Перенесёмся вновь назад в благословенные времена, когда границы были вполне себе условными, а сочетание букв ПЦР ещё мало кто знал. Совсем незадолго до того, как мир перестал быть прежним, я осуществил одну из своих многочисленных мечт и оказался в городе, который называют вечным, в который ведут все дороги и куда рано или поздно приходит каждый. В общем, Рим.
Можно ли уместить рассказ о Риме в один пост? Совершеннейшая утопия. Но я попробую.
Шумный, немного сумбурный, эклектичный, но очень атмосферный. Городской шум, генерируемый тысячами машин и мопедов, приправленный сиренами и гулом туристов, отражается от построек, которым сотни, а то и тысячи лет, и утопает в зелени деревьев.
Вода в Тибре пугающего жёлто-зелёного цвета, но вкупе с древностями на фоне и слегка заросшими берегами это почему-то выглядит довольно гармонично.
Замок Святого Ангела. Только осознание того, что он был построен аж во втором веке, заставляет восхититься этой нависающей глыбой времени, которое прошло с момента постройки. В Риме это чувство посещает с завидной регулярностью.
Когда-то замок даже был самым высоким зданием Рима. По нынешним меркам, и тем более в сравнении со стандартным российским муравейничком, эта высота примерно ни о чём. Но это даже к лучшему, ведь ничто не портит перспективу. В исторической части города вообще не особо заметно относительно современных построек (хотя они, конечно, есть).
Идеальный вид на дипломатический квартал и Ватикан.
Вообще, Рим уникален тем, что впитал в себя и сохранил в себе детали всех эпох, через которые прошёл. От древних древностей до турбулентного двадцатого века. И каждая из эпох оставила кучу деталей, которые теперь приковывают взгляд. Прелесть в том, что эти детали заключены во вполне себе обыденных вещах. Посмотрите на этот медальон на углу здания, на эти ставни, этот фонарь. Разве ж это не прекрасно?
Когда-то эти улицы, наверно, представлялись даже очень широкими. Сейчас помещаются не все.
Дискуссии на стене об искусстве. Вообще, когда весь город выглядит как музейный экспонат, очень жалко видеть на стенах всякие рисунки и графити. С другой стороны, они тоже дополняют атмосферу места, становясь его неотъемлемой частью.
Внезапно...
Путешествие по узким улочкам старого Рима - это отдельное приключение. Переплетённые друг с другом, с неожиданными поворотами, дворами и тупиками, в какой-то момент они заставляют тебя заблудиться в этом перепутье, и только карта и общее понимание направления помогут выйти туда, куда надо.
Но когда они выводят на Пьяцца Навона, ты, задыхаясь от восторга, можешь произнести лишь "Ай да Бернини, ай да сукин сын!". Масштаб места и обилие деталей даже глазом трудно окинуть, не то что камерой. Приходится присматриваться к деталям по отдельности.
Фонтан Четырёх рек - воистину торжество скульптуры.
Но в этом городе сюрпризы поджидают буквально за каждым углом. Буквально в минуте отсюда расположился удивительный Пантеон, ещё больше поражающий воображение. Особенно, если вспомнить, через какие метаморфозы он прошёл за свою нереально долгую жизнь.
Но даже больше, чем на сам Пантеон, я залипал на удивительных существ, которые застыли в фонтане перед ним.
А когда ты уже мысленно вопрошаешь себя, существует ли предел этому архитектурному и скульптурному волшебству, ты, наконец, добредаешь до фонтана Треви и нервно смеёшься своей наивности.
Площадь Испании и Испанская лестница.
А вечером город будто перерождается. Толпы туристов исчезают, тёплый ветерок шепчет о чём-то, а тёмные и таинственные улицы лишь светят тусклым светом фонарей.
И даже странные герои с фонтанов на Пьяцца Навона будто бы приобрели более зловещие образы.
Что ожидает тебя за очередным поворотом извилистой и тёмной улицы?
И только ангелы безразлично наблюдают со стен за редкими прохожими.
И снова к деталям.
Можно ли побывать в Риме и не сходить в музей Ватикана? Конечно же, нет! Уж кто-кто, а эти рабята точно знают толк в ценностях и красоте!
В отличие от остального Рима, здесь очень следят за сохранностью всех интерьеров, поэтому деталями можно насладиться в оригинальном виде.
Скульптуры, мозаики, фрески, гобелены, фарфор... В этой коллекции есть всё.
Конечно же, Сикстинская капелла. Почему-то это было единственным местом во всём музее, где нельзя фотографировать. Удивительное ощущение, когда картинки из альбомов предстают перед тобой живьём.
Ну а когда перед тобой оказывается махина Собора Святого Петра, просто земля уходит из-зпод ног от восторга.
Одно из крыльев знаменитой колоннады на площади перед собором. Автор - правильно, Бернини. А прямо за ней - папские покои.
Как и везде в Риме, с наступлением темноты площадь становится менее торжественной и более таинственной.
Но даже это не предел восхищения красотой и мощью. Врата восторга открываются, как только попадаешь внутрь. И даже выше - истинный масштаб этого величественного сооружения ощущается из-под купола.
Находясь внутри, остаётся только разевать рот от восхищения размерами сооружения и объёмами работ, которые много веков назад провели зодчие.
Буквально каждый сантиметр убранства чем-то занят. Вы только посмотрите на эти детали!
Огромный купол внизу. А через окошки в собор будто льётся божественный свет.
Даже люки в полу - произведения искусства!
Здесь совершенно невероятное абсолютно всё.
А вот и владения Папы Римского с высоты купола Собора Святого Петра. Гостиница, банк Ватикана и маленький железнодорожный вокзал.
Дворец Губернаторства.
Галерея музеев Ватикана.
И, конечно, самый классический вид из возможных.
Купол вблизи. Даже здесь он огромный!
Вернёмся на улицы Рима и погуляем по историческим развалинам. Вся прелесть в том, что они здесь повсюду. Тем удивительнее наблюдать, как рядом с тысячелетними сооружениями ездят машины или обедают за столиками туристы. Тем не менее, вот здесь больше чем две тысячи лет назад была жизнь, представить это нереально.
Термы Каракаллы. 1800 лет назад.
Стена Аврелиана. Третий век.
Ну и куда ж без него. Колизей, нестандартный вид.
Ещё немного атмосферной красоты прямо рядом с ним.
И ещё немного Бернини.
Пока я гулял по городу, я понял, что главная особенность Рима в том, что он многоуровневый. В том смысле, что он постоянно продолжает раскрываться и преподносить твоему взору всё новые и новые сюрпризы. Мало того, что на мелочи можно залипать всё время, так за каждым поворотом тебя может ожидать какое-то большое открытие. Нечто подобное со мной было, когда уже в сумерках я заглянул в какой-то проулок, а там оказался большой и довольно старый храм. Его тускло освещал лишь фонарь неподалёку, но были видны потемневшие камни стен, поросших плющом. И именно тогда я понял, что настоящий, тот самый Рим, про который узнаёшь ещё со страниц учебника Истории, прошедший сквозь века и тысячелетия и взявший понемногу из всех эпох, состоит как раз из таких артефактов. Далеко не факт, что они даже будут указаны на карте, но именно они в совокупности и делают город вечным.