Или Порто - кому как нравится. Город холмов, чаек, мостов и, конечно же, портвейна!
До города можно добраться за два-три часа на скоростном поезде из Лиссабона. Тихий ход, весёлые пассажиры и океан за окошком - прелесть просто. Правда, чтобы добраться до арендованной квартиры, нужно приложить немного усилий: сначала найти метро, потом разобраться, как за него платить, а выйдя на поверхность с нужной станции, затащить на длинную горочку чемодан, друзей и чемоданы друзей. К счастью, со своей ношей все справились самостоятельно, но вот понимание, что на горки тоже надо закладывать силы, осталось. Зато уже из квартиры можно наслаждаться хорошими видами на город. Вовсю пахнет весной, природа просыпается.
Пожалуй, мы нашли самое классное жильё из всего возможного ассортимента: целый огромный верхний этаж в старинном здании, с двумя спальнями, тремя санузлами и большой гостиной. И всё это чудо за довольно скромные деньги. А прямо по соседству - кондитерская, где продают свежайшие паштейши. Везуха абсолютная.
Скажу сразу - город очень разный. Здесь найдётся место и древностям, и современности, а ухоженные и красивые здания будут соседствовать с заколоченными развалюшками. Но именно этот микс и придаёт Порту свою индивидуальность.
Одна из главных пешеходных улиц города утром выходного дня. Ленивые туристы ещё не вылезли из своих тёплых номеров, а арабские торговцы сувенирами уже в ожидании.
От былой красоты остался только фасад, что тоже немало. Что-то мне это напоминает.
Зато здесь всё на месте. Здесь есть что-то и от типичного юга Европы с его резными и коваными элементами, и от классического севера с его строгими формами.
А это здание мэрии. За три дня в Порту не было дня, когда мы не проходили мимо.
Приятная особенность Порту - здесь всё время кипит жизнь. К счастью, она связана не только с туризмом: деловая и культурная жизнь тут протекают очень активно - второй город в стране всё-таки.
Неожиданный микс католической каменной строгости и традиционной португальской плиточки.
Трамвайчики стали неотъемлемой частью города. В большем культе они, пожалуй, только в Лиссабоне, но об этом я ещё расскажу. Но здешний трамвай даже постарше будет - его запустили в эпоху промышленного процветания Порту, ещё в девятнадцатом веке.
С тех пор тёплые ламповые трамваи бегают по холмистым улицам.
Самые обычные консервы превратили в туристический аттракцион. Магазин, торгующий исключительно консервированными сардинами, находится на этом месте уже больше ста лет.
В честь этого в нём можно прикупить себе баночку с любым годом, начиная с года открытия. Естественно, по совершенно жутким ценам. И понятно, что они ничем не отличаются от сардин в обычном магазине.
Выходишь на залитую тёплым весенним солнцем площадь, огладываешь милые жмущиеся друг к другу домики, и сразу возникает чувство умиротворения. Хочется тихо сесть на скамейку с мороженкой и думать о вечном.
Ничего особенного. Просто типичная Португалия.
Немного видов на реку. Через реку находится уже формально другой город - Вила-Нова-ди-Гая. Хотя он неотделим от Порту, туда даже метро ходит.
Внизу под нами находится район Рибейра - самый старый район города. В отличие от довольно системной застройки и уличной сети на картинках выше (кстати, по расположению на холме они тоже выше - совпадение?), здесь дома раскиданы едва ли не хаотично. Узкие извилистые улицы карабкаются вверх-вниз, и совершенно неясно, какой сложности путь тебе предстоит проделать, если свернёшь в переулок.
Когда-то в самом низу располагались исключительно складские помещения для портовых нужд. Сегодня нижний уровень стремительно облагораживается, становясь больше торговым и туристическим центром. А трамвайчик проезжает в паре десятков сантиметров от столиков уличных кафе.
Внезапно...
Рассказывая о Порту, нельзя не упомнянуть про мосты через реку Дору. Один из них проектировал сам Эйфель - долгое время он использовался для движения поездов железной дороги. Потом построили новый, прямо рядом, а старый остался как памятник архитектуры и инженерной мысли.
Другой мост - Понти-Луиш I - построил уже ученик Эйфеля. Мост двухуровневый: внизу уровень для автомобилей, а наверху ходят поезда метро.
Немного красоты конструкций.
Как раз по этому мосту перебираемся через реку. Уже упомянутый город Вила-Нова-ди-Гая известен своими винными складами и погребами. Когда-то именно благодаря особому креплёному вину в Порту пришло процветание и мировая известность. С тех пор портвейн и Порту неотделимы друг от друга. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь портвейн - буквально Porto wine, то есть всё, что названо портвейном, может быть только отсюда.
Склады и погреба здесь находятся до сих пор, однако время накладывает свой отпечаток: в бывших промышленных зданиях открываются арт-галереи, ночные клубы, отели и рестораны. В общем, как это часто бывает, здесь теперь очень модное место и центр тусовочной жизни.
Но и про вино, конечно, не забыли. Можно зайти на дегустацию и отведать разные сорта портвейна в аутентичной обстановке винных погребов.
А потом навеселе отправиться гулять по району, открывая для себя интересные детали, которые могли появиться только здесь.
Бывшие тёмные проходы между складами стали самым хипстерским местом города.
Вдруг откуда ни возьмись...
А потом натыкаемся на маркет еды, где просто невозможно пройти мимо свежих морепродуктов и прочей местной вкуснятины.
Ну разве можно это не попробовать?
Вернёмся назад, поближе к центру. А в центре любого города у нас что? Правильно, центральный вокзал. Здесь он прекрасен.
Каменная и кованая красота.
Жители Порту знают правду жизни :)
Ещё немного занятных деталей.
Вечер в Порту.
Знаки из темноты.
Ужин аристократа, находящегося в портовом городе, славящимся своим вином: свежие креветки, портвейн и три вида сыра.
Порту - очень динамичный и очень живой город. Он очень чётко делится по своему настроению на районы: промышленная часть, примыкающая к реке, - это немного депрессивная область, но очень весёлая и тусовочная по вечерам. Если же подняться по холму повыше, то мы придём в район аристократии и деловой жизни. Конечно, со временем границы размываются, но такая многогранность очень к лицу этому городу.