Геро, вторая из царевен Златообильных Микен. Ее опора и радость - старшая Хлоя-харита, ее вечный объект для охоты - младшая Береника.
Смело лезет в колючий куст за золотым мячом, разрывает гиматий, ранит ноги, падает в грот, находит Стрелу. и Стрела говорит с ней - "я могу ссорить людей." Геро не верит и проверки ради ссорит сестер, Гермиону с Левкантой.
Стрела стала девой, ей имя - Гипатия, теперь она служанка Геро во дворце.
Однажды во дворец вбегает белая коза, и золотые рожки у нее, и Береника уж кричит: "Хочу ее, хочу!!!"
А Геро та не нравится коза, тем более, что сваха и пастух уже сказали: "Боги требуют ее! А та коза, что нынче ночью, и что утром - две совершенно разные козы!"
И сбегает Геро с Гипатией вслед за музыкантами, которые ушли с вопросом о козе к Дельфийскому Оракулу. Инкогнито царевна пляшет среди Дельф и примечает юношу в толпе, и вид его печален и суров. К нему подходят музыканты, он - Оракул, и просит Аполлону жертв за их вопрос. Но нечего им дать, тогда царевна отдает им брошку, золотой цветок. Но нет ответа от Оракула и "утром приходи, сегодня боги вам уж не ответят".
Той ночью в Дельфах олимпийский царедворец взял в жены деву и принес царю в подарок миртовое древо. То деревце в горшке всю ночь царевне снилось, и на утро им обладать она страсть как захотела. Промаявшись полдня в своих Микенах, не вынесла и убежала снова - вместе с Хлоей. А дерево уже стояло в храме Артемиды, у самых ног обидчивой богини. Но страсть! Царевны все ж решились. Закутала в гиматий (Хлои) деревце и вместо него оставила жемчужных ниток (тоже Хлои, так уж получилось), чтобы богиня сильно не гневилась. То дерево сначала было спрятано под лавку в гинекее, а позже - в дар Гермесу отдано.
И вот приходит к Геро сваха Ио и речь заводит про Оракула из Дельф, мол ему нужна такая дева, которая смогла бы растопить на сердце лед, и она, царевна, может, то в ее натуре, и через это ее постигнет необычная судьба. Геро остается в задумчивости - а так ли хороша судьба не как у всех? И вспоминает юношу. Он был похож вполне на человека в маске, который будто говорит - "снимите, сорвите с меня маску и любите! а я вам отплачу стократ..". Он, кажется, желает больше человеком быть, чем пифией, устами Аполлона. И этот план волнует сердце Геро.
Но потом лишь изредка им удается видеться, все больше по делам Оракул навещает их Микены, толкует Хлое страшный сон и ловко накладывает долг на кносского царевича, когда не может обыграть царевен тот в их странную игру.
Когда видит Оракула Геро, то спрашивает - "отчего ты печален?"
"Все несут дары Аполлону, а мне - нет, все только ему, а мне ничего", - был ответ.
"У меня есть одна вещь, - говорит Геро. - я, может быть, смогу ее тебе отдать."
Царь Илиан идет в Коринф решать о месте проведения игр в честь Геракла. Его сопровождает Геро, ее - Гипатия. В Коринфе цари бодаются, царь Архелай зарвался, и Геро шепчет Гипатии - "поссорь царей Коринфа и Олимпии!"
Гипатия все исполняет, но медленно, на два мгновенья медленней, чем нужно. Все решено, пусть будет поединок, царь Коринфа лишь в спину олимпийскому бросает - "ну как так можно? могли бы уступить!"
И больше ничего.
Потом они едва ли не рука об руку придут опустошать Микены. и не раз.
На Играх в честь Геракла Геро злится все так же на Олимпии царя и говорит Гипатии - "пусть в ссоре будет царь с любимцем Фаэтоном!" Герой Эллады в тот же миг все свои победы посвятил Афине, царь осерчал, но было ль что-то большее - то Геро не известно.
Стрела в ее руках так неисправно служит, осечка за осечкой... что-то надо поменять.
