - это ваще не проблема. Гуманистический, очень гуманистический фильм.
Глядя в него, мне неоднократно думалось, что мыльные оперы по части реализма сильно выигрывают у полуторачасовых фильмов. Ну не передать некоторые коллизии за полтора часа! Бывает же, что так закрутит, что каждый элемент тянет за собой сотню других - и все болят. И слева родственники, и справа друзья, а там еще бывший муж сзади уцепился, прямо по курсу - работа, и над головой еще медицина. За полтора часа не успеешь с таким количеством народу перезнакомиться даже шапочно! А в 34 сериях - обстоятельно, без пробелов.
Кое-где мыльные оперы проигрывают - все-таки повторяющиеся приемы бросаются в глаза, а одну проблему иногда пережевывают восемь раз в одних выражениях. С другой стороны, вот и в жизни один человек порождает обстоятельства одного и того же стиля, а уж одну и ту же проблему сколько раз мы в жизни пережевываем - пожалуй, что и куда больше восьми.
Так что, знаешь, Карла, это было трудно, но я в тебя поверила.
Приходи еще на экранчики наших Ю-Тьюбов.
*
Прошу прощения за фотографию, но тут тоже - помогла только народная любовь: нашелся готовый скриншот.
Скриншоты - это да. Это так же прекрасно, как сушить пленки с переснятыми с экрана «Демпси и Мейкпис». Остановись, мгновенье! Развернись, прогресс!