Еще 5 книг по теории фотографии

Dec 05, 2014 13:46

Со времени публикации моей последней подборки книг по теории фотографии вышла книга Розалинды Краусс на русском "Фотографическое: опыт теории расхождений", к тому же в первые 2 подборки не вошли ещё некоторые ключевые труды. Поэтому представляю еще 5 книг.

Полную подборку из 15 книг можно посмотреть по ссылке.

11. Розалинда Краусс "Фотографическое: опыт теории расхождений".


В авторский сборник Розалинды Краусс (р. 1941), ведущего американского историка и теоретика искусства, вошли тексты, так или иначе связанные с фотографией. Среди затрагиваемых тем - неприменимость к фотографии традиционных методов изучения искусства, ее причины и следствия; роль фотографии как специфической техники получения изображений в генезисе ключевых явлений новейшего искусства, казалось бы, прямо с нею не связанных, - «Большого стекла» Марселя Дюшана, сюрреализма и др.; теоретические возможности фотографии как средства прочтения и интерпретации произведений искусства. Для искусствоведов, историков фотографии, всех, интересующихся теорией и практикой современного искусства.
“Сила книги Розалинд Краусс - достаточная, чтобы поставить ее в один ряд с «Краткой историей фотографии» Вальтера Беньямина и «Camera lucida» Ролана Барта, - идет от степени проникновения внутрь фотографии. Розалинд Краусс побуждает читателя, растерянного перед хаосом разборов и комментариев, которым подвергается сегодня фотография, задуматься о том, что может значить «история» этого искусства, - история, неминуемо становящаяся для нас личной, когда она внезапно попадает в точку благодаря тому, что Ролан Барт обозначил как punctum фотографии, - благодаря какой-то детали, черточке в ней, которая меня тычет, точит, мучит”. Юбер Дамиш.
Книга только вышла на русском, купить можно здесь - http://shop.fotodepartament.ru/shop/russian-books/rozalind-krauss-fotograficheskoe-opyit-teorii-rashozhdeniy

12. Борис Гройс "Политика поэтики".

“В современных условиях искусство может быть создано и представлено публике одним из двух способов: либо как предмет потребления, либо как политическая пропаганда. В каждом из этих двух режимов создается приблизительно одинаковое количество искусства. Но в условиях зоны современного искусства история коммерческого искусства привлекает значительно больше внимания, чем история искусства как средства пропаганды.”.
Скачать - http://vk.com/doc39047_344564338

13. Поль Вирильо "Машина зрения".

Поль Вирильо, архитектор, основатель (совместно с Клодом Параном) группы «Architecture Principe», писатель, автор книг «Бункер: археология», «Скорость и политика», «Эстетика исчезновения», «Критическое пространство», «Информационная бомба», «Пейзаж событий» и других, католик, развивает в эссе «Машина зрения» свою традиционную тему критической рефлексии над феноменом скорости. Социальная эволюция, тесно переплетенная, согласно Вирильо, с процессом всеобщего ускорения, в данном случае рассматривается в ее визуальном аспекте. Основываясь на своеобразной краткой истории освещения, автор выстраивает линию сменяющих друг друга логик - от формальной логики образа, соответствующей эре изобразительного искусства, через диалектическую логику образа, спутницу века фотографии, к парадоксальной логике образа, рождающейся в эпоху видео, в наши дни. Предлагаемая Вирильо версия теории постсовременности убедительно увязывает между собою столь разные и столь важные для нынешней картины мира факторы, как постэйнштейновская физика, компьютерная революция, виртуализация войны и, скажем, власть журналистики. Пейзаж этих новейших и, по мнению Вирильо, решающих событий разворачивается на фоне искусства последних веков, их непосредственного соучастника и в то же время обескураженного свидетеля.
Скачать - http://monoskop.org/images/1/19/Virilio_Paul_Mashina_Zreniya.pdf

14. Морис Мерло-Понти "Феноменология восприятия".

"Феноменология восприятия" (1945) - наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти - реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного `я`, субъектавосприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполнесамобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории. Написанная живым, динамичным и вместе с тем вполне строгим и академическим стилем (Сартр говорил о нем: "мягко, осторожно, непреклонно"), "Феноменология восприятия", пожалуй, больше, чем какое-либо другое произведение феноменологии и экзистенциализма, позволяет говорить о реализации программной задачи, поставленной в последние годы жизни Гуссерлем, - разработке онтологии Lebenswelt, "жизненного мира" - и выстраивает целостный и оригинальный образ мира человека, основанный на феноменологических принципах и методе".
Скачать - https://vk.com/doc19656447_192559225

15. Маршалл Маклюэн "Понимание медиа".

Средства массовой коммуникации Маклюэн понимает чрезвычайно широко как «расширение» человека. Это не только газеты, радио и телевидение, но и фотография, телефон, книгопечатание, но и письменность и даже сама речь. По мнению Маклюэна, глубочайшим заблуждением является убеждение в нейтральности медиа. Напротив, он считает, что именно господство тех или иных медиа в истории определяет саму эпоху.
Знаменитые фразы Маклюэна «medium is the message» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» - о современном мире) стали устоявшимися клише.
Скачать - http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf

теория, философия, книги, фотография

Previous post Next post
Up