В Микенах томный вечер, теплый зал дворца, мерцают свечи, полон дом людей - Левканту сватают на Самос, от стола с Игрой идет лишь стук костей и смех. Царевны играют с козочкой (ей до полуночи ходить козой, а там на сутки снова станет девой, но то история чужая). Геро приказывает Гипатии - "сыграй с нами!", а то уж сестры косятся на тихую как тень служанку. Гипатия встает за стол, выигрывает яблоко у танцора из Дельф, а потом попадает на афинский вопрос. И Хлоя спрашивает - "в чем твоя страсть?! скажи, Гипатия, иль ты совсем бесстрастна?" Служанка отвечает ровно - "имею страсть я к землянике." "Нет, не в счет! еще давай!" "Соври им," - шепчет Геро, но через стол не слышно. "Страсть к Геро у меня! куда б она ни шла, везде последую за ней, моей царевной!" Освистана Гипатия, лишь Геро служанку поддержала - вот же верность.
За тем же столом стоит путник, заядлый микенец, просто местный, такой же как все.
"А что, правда, царевна, отдает тебя отец тому, кто сразится за Микены?"
"Правда. Но глупость предлагает мой отец! пусть сначала сразятся они, а потом уже выберу я из достойных. А он хочет наоборот, обменять царевну на всего одного воина."
"Эх, я бы, может, и сразился.."
Этот путник приставлен играть совместно с козой, у него большая чаша с собой и полна сума всяких вопросов.
"Скажи, царевна, а кто понравился тебе на играх?"
Геро не лукавит почти и отвечает, что Никандр из Дельф, который стоит за этим же столом, танцор, бегун, мечта всех женщин. Конечно же, ответ ей засчитал Никандр)
"Скажи, царевна, а чего ты хочешь?"
Как не везет сегодня Геро на "афинские вопросы"!
"Хочу судьбы, отличной от моих сестер."
и Хлоя с Гермионой приняли ответ, а Береника было заупрямилась, но тут же выпала ей "лань". А ведь когда выпадает "лань", каждый в Микенах знает, что начинается беготня. "Лани" дают фору в десять счетов, а потом по городу мчится охота, пока не загонят беглянку.
В темном гинекее сквозь стену Геро слышит шепот - "царевна, хочешь погулять?"
"Хочу!" - отвечает она прежде, чем думает.
Давешний микенец и путник, немного мошенник и вор водит ее близ Микен и продолжает расспрашивать. Редко кто вот так подступался к ней прежде - сестры привыкли думать, что друг о друге все ясно, и потому не спрашивают; мачеха Геро вообще еле терпит; а отец чем дальше, тем строже отчитывает и никогда не пытается коснуться души ее.
Он выдает себя, разговором, манерой, и тогда она задает прямой вопрос - "там Артемида не в обиде? за деревце.."
"Так это ты была!" - восклицает истинный микенец и сразу признает, что да, богиня разозлилась, но, впрочем, он уговорит..
"а как так вышло?"
"страсть была. еще я сразу же хотела то древо отнести к тебе же в храм, но побоялась осложнить вам отношения."
"да что ты, то отличная была бы шутка! всенепременно утром приноси!"
"а еще мне не дает покоя рассказ об одиссеевой кровати, которую он сделал из ствола маслины. и тот дворец, что он вокруг ствола построил..."
"скажи, царевна, что ты думаешь о детях от богов?"
"я думаю, что лучше бы родиться сыном Зевса, как слухи утверждают, он лучше прочих опекает своих чад."
Гермес тут фыркает и возмущается, и сыплет подробностями зевсовых привычек, изрядно оскверняя громовержца образ. Геро смеется. "и оливки, помни! оливки вечно застревают в бороде его!"
Геро ведет своего бога к Источнику Геракла, Селена прячется за облаками, вода шумит, царевна наклоняется к ручью, а сразу после, обернувшись, видит бога в истинном обличье - хотела б отступить или припасть к коленям, но скользские ступени не располагали, и тогда упала Геро в распростертые объятья.
"что думаешь ты?"
"это счастье, Гермес. это счастье."
Коли первым был на ложе
бог, любить уже не сможешь
ни-ко-го.
"Ты оставишь меня. и заботишься ли ты о детях своих?.."
Среди ночи оставляет Гермес ее в поле, говорит - "подожди, я мигом", и танцует царевна под крик козодоя, видит птиц с железными клювами, пролетающих мимо.
"- а кто у нас муж?
- волшебник.
- предупреждать же надо!"
Птицы те нападают на путников, и царевну задевают когтистыми лапами, пугается она, вцепляется в птицу, птица уже и сама не рада, а Геро щурится на Олимп хитро и кричит - "Гермес, защити!"
в полете он останавливает их, одним взглядом останавливает! отнимает, забирает, бережно на землю опускает. значит, счастью не будет конца.
"как мог Аполлон рассориться со стрелой? как можешь ты поссориться со своими сандалиями? хочешь, я отдам тебе ту стрелу? а ты, если хочешь, передай ее кому следует.."
