Click to view
Когда я впервые увидел это видео, у меня сразу же возникла аналогия с Христом - мученик, который готов страдать за грехи других, причем намерено и осознанно. Один против системы, в то время когда роль человека и его возможность изменить реальное положение вещей в обществе девальвировались как никогда. Самое интересное начинается после акции, тут моя аналогия подкрепляется развитием суда, который напоминает суд над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. «Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Воины, связав Спасителя, привели Его к дому первосвященников иудейских. Сначала Божественный Узник был приведён к престарелому первосвященнику Анне. Анна стал расспрашивать Иисуса Христа о Его учении и учениках. Он пытался построить допрос так, чтобы на Иисуса пало подозрение как на главу какого-то тайного заговора, с неизвестным учением и целями». Сразу возникает аналогия с допросами Павленского, когда следователи пытались настойчиво выведать: хотел ли он нанести вред кому-то своим действием. Интересно как Павленский в суде требует изменить статью на терроризм: «…Мне льстит такая статья - «по мотивам идеологической ненависти». Поджог двери - причина, что осудили так называемых «крымских террористов», АБТО. Это все ФСБ фабриковала эти дела. Я требую, чтобы я был подозреваемым в терроризме. Я считаю, что это в логике вашей системы. Пока требование не будет выполнено, я отказываюсь выполнять все ваши судебные ритуалы». Подобно Христу он никого не обвиняет, только берет все грехи на себя. Таким образом, подкрепляется образ мученика. Ну и эта фотография - икона ведь.
Что будет дальше? Неужели Павленский примет худшее для себя со смирением, но лучшее для общества - смерть. Нам нужен образ жертвы, козел отпущения грехов. Способен ли подобно Христу сейчас один человек спасти общество от разложения?!
Есть и другие мнения, например, Александр Марков сравнивает его не с мучеником, а скорее со служащим литургию священником: «Образ дверей ада - один из самых важных в христианской культуре, закрытость и замкнутость адского эгоизма. Огонь - это двойственный символ, как адского огня, так и огня божественной благодати. Акция Петра Павленского перевела современное русское искусство в литургический ключ: Литургия - это как раз действие, уничтожающее ад в реальном времени, когда потенциальное спасение превращается в реальное причастие спасению. Поэтому изобразить Литургию можно как циклическую структуру, когда событие возвращается к себе, образность возвращается к себе (присутствие Божества в Литургии с самого начала), но при этом стрела спасения - переход от потенциального к актуальному. Так и здесь огонь вернулся к огню, но при этом смысл акции должен быть в отказе от страха, в светском варианте спасения. Павленский уподобляется не Христу и не мученику, а служащему Литургию священнику. Явная и ассоциация с самосожжением Яна Палаха (и сериалом "Терновый куст" о нем), но здесь важен не подвиг, но общий образ для всех. Я бы говорил о целом ряде литургических акций в современной России, менее индивидуалистичных, такие как "Возвращение имен" и "Последний адрес", где важнее всего общность ушедших и живых. Павленский стал первым жреческим художником современного русского искусства: художник как священник, литург, жрец и жертва».
Огонь, горящая дверь рождают ещё больше метафор. Не будем трогать самые явные, упомянутые выше, вроде «горящих дверей ада». Гораздо интереснее аналогия Well Thrush: «По-моему, акция - замещение огня извергающегося Везувия, ставшего знаковым только что установившимся порядкам Римской Империи как ответ стихии на самоуверенность людей. Рукотворный характер огня напоминает, что новая Империя не имеет божественной санкции, Божественного Тиберия, и может быть предана потрясению также небожественными руками. Жечь же здание, а не людей, как в Средние века - символ современности, скрывающейся дверями и охранами, а не сакральностью. Не удивлюсь, если художник хром, как Вулкан в мифологии, в которой он только прислуживал на пире богов, сам в нем не участвуя. Поджог - форма неучастного участия. Судить его можно только за неучастие в делах ФСБ, а поджог - как стихийно-общественное явление, анонимное по существу, как не имеет имени и универсален в мире огонь. Это та самая копеечная свеча, от которой испепелился, но не сгорел весь город с его человеческими нечестивцами...». Интересно сравнение Олега Кулика: «Он (огонь) - символ тепла любви. Огонь, который Прометей принес людям. Бросает на эту мертвую глухую дверь, приоткрывая её и приглашая к диалогу».
Акция Павленского - своеобразный образ нашего времени, когда один беззащитный человек может оказаться один на один с властной и могущественной «системой», причем, на его месте может оказаться кто угодно и когда угодно - момент бессилия. Нам противен этот «портрет времени», поэтому во многих так много злобы и желания «засадить» Павленского надолго, хотя казалось бы, что он сделал конкретно каждому из нас, кому навредил, чем он отличается от обычного вандала, а отличается тем, что он смог добраться до нашего потаённого и зацепить в нас что-то сакральное. Необходимо переосмысление «личности», её роли в нашей жизни. Для этого важно теоретизировать и анализировать не только эту акцию, но и все другие «острые» моменты нашего времени.