Мой собеседник признает исключительно язык цифр. Задай ему вопрос - и первым делом услышишь математические выкладки…
Ночь перед отъездом выдалась холодной и необычайно тихой. Весь мир, казалось, утомился и затих. Неожиданно мой собеседник задал вопрос:
«Позволь тебя спросить, сколько ты ежегодно жертвуешь из своего дохода?».
Меня поразил этот вопрос, так странно прозвучавший после затянувшегося молчания. Прежде чем ответить, я спросил: «Почему ты интересуешься, если тебе известно, что скрывать сумму пожертвований намного предпочтительнее, чем обнаруживать ее? Как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
«Семь категорий людей Аллах (велик Он, Ему принадлежит вся слава) укроет в тени в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме ТЕНИ ЕГО…» К одной из них относится «скрывающий которого не знает о том, что делает правая…»
Но мой собеседник продолжал настаивать, и я растерялся. Что я мог ответить на этот вопрос? Действительно, сколько раз в год я делаю пожертвования? Этот вопрос мог разрешиться только к концу года. Он заметил мое замешательство.
- Давай я сформулирую вопрос иначе, чтобы тебе было понятнее. Прошло уже около двух недель с начала месяца. Сколько же ты потратил денег заэто время на благодеяния?
Я ответил ему сразу и без раздумий:
- Абсолютно ничего не потратил.
Собеседник мой закивал головой, будто он ожидал такой ответ, и опять заговорил языком цифр. Моментально подсчитав, он сообщил: «Да ты не жертвуешь и финика в день! Когда ты видишь нуждающегося, ты ничего не жертвуешь? Наверно, так?» Я утвердительно закивал головой.
- Ты предпринимал попытку их найти? Я имею в виду не только бедных и нищих, но и твоих родственников и соседей.
- Нет, никого я не искал: ни среди соседей, ни среди родственников, - ответил я.
- Допустим, ты ежедневно жертвуешь один риял (денежная единица Саудовской Аравии - прим.). Значит за год накопится 365 риялов. Сумма, естественно, небольшая, - и он выжидательно взглянул на меня.
- Да, это так, - согласился я. Уверенно подтверждая это, я осознавал тем не менее, что не жертвую такую сумму даже за год, хотя она и не слишком велика.
Мой собеседник продолжил:
- Благотворительность - весьма обширная сфера исполнения предписаний нашей религии. Она охватывает и денежную помощь бедным, и предоставление одежды раздетым, и пищи голодным, и обучение неграмотных, и спасение нуждающихся.
Аллах дал тебе деньги, заработок - больше трех тысяч риялов. Так чем же ты помог Исламу и мусульманам? Может быть, ты купил книги для своих собратьев? Или же ты хоть немного участвовал в строительстве мечети? Сколькимбедным ты помог?..
Добрые дела необъятны и стольже разнообразны, но, как ты видишь, мы украли у себя возможность их творить, а значит и вознаграждения за них!!! Почему бы, например, тебе не выделять ежемесячно какую-нибудь определенную сумму, которую ты бы мог потратить на добрые дела. Тем более, что в жизни от многого можно отказаться или расстатьсяс чем-то совершенно безболезненно и без ущерба, скажем, для здоровья.
Теперь давай займемся арифметикой. Если бы ты отказался только от одного стакана йогурта в день, ты бы сэкономил один риял, которого хватит для того, чтобы накормить скромную мусульманскую семью, не видевшую еду день или два. А если бы ты сэкономил на лишней одежде, которую ты привык покупать каждый год, то это составило бы почти сто пятьдесят риялов. И этого оказалось бы достаточно, чтобыкупить много книг об Исламе и раздать их в школах.
Твоя жена… Если бы она сильно желала получить в награду то, что есть у Аллаха, и жертвовала бы стоимость одного ее платья: ведь это целых 150 риялов в год! Да этого хватило бы на трансляцию двадцатиминутной исламской радиопередачи в таких странах, где ведется безжалостная идеологическая война против мусульман…
Посмотри, как поступила твоя жена! Да оденет ее Аллах в одеяние спокойствия в дни страха! И да превратит то, от чегоона отказалась ради Него в своей жизни в защиту от Ада в Судный День!
Брат мой, возьмем, к примеру, твой дом, увешанный и уставленный изысканными предметами роскоши. Откажись от какойнибудь вещи - и ты сэкономишь около 500 риялов. За эти деньги ты бы мог взять насебя расходы по обучению Корану трех учеников в течение одного года.
Аллаху Акбар! Ты видишь?!
Аллах дал блага в твои руки, не отнимая у тебя возможности пройти жизнь дорогой доброты.Он приумножит и сложит то, что для тебя поднимется в небо от самого сердца мусульманского ребенка, который изучил Коран благодаря твоей помощи… Почему твой сын не участвует в благотворительных делах? Если бы ты подсказал ему, что, отдав даже лишь одну игрушку, он поможет делу поддержки Ислама, как приятно было бы тебе увидеть на его лице радость, ведь он - сын Ислама. Его 35 риялов ты можешь отдать на развитие исламского журнала, который высоко держит лозунг единобожия, борется против нововведений и изобличает формы поклонения или ритуалы, являющиеся проявлением язычества. Этих денег хватит на год. Твоя небольшая поддержка поможет журналу продержаться на плаву,него полезные знания.
Да поднимет Аллах твоего сына на Эллеин (высокая ступень в Раю - прим.)!
И когда мой собеседник воспарил со мной на такие высоты богобоязненности и благочестия, он с воодушевлением произнес: «Видишь, ведь это не сказывается ни на твоем жилье, ни на питании, ни на твоем гардеробе». И поразив меня в самое сердце, добавил: «КлянусьАллахом, я видел многих в поисках всего лишь куска хлеба!А ведь того, что у тебя остается лишним от ежедневного обеда, им хватит на целую неделю».
Плачут глаза от беды твоей, о умма моя!
Оплакивать будем доколе тебя, о умма моя?!
Мы немного помолчали. Я боролся со слезами смущения, переполнившими мои глаза.
Мой собеседник растроганным голосом произнес: «Сколько бедных ты накормишь, скольким нуждающимся поможешь, сколько раз ты постучишь в двери доброты и сколько награды за это приобретешь!..»
- Если ты внимательнее посмотришь, то увидишь, что это только вершина огромного айсберга. Так, если бы благосостоятельный мусульманин, собирающийся в турпоездку, отказался от нее и пожертвовал ее стоимость, - то он смог бы обеспечить пропитанием и одеждой целый мусульманский поселок, или даже два, в течение целого года!..
И собеседник мой в сердцах махнул рукой:
- Представь себе, сколько еще можно найти подобных примеров.
И он оставил меня наедине с языком цифр. В моих ушах звучал стон мусульманских детей: «Где вы, мусульмане? Почему вы покинули нас?»
Воображение мне живо рисовало, кому и как я сумел быпомочь: больным, голодным, сиротам… Как же я мог оставаться равнодушен к их и глух до этого дня, пока не встретил благородного мусульманина, так ярко и убедительно говорившего языком цифр?!
Из книги Абдуль Малика аль-Касем, «На пороге будущего»