Гермес забирает стрелу.
"За Оракула меня сватает Ио. Говорит, что стану я Музой.."
"Очень славно тогда вознесешься, сватовству я и сам подсоблю."
Геро томная ступает во дворец, и с порога ее вопрошает отец - "Где была?!" - "близ Микен, под защитой Гермеса, не брани, все в порядке, луной любовалась.." - "Я тебе запрещаю покидать наш дворец. Запрещаю."
Но тут же рядом возникает Ио. "Идем, царевна, идем в Дельфы, там твой Оракул, там твоя судьба!"
И вот они уже снова сбивают ноги на дорогах. "Я научу тебя, - говорит Ио. - Говори как будто о себе, но на деле - о нем. О том как холодно сердце, о том, что не знаешь, что делать. Он сам все расскажет. Нужна ему любовь искренняя, чистая, беззаветная, первой ты должна подойти к нему. Он сын Аполлона!!! Чего же ты медлишь?! Была б я не замужем, сама бы взяла! И помни, в конце на прощанье по имени его назови, зовут его Федрос."
Но нет Оракула в Дельфах. Нет его и в окрестностях, и на дорогах. Геро оставляет ему браслет, вспоминает, как убегал он от ее вопросов - "кто ты? какой ты? кто ты?". "Оракул", - отвечал он и уходил, иногда оборачиваясь.
Встречает отец ее грозно. Хлоя пытается их помирить, но тщетно, все тщетно. Угрозы с одной стороны, молчанье с другой. Утром она еще успевает принести богатые жертвы Гермесу, дабы берег он ее, и Микены, и сына. После чего отец запирает ее за непослушание в подземелье, где Геро теряет счет времени.
А когда выходит - никого уж нет. Ни Ио, ни Оракула, ни Гермеса. Зато сидит перед ней простой охотник из Олимпии Стазис и дочь его Василисса.
"Я тебя отдаю ему, он бился за город! Все честно."
"да, я бился во славу Гермеса, и Гермесу принес я дары," - покладисто, но подхалимски вторит Стазис.
он ей в отцы годится. как же так, отец?
но царь не поднимает глаз, пока жрец Ксанф венчает их.
Геро впивается взглядом в Хлою и горит гневом, и думает в тот миг, что вот сейчас рок отца свершится, потому что убить его она готова за такое решение.
но муж ей нужен.
"Кому приносим мы обеты, Ксанф?"
"Гермесу же, конечно".
"Что ж.. Гермес пусть сам рассудит этот брак."
"какой же свадьбы вы хотите? тихой? громкой?"
"тихой", - осторожно отвечает Стазис.
то не свадьба, а позор. Муж ее лишь хвастается домами в Олимпии и в Микенах. в Олимпию он носа не покажет, ибо боится гнева граждан за брак такой. а в Микенах то не дом - халупа. и похабное предлагает Стазис царевне, будто не понимает, что тем унижает ее.
но она слишком горда и обижена, чтобы искать защиты у отца.
слишком слаба и малодушна, чтобы отца же убить.
уповает она лишь на провидение и на Гермеса.
Они отправляются в путь, Геро тащит его по дорогам, как будто до Самоса, но на деле - по всей Элладе. Ведь где-то же Ио и Федрос. хотя бы увидеть их. но то пустое.
В заточении своем очень ясно она поняла, что искренней любви Оракулу подарить уже не сможет.
Гермес - бог ее сердца. То, что с ней случилось, бывает раз в жизни, если бывает, и уповать далее на это не следует..
но она идет по следу несбывшейся истории.
и ничего не находит.
на Самосе танцует Геро со жрицами, но на сердце у нее камень.
Ни одна тварь в ту ночь не напала на них в дороге! Ни один зверь не выскочил из чащобы, чтобы растерзать и ее горемычную и трусливого мужа, который от любого прохожего порывался сбежать в кусты.
"Я в ту ночь прогнал Илионского зверя с дороги и следил за тобой.."
Стазис и Геро подходят к Афинам.
"Я не хочу жить в доме твоем и останусь во дворце. Если сможешь - сам перебирайся. Стой у царя за плечом и храни его от опасностей, храни его от сына его, и если спасешь - дарует он тебе пост советника. И - к делу. Быть с тобой в городе я не хочу." - с тоской Геро обозревает окрестности и вспоминает другую ночь. Селены нет, все небо в тучах, видать, у Олимпийцев что-то не в порядке.
