"Richard II" ( RSC, Barbican theatre)

Jan 21, 2014 12:12




Что сказать...Шекспир - гений, RSC - большие молодцы, а Теннант - умница и замечательный актер (in case you don't know yet!) - это если вкратце.

Я не великий знаток британской истории (несмотря на сданный в июле Life in the UK), поэтому я лично на спектакль шла, очень смутно припоминая, кто таков Ричард Второй, Болинброк и все эти бесчисленные Плантагенеты, которые то и дело норовили подвинуть друг дружку с трона с помощью предательств, предателей и военных действий. И, собственно, хорошо, что не стала читать заранее: мне всегда интереснее сравнить впечатления с историческими фактами потом, а не идти на спектакль "подготовленной".

Ричард Второй в исполнении Теннанта - очень женственный, избалованный, этакий "король-Солнце", зацикленный на себе и любящий устраивать - говоря современным языком - шоу из любой ситуации - будь то смерть близкого родственника (герцога Ланкастерского) или собственного отречения от престола. Отдав кузену Болинброку корону, Ричард просит зеркало и несколько минут рассуждает о том, что от пережитых страданий его морщины не стали глубже:

No deeper wrinkles yet? Hath sorrow struck
So many blows upon this face of mine
And made no deeper wounds?
O flattering glass,
Like to my followers in prosperity
Thou dost beguile me!



Жеманный монарх вряд ли может вызвать у кого-либо симпатию (кажется, не вызывал он симпатии и у Шекспира), но ближе к концу спектакля (и благодаря филигранной игре Теннанта), монарха видеть перестаешь, но видишь просто человека, хрупкого, слабого, который сдался - но не проиграл, предан ближайшими соратниками (и кровными родственниками) - но любим женой, а насмешки, заточение и смерть принимает практически как святой мученик (если не сам Христос - на канонические изображения которого явно ориентировался режиссер, одев Ричарда в белое (да и корона весьма смахивает на терновый венец)).





Шекспировский текст - натуральное волшебство (и на удивление доступен даже на слух - хотя, конечно, первые минут 15 к нему привыкаешь, потом же важно не удивляться тому, что понимаешь, иначе тут же с перепугу понимать перестаешь!)


Мой любимый - на данный момент - монолог Ричарда:

“No matter where; of comfort no man speak:
Let's talk of graves, of worms, and epitaphs;
Make dust our paper and with rainy eyes
Write sorrow on the bosom of the earth,
Let's choose executors and talk of wills:
And yet not so, for what can we bequeath
Save our deposed bodies to the ground?
Our lands, our lives and all are Bolingbroke's,
And nothing can we call our own but death
And that small model of the barren earth
Which serves as paste and cover to our bones.
For God's sake, let us sit upon the ground
And tell sad stories of the death of kings;
How some have been deposed; some slain in war,
Some haunted by the ghosts they have deposed;
Some poison'd by their wives: some sleeping kill'd;
All murder'd: for within the hollow crown
That rounds the mortal temples of a king
Keeps Death his court and there the antic sits,
Scoffing his state and grinning at his pomp,
Allowing him a breath, a little scene,
To monarchize, be fear'd and kill with looks,
Infusing him with self and vain conceit,
As if this flesh which walls about our life,
Were brass impregnable, and humour'd thus
Comes at the last and with a little pin
Bores through his castle wall, and farewell king!
Cover your heads and mock not flesh and blood
With solemn reverence: throw away respect,
Tradition, form and ceremonious duty,
For you have but mistook me all this while:
I live with bread like you, feel want,
Taste grief, need friends: subjected thus,
How can you say to me, I am a king?”

Теннант Теннантом, но остальные актеры тоже прекрасны. Особенно запомнилась одна из последних сцен, практически комедийная: герцог Йоркский узнает, что его сын Aumerle участвует в заговоре против нового короля Генриха IV, и все славное семейство (включая герцогиню Глостерскую, которую играет блистательная Jane Lapotaire), сломя голову несется к королю: сын - каяться, папаша - "сдавать" непутевого сына, мамаша - за непутевого сына просить).



Jane Lapotaire

После спектакля я как-то очень неожиданно для себя очутилась у stage door (слишком долго крутила головой, соображая, в какой стороне станция Moorgate), и поскольку очутилась в очень удачном месте, решила первый (и совершенно точно - последний) раз в жизни подождать выхода актёров.
Я не стала бороться за фото в жанре "Я и Дэвид", просто сфотографировала его издалека:



Хорошо, что сезона осталось 4 дня: Теннант выглядит таким тонким и звонким, что жуть берет. Идя пешком по пустому и прекрасному Сити вчера, размышляла, как актерам удается справляться с такой небывалой нагрузкой на психику: каждый божий день по спектаклю (а то и по два!) в течение двух месяцев...


Ссылка на страницы о "Ричарде Втором" на сайте RSC

englishness, фоторепортаж, мысли вслух, цитаты, миры искусства, в кроличьей норе, Англия

Previous post Next post
Up