Париж. При одних этих звуках представляешь себе Эйфелеву башню в закатных лучах, нежно воркующие парочки, прогуливающихся по набережным Сены, и стильно выглядящих бабушек, сидящих на скаймейках в парке на фоне Нотр-Дама и грациозно отщипывающих кусочки от круассана, чтобы покормить не менее грациозных голубей. Всё это, разумеется, под тихие напевы французских шансонье. При этом мозг понимает, что реальность окажется несколько другой, но сложившийся за долгие годы образ не выбить уже, похоже, ничем.
Ремарка номер раз. Этот пост задумывался больше года назад, а то, что он сейчас получил печальную актуальность, - всего лишь совпадение.
Ремарка номер два про то, почему вдруг Париж оказался "на краю Европы". Дело в том, что специально лететь в Париж мы не собирались, просто так сложились обстоятельства. Не очень удобный рейс из Португалии в Москву было решено модифицировать до суточной пересадки с целым днём в городе. Прилетаем вечером, следующим же вечером улетаем, а за всё время в между этими двумя точками успеваем примерно всё, начиная от прогулок по Елисейским полям и заканчивая дегустацией свежайших макарони в ближайшей булочной. Но, как всегда, что-то пошло не так, из-за чего эта часть поездки стала неотделимой от всей остальной.
Проблемы пришли, откуда не ждали: работники авиаотрасли, как видные представители трудового класса, решили заняться любимым делом - побастовать. Дело хорошее, но из-за него наш рейс из Лиссабона дважды переносили. А с каждой такой задержкой медленно таяли шансы услышать хруст французской булки на Монмартре. В итоге вместо восьми вечера мы приземлились в Париже уже за полночь.
Из аэропорта до нашей гостиницы в центре города можно удобно добраться на электричке и метро - такой был план. Но план, увы, не учитывал бунтарский дух французских пилотов. Если метро в это время ещё работало, то машинисты электричек уже отправились спать. Единственной альтернативой оставался рейсовый автобус, если не считать такси по конским ценам. В общем, если хотите оценить всю прелесть бюджетных путешествий по крупным городам мира, очень рекомендую прилетать ночью - впечатлений будет масса. Судя по национальному составу пассажиров нашего автобуса, европейцы предпочитают выбирать именно такси: иных представителей нашей расы в автобусе не случилось. По мере продвижения автобуса к центру города, в общей картине восприятия Парижа стали добавляться новые краски: наш путь пролегал по не самым чистым улицам, из забегаловок бросались в глаза исключительно те, которые предлагали кебаб и халяль, но при этом вокруг всё почему-то написано по-французски. От осмысления парадоксов современного мира отвлекала только общая нервозность из-за угрозы провести ночь в не самом благополучном районе города: до закрытия метро оставалось меньше получаса, а автобус, будто специально, собирает все светофоры.
До конечной остановки автобуса мы добрались за десять минут до закрытия метро. К сожалению, эта остановка оказалась довольно большим транспортным хабом, где встречаются и метро, и железная дорога, и пара десятков автобусных маршрутов. Со всеми вытекающими последствиями в виде бомжей, активно празднующих пятницу компаний и откровенно фиговой навигации. Когда мы спустились в метро и стали пытаться купить билет, оставалось уже минут пять. Именно за этим занятием нас поймала дежурная по станции, которая на чистом английском поинтересовалась, куда нам надо, и сообщила заодно, что последний поезд ушёл только что, а она закрывает станцию. Из позитивного: ночные автобусы, которые частично дублируют метро, в Париже тоже есть.
Итак, ситуация: два часа ночи, пятница, большой транспортный узел в не слишком благополучном районе. Группа друзей мечется по огромной площади, пытаясь найти, наконец, остановку нужного автобуса. Помимо них на площади бездомные, подвыпившие, подкурившиеся и просто весёлые компании. Просто запоздавших пассажиров - исчезающее меньшинство, коренных французов - примерно ноль. Двадцать минут ожидания автобуса, а потом ещё столько же пути в такой обстановке - пожалуй, самое неожиданное впечатление от Парижа. Чтобы восстановить статус-кво, было решено, несмотря на все тяготы и лишения, встать на следующий день пораньше и, не тратя ни минуты, отправиться завтракать в центр. И только с первым глотком кофе в кафе неподалёку от Нотр-Дама всё, наконец-то встало на свои места.