"А хоть бы и здесь, - Стазис разводит руками. - Хоть бы и на дороге."
"Дурак! в своем ли ты уме, что предлагаешь царевне возлечь с тобой на торном тракте?!"
а дальше позор должен быть полным. и под стенами Афин, в укромном уголке, который был не так уж и укромен, учил охотник Геро вязать узлы. Царевна плакала. И затаила.
Среди ночи, оставленная мужем во дворце, она пыталась поговорить с отцом, но ничего не вышло.
Он говорил - "все логично." Ей оставалось плакать.
Череда дней дальше была уныла. Муж был к ней в целом безразличен, но приносил пользу Микенам, бился за город, чем заслужил презрение дочери - Василисса обошла все города и объявила, что отрекается от отца, раз нынче он микенец. Но, кажется, он не был тем задет.
В войне за таблички Ареса царь Илиан добил Фаэтона. Олимпия, Коринф, Афины пришли к Микенам, требуя его жизнь взамен.Но микенцы сражались.
Хрупкая царица Арестея в белом хитоне металась меж воинов, плечом к плечу с царем, метала дротики и копья, бывала ранена.. и тогда ей невозможно было не простить все.
Но Илиан был убит. Новообретенный царевич-наследник отказался от престола, а Гермиона долго хулила богов и Гермеса возле самого храма его, и Геро зажимала уши, чтоб не слышать, и просила ее перестать. Отца было жаль, но обида осталась занозой.
Траур в Микенах, черные полосы пересекают лица, самосские плакальщицы воют на площади, заламывая руки по царю. Хлоя, Геро и Береника сматывают бинты, игры забыты.
Выпас коз, жаркий полдень, ловушки, расщелины, змеи, волки и черный козел. Царевны сидят в тени, и сами как тени, они вспоминают отца, перебирают воспоминания, сначала смеются, потом Геро хмурится и умолкает.
младшая Береника на пороге собственной свадьбы спрашивает - "сестры, а как любить? я бы хотела полюбить Алкмеона, но не знаю, как.."
тут бы Геро и растечься мыслью по древу, но отравлено счастье.
Черный козел скачет по пастбищу, отирается возле пастушек, Геро кормит его с руки паданцами, он поедает сладкие плоды и устремляется в рощу. Ио толкает царевну - "беги же за ним, беги!"
Сколько обличий он носит? неисчислимо.
Сброшена шкура козлиная, Гермес перед царевной.
"не думала, что вновь тебя увижу!"
"ты понимаешь, что муж твой лишний?"
"лишний. но Оракул.."
"Оракул воспротивился отцу, тебя он не достоин. Он хулил отца, как Гермиона, с ней я поступить считаю нужным так же".
"Не убивай ее, Гермес, не надо."
"Но она глупа!"
"Глупа. но дай ей научиться. подари ей Путь.."
"_Мне_ _подарить_ _ей_ ?!"
"конечно! ты можешь, ну придумай что-нибудь. пусть рыбой она плавает по десять лет, потом по десять лет летает птицей, и где-то там сумеет научиться всему, что ей подарит белый свет. Но не убивай.."
"а ты сестру не любишь..)))"
Геро не нужен Гермес, карающий своих детей. Нужен заботливый и милосердный.
"А что мне за это будет?"
"А чего ты хочешь?"
"Среди детей моих нет пока Героя. Героя воспитай мне. Обещаешь?"
"Конечно! Воспитаю. А царя не хочешь? Говорят, что без Илиана.."
"мне никогда не нравился он, кстати."
"без Илиана и царицы трон перейдет старшему сыну любой из царевен. и наш с тобой будет первым из всех."
"ну, хорошо.. свой царь-то ближе к телу.. значит, двойня. Царь и Герой.
а с мужем мало ли что может приключиться.. вот что, передай ему, что был тебе сон от меня. пусть он на подвиг в честь мою отправится немедля."
"все сделаю, бог сердца моего".
но муж не внял сну от Гермеса. точнее, хитростью немного обошел. был он микенец по натуре, и, право, даже жалко потерять. к царице втерся он в доверие и проторил себе путь во власть.
От злости Геро со служанкой ушла на Самос жаловаться Гере на мужа, что ее забросил, не добывает денег, лишь приданное разносит, не любит, не играет, ничерта не годен, словам ее не внемлет - стал бы он покорен!
И в целом, где-то здесь история утопает сама в себе и в тине вод.
Click to view
М. Кузмин вообще весьма делает мне контекст от игры.