(no subject)

Apr 09, 2009 17:21

как из маленького зернышка вырос вдруг фандом?
как из одних и тех же ингридиентов получаются разные зелья?
всякий раз, пытаясь сформулировать ответ на вопрос "почему тебе нравится ...?" , я начинаю невнятно мычать, забываю все слова, с языка срывается пара клише, отчего становится гадко и вообще не хочется об этом говорить. расстраиваюсь.
нечто похожее я наблюдаю, когда смотрю интервью, которые берут у ролевиков и анимешников. по ответам адептов сразу возникает ощущение, что у нашего брата туго с лексическим запасом, в голове только вспышки картинок, а слов нет. и если ролевики обычно ляпают что-то про сопутствующие ремесла и исторические танцы, то анимешники (как, в общем, потребительская культура, если только адепты не пошли по пути востоковедения) ограничиваются фразой типа "аниме - это классно."
нет, я утрирую, понятно. и камней по огородам не разбрасываю.
я про то, что отвратительно сложно сформулировать внятный ответ на подобный вопрос..
вот fischdottir спросила у себя в дневнике, откуда такая популярность у Поттерианы?
откуда фандом таких гомерических размеров?
понятно, что книжка вообще-то скучная и словесно не вкусная. понятно, что есть про такое же, но лучше написанное или снятое, есть такие же миры.. но они не так популярны.
фраза про то, что "количество дыр в сюжете и логике оставляет достаточно места для маневра" мне нравится, но кажется не полной.

Поттериана, имхо, великолепная вещь. потому что из нее вырос Мир. действующий, активный мир, современный и развивающийся. видимо, это от того, что события книжки нам почти современны, т.е. идут почти параллельно нашим событиям. от этого они становятся осязаемей, и, погружаясь в мир литературный, мы можем на него влиять, на его будущее и на его развитие. особенно остро это чувствовалось, когда книги только выходили. каждый раз у нас был еще год, чтобы самим спроецировать будущее этого мира. так возникали фики про потенциально будущие события поттерианы, возникали "Хогвартские сезоны" Лоры Бочаровой. мир начинал жить собственной жизнью. и внутренняя логика у него есть. и авторы фэндома часто совпадают с ней лучше, чем сама Ро. сейчас книжки уже вышли до конца, но гештальты все равно не закрыты. где-то Ро откровенно не попала в ноту, где-то просто оставили дырку, где-то не сошлись концы с концами. но в любом случае мир пророс и давно уже развивается сам, в реальном времени, без авторских пинков и всяких коммерческих заморочек. и те, кто читают Поттериану только сейчас (когда как бы всё уже закончилось), попадают в мир уже не столько литературный, сколько в реально существующий метафизический мир фэндома. даже не фэндома, фэндом не первичен, но он как вода, наполняющая русло канона - из чего получается полноводная река.

аналогов пока не существует.
Толкиен как раз дырок не оставил. не столько. не так. это было давно и к реальному современному нам моменту не имеет уже отношения. это всё равно что изучать историю. она уже была. всё. точка.
там в обсуждениях у fischdottir в пример приводят серию про "Сумерки". но тут же оговариваются, что написана она еще беднее, чем поттериана. размах не тот.

семь книжек с вполне динамичным сюжетом, высокой моральной составляющей, с большим количеством героев (по книге такое ощущение, что народу там полно, а в фильмах почему-то одни и те же рожи все время мелькают), каждому из которых оставлено столько картонности, специфических черт  и наметок на любое прошлое и будущее, что просто выбирай - не хочу; с прекрасным сказочным антуражем, с "доступностью" для каждого простого смертного этого мира либо в роли волшебника, либо в роли маггла. как минимум - роли маггла. как бы у каждого заранее точно есть уже какая-то ниша, которая уже делает тебя винтиком именно этой сказочной системы. ты уже вписан в мир. и если ты его примешь, то можешь зарыться глубже. ведь школа стоит, и принимает юных волшебников вот прямо сейчас, а мистеру Поттеру сейчас тридцатник и живет он неспокойной жизнью аврора там в своей тихой Англии. и время-время-время - семь лет которые читатели-он-лайн жили параллельно с книгами. сейчас это уже зрители-он-лайн. которые продолжают жить и ждать параллельно миру. и фильмы-то выходят хреновые, значит, уже зарождается мысль, что можно лучше, можно иначе, значит, будут еще семь лет он-лайн.
да, атрибутика и время.
отдельное да - это как бы герои, но тут уж каждый своему картонному любимцу приписывает то, что ему самому близко и дорого, так что это фанон, каждому свое, на всех не применимо.
вот. вроде всё.

*пошла читать гарридраки, кутаясь в слизеринский шарф*

hp

Previous post Next post
Up