Субботним утром в городе на удивление пусто: туристы выбираются из своих гостиниц чуть позже, а офисный планктон спит после трудовой недели. В кафе тоже немноголюдно: кто-то назначил раннюю встречу и теперь неспешно общается, кто-то вышел позавтракать и читает газету - причём, это больше ритуал, чем необходимость. Официант, он же, судя по всему, хозяин кафе, с улыбкой интересуется, что же мы хотим на завтрак, и через некоторое время возвращается со свежими круассанами, горячим омлетом, кофе и апельсиновым соком. И вот в этот момент, наконец, на тебя снисходит понимание, где же ты находишься.
"Ощущение Парижа" теперь не покинет до самой последней минуты нахождения здесь. Его не смогут прогнать даже назойливые торговцы китайскими сувенирами. Первый артефакт с картинок скрывается уже буквально за углом.
Несмотря на ранний час... Впрочем, уже не очень-то ранний - десять утра... Внутрь Нотр-Дама гигантские очереди. Естественно, присоединяться к этой толпе безумцев не захотелось, особенно, учитывая, что у нас остались считанные часы.
Но эти детали...
Собор настолько огромный, что довольно мало шансов, что он может целиком попасть в кадр. А его детали можно рассматривать часами. И резной шпиль, которого уже нет.
Утро в Париже. Залитые солнцем улицы. Город медленно и лениво просыпается.
Парижская атмосфера: не очень широкая улица, не очень высокие, но величественные здания, всё в тени лип, пусть пока и без листвы.
Сена.
Весна в городе.
Когда смотришь на эти дома с уютными ставнями в окнах и с маленькими балконами с коваными ажурными оградками, сразу представляешь себе, как утром, проснувшись, наливаешь себе чашку ароматного кофе и выходишь с ней на балкончик.
Ну не прелесть ли это?
Что-то непонятное, но от этого не менее атмосферное.
Даже фонари поражают своими деталями.
Одна проблема: в центре, неподалёку от известных мест буквально всё загромождено сувенирными магазинами, которые продают всякий ширпотреб. Иногда возникает чувство, что ты где-то на рынке, а не в местах, где зачастую творилась история.
Сад Пале Руаяль - островок тихих и неспешных прогулок в центре большого города. Конечно, прогуляться в Париже итак есть, где. Особенность этого места в том, что оно закрыто галереями зданий со всех четырёх сторон, которые образуют очень камерное пространство для отдыха.
А прямо рядом - Лувр.
Здесь слова просто теряют свою ценность. Просто стоишь и восторгаешься.
Знаменитая пирамида на фоне резного дворца. И тооооолпы людей. Среди этих толп, позвякивая своим товаром, бродят назойливые продавцы мини-копий Эйфелевой башни.
Кстати, вон и она вдалеке виднеется. А прямо перед нами сад Тюильри.
Огромная площадь Согласия с ажурными фонарями, изысканными колоннами и массивными памятниками.
А вот и легендарные Елисейские поля.
Немного деталей. Обожаю такие вещи - именно они создают настроение любого города.
Пока гулял по городу и разглядывал неспешно идущих навстречу горожан, поймал себя на мысли, что парижане умеют удивительно стильно одеваться. Хорошо выбранные фасоны, подходящие цвета и удачные аксессуары - причём, это касается не только женщин, но и мужчин.
На одной из смотровых площадок проходят сразу два митинга: один - в поддержку угнетаемых африканских народов, другой - за запрет на свободное ношение оружия. Участники несколько перемешались, но друг другу не мешают.
Удивительный город. Очень разный, очень многоликий, очень мультиформатный. Место, пропитанное интеллигентностью и вульгарностью, где сосуществуют удивительная красота и вкус с невероятной пошлостью. Где ощущение места может перевернуться, просто если ты пройдёшь сотню метров.
Но это город, который в себя моментально влюбляет, потому что обладает каким-то своим духом, трудно поддающимся описанию. Всего полдня я там пробыл, а очень хочется вернуться и получше прочувствовать этот дух.