После неспешных сборов, прощания с хозяином и нашими "соседями" спустились на дорогу, здесь расположено Нижнее Голубое озеро - самое глубокое карстовое озеро в России и второе по глубине в мире. Оно небольшое, наверное, за 5 минут его можно обежать, но глубина впечатляет - 368 м. Из-за такой глубины вода здесь волшебно зелено-голубого цвета и прозрачная-прозрачная. Можно целый день любоваться водой и смотреть в глубину.
Вокруг озера расположены лотки торговцев сувенирами и множество кафе.
1.
2.
3.
4.
5.
Мы перекусили хычинами в одном из кафе и начали подъем в балкарское ущелье. В это время солнце уже начало припекать, и подъем давался нам очень тяжело - тем более дорога грунтовая и каждая проезжающая машина обдавала нас порцией пыли. Через пару часов мы не выдержали и решили переждать в тени жару, подремали пару часов около ручья под деревьями.
Вскоре вышли на старую балкарскую дорогу, ради чего мы сюда шли. Дорога впечатляет - внизу обрыв несколько сот метров, виды потрясающие. Новая дорога же идет в туннеле.
6.
7.
Еще час пути и мы спустились в селение Верхняя Балкария, оно растянулось почти на 5 км вдоль дороги. Мы дошли до самого его конца - здесь старые развалины башен и старых селений. Решили заночевать прямо посреди развалин под грушевыми деревьями с видом на долину.
8.
9.
10.
11.
Утро мы проспали, как и всю первую половину дня. Солнце отбило всё желание куда-то идти, жара страшная. Пролежали под грушами до обеда. Только потом решили начать спуск вниз, предварительно пообедав шашлыком в кафешке. Но спуск оказался недолгим, у меня окончательно погнулось заднее колесо - 7 спиц сломалось. Если на 5 я еще мог ехать, то 7 - оказалось критичным числом. Запасные спицы у меня есть, но проблема в том, что все сломанные спицы со стороны звездочек и надо сначала снять их, а ключа специального нет. Всё село пришло на помощь. Правда, не очень эффективно, кое-как разобрали втулку, потеряв половину подшипников в кассете. Спицы я вставил новые, собрали с горем пополам колесо, но уже затемно. Добрые балкарцы и тут нам помогли, определив ночевать на автозаправку. Местный отстроил тут двухэтажный гараж с бильярдом и комнатой для гулянок. В этой комнате и ночевали, будто в сауне - по интерьеру, на мягких кожаных диванах.
Кстати это единственный день, когда мы не сделели ни одной фотографии.
Утром начали спуск вниз, снова задержались на старой дороге. Свет утренний - красота!
12.
13.
14.
Затем спустились к Нижнему Голубому озеру. Около озера у меня совсем сломалось колесо - заклинило кассету, видимо криво собрали. Пришлось дальше идти пешком. Но когда солнце стало припекать, решили поймать попутку. Остановилась маршрутка, мы быстро долетели оставшиеся 20 км до Нальчика за 300 рублей. Хотя путешествие и закончилось таким образом, последние километры все равно были бы не так интересны - по оживленной трассе. Удивительно, что велосипед все-таки продержался 22 дня, по приезду я поставил нормальную втулку и усиленные спицы. Остановились в самой дешевой гостинице, советского типа. Но нам после стольки дней в горах все равно - главное, что можно помыться и есть кровать.
Можно подвести небольшие итоги нашего путешествия:
- 22 дня в пути
- 650 км преодолели
- общий перепад высот - 20 км
- 5 балкарских ущелий посетили (всего 7)
- мы выдержали, я похудел на 3 кг, Илья на 2 кг
- велики тоже выдержали, на моём после приезда пришлось поменять заднюю втулку и все спицы
В конце, конечно, наш пыл и задор поумерила установившаяся жара. Туманы пропали, днем на небе ни облачка, это тоже повлияло на количество и качество наших фотографий в конце. Но это ведь не главное, главное - опыт, который ты приобрел, знания, знакомства и впечатления.
Но серия постов на этом не закончена)
Маршрут экспедиции:
Экспедиция состоялась при поддержке: