Предположу, что многие согласятся с той мыслью, что в природе (как в окружающей, так и в самой природе человека) действуют некие силы, которые управляют действиями или побуждают к ним. Что это за силы? В этом смысле интересно обратиться к таким "столпам мудрости" как "Этика" Б. Спинозы и Шримад Бхагавад-Гита, и сравнить их взгляды на эту проблематику. Любопытно то, что взгляды, изложенные в этих двух трудах, на мой взгляд, как мы увидим ниже, очень схожи...
[Читать продолжение]По Бенедикту Спинозе, аффекты являются теми силами которые управляют действиями человека. "Под аффектами я, - говорит Спиноза, разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний" (цитаты даются по переводу Этики Б. Спинозы Н.А. Иванцова). Cлово аффект происходит от латинского affectus - страсть, переживание; affectus - причастие от глагола afficio - основное значение - влиять, причинять, воздействовать. Таким образом в слове affectus заложена идея внешнего воздействия, т.е. такого, которое не поддается контролю.
Под гунами материальной природы (буквально - "верёвка" на санскрите) в Индуизме понимаются свойства, качества материальной природы, которые определяют действия человека (и всех живых существ), в том числе и мышление. Эти начала материальной природы буквальным образом "связывают" человека по рукам и ногам, заставляют его действовать тем или иным образом. В Индуизме выделяются три гуны материальной природы: гуна благости (саттва), гуна страсти (раджас), гуна невежества (тамас). Гуны возникают из материальной природы и являются движущими силами всех живых существ. В главе 14 "Три гуны природы" Шримад Бхагавад-Гиты описываются свойства этих трёх гун. Гуна страсти, "рожденная влечением, источник вожделения и привязанности, ... связывает ... привязанностью к деяниям ради плодов" (цитаты даются по переводу Шримад Бхагавад-Гиты С.М. Неаполитанского). Гуна невежества "ввергает в заблуждение". Гуна благости "ведёт к просветлению и очищению". Но даже эта последняя, самая благостная гуна, связывает "привязанностью к счастью и привязанностью к знанию". Таким образом, все три гуны связывают человека, т.е. делают его несвободным, однако "пребывающие в гуне благости идут вверх, пребывающие в гуне страсти остаются в середине, а пребывающие в низшей гуне идут вниз".
Бенедикт Спиноза в свою очередь выделяет "три первоначальных или главных аффекта, а именно: аффекты удовольствия, неудовольствия и желания. Под желанием Б. Спиноза подразумевает любого вида влечение и говорит, что "желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию". Таким образом, в основе любого действия человека лежит сознательное желание его совершить: "желание есть влечение, соединенное с его сознанием". Два оставшихся аффекта определяют направленность этого действия. Аффект неудовольствия "есть переход человека от большего совершенства к меньшему". Аффект удовольствия "есть переход человека от меньшего совершенства к большему". Под истинным удовольствием подразумевается не столько физическое состояние приятности в теле, а такие состояния духа, как: любовь, надежда, расположение, преданность, и др. Наибольшее удовольствие приносит стремление к познанию Истины. Однако и удовольствие является по терминологии Б. Спинозы "страдательным" состоянием, ибо и оно держит человека в узах деятельности. Поскольку человек действует под влиянием аффектов, человек бессилен перед ними, т.е. перед законами природы. Поэтому любое действие изначально несвободно, в том смысле, что оно является результатом влияния одного из аффектов. Каков же путь обретения свободы?
Освобождение от уз гун по Шримад Бхагавад-Гите предполагает осознание человеком, что не он является деятелем, а гуны действуют через него. "Если созерцающий видит, что нет исполнителя действий, кроме гун, и знает того, кто выше гун, то он достигает Моей (= божественной) природы". Таким образом, человек, стоящий выше гун "одинаков в счастье и несчастье, пребывает в себе и одинаково взирает на ком земли, камень и золото, приятное и неприятное, стойкий, равный к порицанию и похвале". Подобным же образом по Б. Спинозе тот, "кто обладает правильным знанием того, что все вытекает из необходимости Божественной природы и совершается по вечным законам и правилам природы, тот, конечно, не найдет ничего, что было бы достойно ненависти, осмеяния или презрения...". Иными словами, как по Б. Спинозе, так и по Шримад Бхагавад-Гите, истинное освобождение человека заключается в осознании того, что все действия совершаются не им самим (т.е. человеком), а природой. Это осознания приводит человека к освобождению, Богу и божественной любви: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты" (Б. Спиноза). Ведь Бог стоит над гунами и аффектами. Поэтому тот, кто поднимается над гунами и аффектами достигает божественной природы.
Итак, согласно как "Этике" Б. Спинозы, так в Шримад Бхагавад-Гите, существуют три природные силы (аффекты, гуны), которые управляют действиями человека посредством желания (страсти, влечения) к действию, удовольствия (благости) и неудовольствия (темноты, невежества, ибо невежество ведёт к страданию). Также существуют многочисленные комбинации этих аффектов и гун. Освобождение от них подразумевает осознавание себя не-деятелем и, тем самым, достижение божественной природы.