Рассуждая о бытии Вселенной, т.е. о всём сущем, включая как физическое, так духовно-ментальное измерения этого мира, мы неизбежно приходим к идее Единства. Эта концепция близка многим философским школам, ученым, мыслителям. Примечательно то, что в рамках русской религиозной философии идея Всеединства стала одной из центральных и наиболее разработанных в трудах отечественных философов, таких как В.С. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и др.
Под единством вселенной я подразумеваю взаимопроникновение и взаимовлияние всех элементов сущего на основе сложнейшей системы взаимодействий. Такое понимание исключает возможность существования абсолютно отдельных сущностей, которые бы не испытывали и сами не оказывали влияние на другие элементы системы.
[Читать продолжение]Основоположник теории Всеединства В.С. Соловьев дает ему следующее определение: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв «Оправдание Добра»). Такое определение предполагает Единство не как довлеющий над всеми Закон и не допускающий существование индивидуальностей, а как творческая сила изнутри изменяющая мир, и двигающая его к какой-то только ему самому известной цели. Это определение позволяет сохранить как единство, так и относительную индивидуальность всех составляющих Мира.
Современная квантовая физика косвенно подтверждает такие взгляды на Вселенную. Одним из ярких представителей физиков-философов был Дэвид Бом с его холодвижением /от др.греч. holos - полный, целый/. Примечательно, что изначально занимаясь квантовой физикой, он пришёл к ряду философских выводов и вскоре обнаружил поразительное сходство своих взглядов со взглядами известного индийского философа Джидду Кришнамурти, с которым впоследствии лично познакомился. В понимании Д. Бома ничего абсолютно отдельного во вселенной не существует. Любая отдельность или граница - иллюзия. «Взгляд, что все фрагменты существуют в отдельности - очевидная иллюзия. и эта иллюзия не может не привести к бесконечным конфликтам и путанице» /Д.Бом/. Д. Кришнамурти: «Там где есть разделение, неизбежно будет конфликт». Итак, в этом мире нет границ. Все границы условны. Границы существуют лишь в сознании человека. Освобождаясь от иллюзорных и условных границ в нашем сознании мы постепенно приходим к видению мира как целого.
Но мир - это не статичное целое. «Каждая относительно самостоятельная и устойчивая структура должна пониматься не в качестве чего-то независимо и постоянно существующего, но скорее в качестве производной, рождённой в целостном движении потока и, в конце концов, растворяющейся в этом же потоке. То как она порождается и поддерживает своё существование, следовательно, зависит от её локальной функции внутри потока» /Д. Бом/. Таким образом, наш мир - динамично развивающееся в пространстве и времени система взаимосвязей и элементов между ними. Нет ничего постоянного, нет постоянных сущностей, одни сущности перетекают в другие. Наш мир - это поток, в котором сущности, вещи, то возникают, то исчезают.
В этом потоке нет островов. Всё взаимосвязано. Действие /волна/ в одном месте потока неизбежно оказывает своё влияние на весь поток. Вспомним слова старца-инока Зосимы из Братьев Карамазовых Ф.М. Достоевского : «... ибо все как океан, все течёт и соприкасается, в одном месте тронешь - в другом конце мира отдаётся» (Достоевский - Братья Карамазовы). Наш мир подобен системе динамически изменяющихся сообщающихся сосудов. Изменение уровня жидкости в одном сосуде незамедлительно приводит к изменению ее уровня во всех других сосудах. Наш мир - каждая составляющая нашего мира - от мельчайшей до огромной - подобны этим сообщающимся сосудам.