Он много пил, бродил по своему городку, одетый в лохмотья, и фотографировал женщин. Соседи считают его отшельником. Коллекционеры и критики искусства видят в нём одного из важнейших фотографов двадцатого века. 82 года прожил чешский фотограф и художник Мирослав Тихий (Miroslav Tichy) и никто не замечал его работы. Он творил исключительно для себя, не подразумевая, что его работы кто-то увидит, и тем более купит. Теперь он в моде и популярен. Cтоимость некоторых фотографий на сегодняшний день достигает 12000 евро, но внезапная знаменитость ему безразлична. Мирослава Тихого больше не интересуют фотографии, которые он фотографировал самодельной камерой как одержимый в 60-x - 80-х годах. Подробней о М.Тихом и его работы под катом.
Мирослав Тихий родился в моравийской деревне Нэтчице, неподалёку от Брно, в 1926 году. Он обучался живописи в Пражской Академии Художеств с 1945 по 1948, пока не был арестован.
В его ранних живописных работах заметно увлечение экспрессионизмом. После победы коммунистов, молодой и многообещающий мир Тихого начал стремительно разрушаться. Художник, к счастью, оказался неспособен подчиниться новой политической системе и посвятить себя служению cоцреалистической музе.
Преследуемый коммунистическим режимом Чехии, Тихий провёл восемь лет в лагерях и тюрьмах; по единственной причине - инакомыслие - он подозревался в подрывной деятельности против коммунистического режима.
После освобождения он превратился в "неудачника" без перспектив, без работы. Люди стали сторонится человека, который не боясь никого, открыто критиковал режим коммунистов. Его внутреннее стремление противостоять тоталитарному режиму никогда не ослабевало. Мирослав Тихий стал известен как бродяга, пренебрегающий правилами приличия и живущий под открытым небом. Его протест выражался в полном неприятии социальных ценностей.
Он бродил по своему городку, одетый в старое рубище с фотоаппаратом в руках и фотографировал женщин. Его норма была - сто (!) фотографий в день.Он фотографировал через окно проходящих мимо женщин, через забор плавательного бассейна, на улицах, в магазинах и парках - самодельной камерой, сделанной из жестяных банок, сигаретных пачек, остатков от рулонов туалетной бумаги и другого хлама, который он находил на улицах. Линзы вытачивал из оргстекла с помощью наждачной бумаги и полировал зубной пастой. Каждый день он возвращался домой с сотней снимков и печатал их на таком же примитивном оборудовании, делая всегда только один отпечаток с выбранного негатива, размытый, туманный, наполненный примитивной импрессией. М.Тихий ловко доводил и украшал свои снимки с помощью карандаша. Иногда он наклеивал снимок на картонку, создавая подобие рамки.
Фотографии повсюду в его доме - многие из них пыльные, грязные, частично порваны и погрызены крысами. Они для него одновременно и как дети и как друзья и как враги. Он живёт фотографией и фотографии благодаря этому оживают сами. Некоторые снимки ему настолько нравились, что он спал с ними, ел, ставя тарелку прямо на них, не в силах оторваться от созерцания.
Он творил, подталкиваемый навязчивой страстью к подглядыванию, но в ключе меланхолии и поэзии. Это всего лишь продукт его навязчивой идеи. Тихий снимал исключительно для себя, не полaгая, что его работы кто-то увидит, и тем более, купит.
Немногие снимки Тихого стали известны общественности, когда он выиграл "New Discovery Award" в Арле.
Тихий никогда не был за границaми Чехословакии, никогда не собирался выставлять свои работы и, тем более, продавать. Сам художник говорит, что не собирается посещать какие либо из своих собственных выставок и, что если кто-то хочет действительно посмотреть его работы, то пусть приходит к нему в гости, он с удовольствием их покажет.
Фотографии несомненно живут, дышат, рассказывают нам истории местных женщин и девушек которые являются основными объектами съёмки волшебной камеры Мирослава Тихого.
Он всё ещё живёт в той же маленькой деревне, в которой родился в 1926 году.
Мирослав Тихий: ... Я не подбирал красавиц из кинофильмов, я снимал и рисовал все, что, как мне казалось, похоже на этот мир. Вот такое мне пришло в голову. Все, что можно было распознать глазом, я снимал. Я не оптик, я - атомщик, потому что должен обследовать каждый атом. Видите, эти фото грязные, грязь творит поэзию, дает художественное качество. Это не абстрактные творения, это конкретика, это глаз. Женщина - это мой мотив. Все остальное меня не интересует. Но я не сближался с ними, не пускался с ними во все тяжкие. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится, и, может быть, я пошел бы на какой-то контакт, я осознаю в этот момент, что меня это собственно не интересует. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротика - это все равно только мечта. Это наша иллюзия. Это поэзия.